Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бабушки и дедушки




Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. Это касается даже американских семей, в кото­рых принято раннее отделение от родительской семьи и жизнь пожи­лых родителей отдельно от семьи взрослых детей («опустевшее гнез­до»). Крайг показывает, что роль бабушек и дедушек может быть осо­бенно важна в случае неполных семей (в таких семьях сейчас живет каждый пятый ребенок в США) и в том случае, если мать вынуждена работать (такова ситуация фактически в каждой второй семье с деть­ми до 3 лет (US Bureau of the Census, 1993) (цит. по: Крайг Г., 2002). В российских семьях роль «третьего поколения» (а иногда и праба­бушек) особенно велика. В России в данное время 12% неполных се­мей (Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И.), большинство женщин работает. Во многих семьях, номинально (по прописке и, со­ответственно, по переписи населения) являющихся нуклеарными, существует как бы «институт приходящих бабушек», которые выпол­няют роль нянь (для внуков-дошкольников) и гувернанток (сопро­вождение в школы и помощь в приготовлении уроков внуков-школь ников). Можно сказать, что во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи». В особенности такая ситуация прослеживается в разрушенных, «эрозированных» семьях с распавшимися или несосто­явшимися супружескими звеньями (например, при внебрачных рож­дениях у несовершеннолетних матерей).

Под термином «держатель семьи» мы понимаем члена семьи, кото­рый в наибольшей степени ощущает и несет на себе ответственность за перспективы семьи и будущее детей. Такую роль, по нашим дан­ным, играют сельские бабушки по отношению к своим внукам, рож­денным уже городскими матерями — их дочерьми или невестками. Наиболее ярко это проявляется в случае эрозированных (по структу­ре) семей (являющихся неблагополучными по выполнению своих фун­кций). Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществля­ет уход за внуками, берет на себя ответственность за него и его буду­щее, взаимодействует с внешними организациями (оформление опеки, взаимодействие со школой, муниципальными органами и т. д.). В слу­чае нездоровья или смерти такой бабушки-держателя семьи внуки ока­зываются в той или иной мере под опекой государства, так как никто из других членов семьи (мать или внебрачный отец) не способен взять на себя заботу о ребенке. Но это крайний случай, обычно же бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери рас­тить ребенка.

Американские психологи отмечают, что функции бабушек и деду­шек обычно отличаются от родительских, и у них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками. Прародители чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отно­шения отличаются большей игривостью и раскованностью (Lewis, 1987). Бабушки чаще рассказывают внукам о своем детстве или о дет­стве их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции (Крайг Г., 2002).

Российские авторы указывают на большую значимость и разнооб­разные возможности бабушек и дедушек в семье. Это и психотерапев­тическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношения между внуками (поддержка первенца при рож­дении второго ребенка), и подготовка к школе внука, и, конечно же, помощь школьнику и т. д. (Панкова Л. М., 1998).

Автор указывает на различие отношений к внукам со стороны роди­телей матери и родителей отца: «Если отношения с невесткой не складываются, осложняются отношения с сыном, часто отходят в сторону и внуки со стороны сына. Внуки же со стороны дочери ближе, и они на­вечно». В случае развода родители матери начинают еще больше помо­гать ей по уходу за детьми. «Так у ребенка формируются совершенно абсурдные понятия — "своя бабушка" или "настоящий дедушка"» (там же, с. 116). Автор пишет, что в части семей «справедливая бабушка» по отцу соглашается помочь в уходе за одним внуком от сына и от дочери, однако отстраняется от забот по воспитанию второго ребенка. Можно сказать, что прасемья со стороны матери не имеет такой же возможнос­ти внутренней и поведенческой «демобилизации» от внуков.

Чешские авторы пишут о позитивной роли бабушек и дедушек, об их взаимной любви и привязанности к внукам, указывая, что при раз­воде родителей не следует прерывать отношения старшего поколения с любимыми внуками, которых они растили. Часто развод бывает на­много тяжелее для родителей разводящихся супругов, чем для них са­мих (Воспитание в неполной семье, 1980).

А. И. Захаров останавливается на негативном влиянии бабушек в семье, рассматривая выборку семей с сыновьями 7-8 лет, испытыва­ющими трудности в обучении в первом классе. «Следует отметить осо­бую роль бабушек, уменьшавших до минимума активность детей своими назойливыми наставлениями, приказами и запретами. Они ав­торитетно насаждали свое понимание, свой образ жизни. Их убежден­ность в своей правоте не поддавалась логическим разубеждениям (За­харов А. И., 2000, с. 82). По своим характерологическим особеннос­тям это были авторитарные женщины, с некоторой паранойяльной настроенностью и тревожностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.