Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 функции семьи




16-17 – «3».

16 – «3».

Эссе: 0-2

Экзамен (зачет) по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

Проходит в письменной (необычной, нетрадиционной) форме в 2 этапа.

1 этап – вопрос - эссе (проверка знаний) Включает творческое сочинение (эссе) по программе курса. Студент должен ответить на вопрос с использованием ЗУН из дисциплины «Психология художественного творчества».

Отводится 30 минут. За 1 часть – от 0 до 2 баллов получает студент

2 этап – состоит из двух частей.

Первая часть - индивидуальный билет (выполнение творческого задания).

Вторая - тестовая часть. Вопросы в тестовой форме. Тестовые вопросы студенты не знают. Предлагается 4 варианта ответа, один правильный. Отводится 40 минут. Перечень 120 вопросов заранее не дается студентам. Тесты из единой базы. 20 вопросов выносятся на экзамен (на следующий год увеличится до 30).

После экзамена проверяются ответы и выставляются баллы по шкале и объявляются результаты:

1 этап:

2 этап:

19-20 – «5»;

18-17 – «4»;

Итак с учетом баллов за вопрос шкала меняется:

22-20 -«5»;

19-18 – «4»;

В течение семестра готовят студентов писать эссе (разработаны критерии оценки.)

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Студентам-заочникам следует ориентироваться на самостоятельное изучение материала по учебникам и учебным пособиям, указанным в списке основной литературы. Данные учебные пособия необходимо внимательно прочитать и законспектировать. Дополнительную литературу можно изучать с целью более глубокого ознакомления с дисциплиной. Студенты-заочники должны написать реферат, темы которых приведены в соответствующем списке. Кроме того, студентам-заочникам необходимо ответить на рад проверочных вопросов, приведенных ниже.

 

Проверочные вопросы для студентов-заочников

 

1. Охарактеризуйте семью как социальный институт: типы, функции.

2. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу.

3. Каковы основные проблемы современной семьи?

4. Охарактеризуйте развитие отношений в предбрачной паре.

5. Назовите предбрачные факторы «успеха» и «риска».

6. Сформулируйте основные психологические критерии любви.

7. Найдите и обоснуйте различия между такими состояниями, как любовь, влюбленность, частичная любовь.

8. Выделите основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку.

9. Назовите основные компоненты супружеской совместимости.

10. Каковы основные этапы супружеских отношений?

11. Назовите кризисные периоды развития супружеских отношений.

12. Какие факторы оказывают влияние на семейное благополучие?

13. Назовите основные причины семейных конфликтов.

14. Охарактеризуйте этапы конфликта.

15. Раскройте основные характеристики типичных конфликтов.

16. Обоснуйте способы выхода из конфликта.

17. Каковы основные причины разводов?

18. Мотивы разводов у мужчин и женщин. Сходство и различия.

19. Есть ли различия в причинах и последствиях разводов в современных и традиционных семьях?

20. Кому чаще принадлежит инициатива разрыва семейных отношений?

21. Чем различаются юридические и психологические формы развода?

22. С какими стереотипами сознания работает метод «социальной сети»?

23. Какие особенности поведения родителей, по З.Фрейду, влияют на личностное развитие ребенка?

24. В чем значение родительства для взрослого человека?

25. Какие позитивные личностные качества человека, по Э. Эриксону, формируются в детстве в условиях разумной родительской позиции?

26. В чем различие материнской и отцовской любви?

27. Сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходах.

28. Покажите взаимосвязь целей и методов в бихевиористской и гуманистической моделях детско-родительских взаимоотношений.

29. Перечислите основные понятия, которые используются для теоретического и экспериментального анализа родительско-детских отношений.

30. Подумайте, как личностные качества родителя–субъекта взаимодействия конкретно могут влиять на характер, содержание, эмоциональную окраску детско-родительских отношений.

31. Какие качества присущи оптимальной родительской позиции?

32. Какие стили воспитания могут встретиться в неполной семье: материнской, отцовской?

33. Охарактеризуйте родительские отношения в многодетной семье и в семье с единственным ребенком.

34. Как происходит формирование материнской позиции в период беременности?

35. Опишите причины и возможные нарушения в формировании родительской позиции.

36. Каким образом ребенок оказывает влияние на стиль родительского поведения?

37. В чем состоит постоянство и изменчивость родительской роли?

38. Как изменяются содержание и стиль детско-родшельских взаимоотношений в подростковом и юношеском возрасте?

39. В чем сходство и различие прародительской и родительской позиций человека среднего возраста в семье?

40. Рассмотрите взаимосвязь поколений в обществе как механизм культурного наследования.

41. Рассмотрите взаимоотношения поколений в семье как механизм психологического наследования.

42. Поразмышляйте, какие данные вашего собственного жизненного опыта свидетельствуют о существовании семейного позитивного и негативного психологического наследования.

43. Каковы социальные ожидания в отношении роли бабушки/дедушки в семье?

44. Охарактеризуйте основные подходы к семейному консультированию.

45. Раскройте основные стадии процесса консультирования.

46. Опишите методы и приемы, используемые в семейном консультировании.

47. Охарактеризуйте основные подходы семейного консультирования.

48. Назовите основные типы практики работы семейных консультантов.

49. В чем состоят основные требования к работе с супружеской парой?

50. Назовите особенности консультирования по поводу сложностей взаимоотношений с детьми.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Тема 1. Сущность брака и семьи

 

Семья как социальный институт, как малая группа и как система
взаимоотношений. Изменчи­вость форм семьи и брака, их обусловленность социально-экономическими и культурно-историческими условиями.

Семья в современном обществе, ее место, роль и значимость в жиз­
ни социума и отдельного человека. Соотношение понятий «семья» и
«брак». Понятие «супружество» как личностное взаимодействие мужа и
жены, его существенные признаки.

В основе семьи лежат детско-родительские отношения, а в основе брака – брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.

Социологи определяют брак как «исторически изме­няющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, по­средством которой общество упорядочивает и санкционирует их по­ловую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности».

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юриди­ческого, нравственного) мужчины и женщины. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральны­ми принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметрич­ность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной их детей, а также других родствен­ников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья — это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Наличие такого триединого отно­шения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений харак­теризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собствен­но семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семей­ной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, се­мьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством.

 

Понятие «функции семьи».

Основные и дополнительные функции семьи.

Под «функцией семьи» понимается сфера ее жизнедеятельности, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей членов семьи.

Основными функциями семьи, являются:

1. репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение де­тей, продолжение человеческого рода);

2. экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрос­лых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

3. воспитательная (формирование личности ребенка, системати­ческое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное вли­яние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

4. коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искус­ством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Дополнительные функции современной семьи: хозяйственно-бытовая, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная, первичного социального конт­роля, духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспо­собленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (ре­продуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функ­ция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между се­мьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и пе­редачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии чле­нов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают истори­ческий характер связи между семьей и обществом, раскрывают исто­рически преходящую картину того, как именно происходит рожде­ние, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Мед­ков В. М., 1996).

В отдельные исторические периоды семья выполняет все или по­чти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих фун­кций берет на себя государство.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволя­ет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обо­снованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоян­ные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исхо­дя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и ма­теринством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в фи­зической и психической интимности (там же, с. 6—7).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.