Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции религии. 1 страница




 

Социальные функции религии.

1. Задаёт мировоззрение. Она определяет ориентиры, критерии, нормы, цели, смыслы понимания мира, человека, общества. Предоставляет верующему вырваться за пределы собственной ограниченности, решить проблему смысла существования, поддерживать надежду на избавление от страданий, смерти, благополучия и т.д.

2. Компенсаторная (более важная, как считает лектор). Религия восполняет ограниченность человеческой жизни. Например, в исламе существует обязательный налог, перераспределение налога в пользу бедных в рамках общины.

Психологически индивидуальная компенсация тоже играет большую роль. Эти механизмы восстанавливают душевное равновесие. Например, отрицание проблемы. Забывание неприятного. Вытеснение. Замещение (невозможно реализация желания, но замещаем чем-то иным, например, противника не победить, давайте иголкой потычем в рисунок). Обеты, обретение духов защиты (в шаманстве) всякие играет большую компенсаторную функцию. Институт гуру. Послушание, избранничество, подражание святым. Арсенал колоссальный, причём он слабо изучен.

3. Функции коммуникации и регуляции. Религия мотивирует действия человека так, чтобы они отвечали требованиям общества, чтобы индивидуальные потребности были подчинены общественным. Религия задаёт образцы для подражания, систему норм. Она осуществляет систему контроля, систему поощрений и наказаний. В классическом индуизме самое страшное – изгнание из касты. Религия интегрирует людей в пределах общего вероисповедания. Она объединяет, но она же разъединяет на разной основе и очень сильно влияет на социальный процесс.

Какие-то культурные явления насаждают, какие-то отвергает. С одной стороны, сохраняет традиции, с другой, что-то из нового отвергает.

 

Мифологическое сознание. Это крепкая связь человека с природой. Каждый человек – представитель своей группы. Основная мифа – идеологическая, т.е. функция объяснения. Объяснение в мифе не рационально. Проходит объяснение от противного (в какие-то времена всё происходило не так, как сейчас, происходит что-то, после чего мир стал таким, каким он сегодня). В мифе замещаются причинно-следственные связи. То, что создано раньше, более ценно. Важен материал, из чего сотворено (для понимания сущности важно).

 

17 сентября 2011 г.

 

Мифологическое сознание.

С первой половины 19 в. стали изучать греческие мифологии. Образовалась мифологическая школа (например, Макс Мюллер). В 1860-1870-е гг. Кто-то считает, что миф – это олицетворение природы. До 20 в. были популярны народные сказки (Красная шапочка – затмение солнца). Биологические теории – миф – это порождение сознание. Кто-то считает, что миф – это практика взаимодействия с природой.

Объяснительная функция. Миф объясняет, почему мир устроен именно так. Когда всё было не так, но мир стал таким, как сегодня, после какого-то случая.

 

Наиболее распространённые сюжеты

Космипологические (как-то так). Мир появляется из чего-то первоначального (океан).

Теоганические (один бог породил другого и т.д.). Иерархия богов появляется.

Астрагонические мифы.

Антропоганические мифы – происхождение человека.

Этногонические – происходжение рода.

Эстокологические мифы – мифы о конце света.

Мифы о всемирном потопе.

Мифы о душе.

Мифы о непорочном зачатии тоже популярны.

Мифы о культурном герое. Культурный герой – это мифологический персонаж, который дал людям огонь, ремёсла, научили их что-то делать.

Календарные мифы. Связано с календарным годом.

Близнечные мифы. Мифы о близнецах.

 

Мифология плохо подвержена переменам.

Что раньше было космосом? Наш космос – это то, что нам известно. Это наш куст, это наш сад. А вне космоса – это хаос. Поэтому подозрительно относились к иностранцам.

Внук – это родившийся маленький дедушка. Род постоянно воспроизводится. Смерть – переход в иное состояние. Этим объясняется лёгкость ритуальных смертей. «Иной свет» появился позже. Представитель рода – представитель внутриродовых связей, он – набор прав, обязанностей, он соответствует статусу.

Ещё сознание связана с ритуализованностью бытия. Всё жёстко обставлено нормами.

Это мифологическое сознание существует, и даже после перемен, развития общества вот эти элементы мифологического сознания остаются.

Когда общество усложняется, большую роль начинают играть календарные мифы. эстологические (?). По мере усложнения важную роль играют социальные мифы с обоснованием власти, статуса вождей, царей и т.д.

 

Фетишизм.

Описан на материалах Африки (там лучше всего сохранился). Слово происходит от португальского «фитико» (магическая вещь). Описан в 15 в., когда португальцы прибыли в Африку и увидели обряды. Аналоги есть у всех народов, ясное дело. Выбирали фетиш – некий магический предмет, который помогает тебе. Не помогает – выбрасывают, находят новый. За ним ухаживают (раскрашивают, кормят), наказывают (чтобы лучше работали). В Бразилии – воткнутые в землю палки. Были английские законы в Средние века, запрещающие поклоняться камням (что указывает на то, что тогда в Англии фетишизм был).

 

Тотемизм. Ещё одна форма ранней формы религии.

Происходит от «ототемам», у североамериканских индийцев он значил «мой род» (?). На примере австралийских племён лучше всего описан. Тот или иной предмет, растение, животное – родоначальник группы (не обязательно рода). Почему? Есть много объяснений. Есть общества, где у женщин свой тотем. Связь между тотемом и группой считается реальной. Убийство тотема – то же самое, что и убийство родственников.

У кого-то тотемом был медведь. Их тащили из леса (маленьких), кормили (женщины – своей грудью). Потом убивали, прежде прося передать что-то предкам. Мясо медвежонка варили – для воспроизводства связи с предками и возобновления связи между всеми членами группы. Потом кости относили в лес, чтобы вокруг костей снова появилось мясо, и так появится новый медведь.

Тотемизм племенной. Брачных классов. Половой. Индивидуальный (у знахарей есть индивидуальные тотемы).

Через тотем общество само себя осознавало как некое структуру, как различие разных групп. Через тотем фиксировалась связь между членами, статус в группе. Тотемизм связан с многочисленными мифами связи женщин с животными (животные похищали женщин, и появлялись у них дети).

Есть мифы, где культурный герой – животное, а не человек.

 

Магия – это следующая форма. Не все исследователи считают магию формой религии, многие считают, что религия мыслится как систему, где бог выше человека, а в магии человек командует магическими силами. Лектор считает, что это всё-таки ранняя форма. первоначально грех – это ошибка в обряде, в произнесении молитвы. Это плохо, потому что это оскорбит божество. Это чисто магическое отношение к обрядам.

К магии прибегали не всегда, а когда были не уверены в результате. Малиновский: если малеонезийцы приступали в действию, которое всегда давало результаты, но к магии не обращались. А если действие не даёт обязательно результат или оно опасное, то прибегали к магии. Поэтому смысл магии в том, что ритуал магический придавал уверенности в действии человека.

Классификации магии.

Магия контактная. Через соприкосновение.

Инициальное. Если объект недостигаем, то можем действовать на расстоянии. Например, хорошо отметить Новый Год, чтобы весь год хорошо было. С правильной ноги вставать, чтобы день был удачным.

Апотропиическая (отгоняющая). Амулеты, жесты, звуки. Круги рисовать вокруг себя, чтобы нечистая сила не проникала. Избегание каких-то мест.

Катартическая (защитная). Ритуальные омовения, окуривание, кровопускание. Пост тоже (очищает организм магическим образом).

Вербальная магия. Произнесение заклинаний. Есть модель, как строятся заклинания. Всегда есть отсылка к авторитету. Малиновский описывает 3 типичных элемента заклинания: апелляция к предкам/культурным героям (на худой конец сакральное место), чтобы показать богу (?), что ты законно пользуешься заклинанием; кинетический эффект (имитация звук леса, животного), это яркое выражение; заявление о желаемом событии (делается в форме категорического требования или в прошедшем времени).

Цепочка от Малиновского: эмоция – замещающее действие – психологическое облегчение – вера в действенность магии.

По целям магия различается

· вредоносная (даже в России были дела против магии, например, аж в 17 в. кого-то высекли, правда, не убивали);

· военная (боевая);

· промысловое (животное надо заколдовать, чтобы оно само приходило для его убийства; чтобы хозяин леса не обижался, у него просили прощение, как в фильме «Аватар»);

· лечебная (если кровотечение локальное, заговор действительно останавливает кровотечение, но нужно подобрать интонацию);

· любовная (намажьте девушке спину окрой, и она ваша);

· метеорологическая.

Какой-то магией занимались все, какой-то только специалисты могут (или давали ценные советы).

 

Отличие магии от религии. Малиновский считает, что это разные вещи, потому что религия занимается фундаментальными основами жизни, а магия – вопросами повседневными.

 

Анемизм. От латинского «анима» (душа) или «анимус» (дух). Душа существует отдельно от человека.

Это представление о душах, духах, которые могут существовать отдельно от человека, животного. Если у человека есть душа, почему бы ей не быть у дерева, ручья, камня. Это особенность мифологии – не отделять человека от окружающей среды. В североамериканском племени у кого-то что-то украли, во сне увидел, кто украл, он указал потом на «вора», и его наказали. Почему поверили? Душа во сне летала, видела.

Анемизм связан с представлениями о смерти.

 

Анематизм – это не анемизм, учти! Иногда ошибаются. Анематизм – это вера в существование безликой силы, которая всюду распространена и которая оказывает влияние на жизнь людей. Человек удачливый, ловкий, отличающийся здоровьем, красотой обладает этой милы. Мана – так называется сила у малазийцев (?). Силу можно эту стяжать. Люди такие табуированные. Нельзя касаться вождя, колдуна («а то направит на тебя кость, и всё, готово дело»). Табуированные действия – для того, чтобы силу не растерять. Кстати, фараоны никогда не мылись (у них были масла, духи), но вода не должна была касаться их тело, чтобы не смыть их особый статус, силу. В грузинских сказках есть выражение (о принцесса) не виданная под солнцем красавица, потому что касание солнца приводит к потере красоты, например. Чужие фетиши тоже нельзя касаться, потому что то, что помогает одному, другого может убить.

Сегодня тоже проявляется. С одной стороны, тяга к чему-то, с другой стороны, опасение.

 

Развитие погребальных культов и представлений о смерти и покойниках.

Представление о том, что происходит с умершим, менялись. Сначала загробного мира не было. Душа просто поселяется в тотем или находится у места захоронения. Веночки на месте ДТП лектора наводят на мысль о том, что тут роль играют какие-то архаичные представления о том, что душа посещает место гибели. Умершие могут являться во сне, наяву.

Далее появляются идеи реинкарнации. Одновременно появляются о живых покойниках (если неправильно похоронил, они могут придти). Связывали трупы (особенно если умер не своей смертью, их опасались), чтобы не встал и не пришёл.

 

 

24 сентября 2011 г.

 

Начали говорить про погребальные культы.

Анимизм – это мысль о том, что существует отдельный от людей и других объектов души и духи. Аниматизм – представление о разлитой везде силе, которые сосредоточены вокруг некоторых объектов.

Загробный мир появляется не сразу (повторяем). Только к началу н. э. появляются представления о нём. Позже возникают идеи реинкарнации, идея о том, как души умерших возрождаются в другом теле. Эта идея почти во всех современных религиях когда-то присутствовала. В христианстве обсуждался этот вопрос. Слово «пекло» появилось задолго до христианства. Загробный мир располагался у всех в разных местах. Например, солнце вечером уходит в мир мёртвых. Север – царство мёртвых, потому что там холодно. Иногда души уходят туда, откуда пришли предка какого-то народа. На острове, под водой. Под землёй, на небе, на звездах, на Млечном Пути, на Солнце.

Попадание души в ад или рай связано с поведением. Необходимо, чтобы были все правильные татуировки были, чтобы знаки различия были правильными, чтобы обряд соблюдён был, иначе загробного мира не видать умершему («хорошего»).

Выбрасывание, водяное погребение, воздушное (на ветках оставляют тело). В землю хоронили. Мумификация. Кремировали. Ритуальный каннибализм. Масса смешанных форм. Также формы различаются иногда в зависимости от статуса лица. Отправление умершего в ладьях, в избушках (у славян). В избушку на курьих ножках тела клали, Бабья-Яга – страж в мир мёртвых. Курганы.

Часто сопровождалось погребение с ритуальными военными играми, пиршеством, жертвоприношениями. В состав погребального культа входили траур. Сейчас траур – знак скорби, а тогда защитная манипуляция, чтобы умерший не узнал своих родственников и не взял с собой живых (раскрашивали лица). На Мадагаскаре когда хоронят, все хохочут (задабривают умершего). Римляне практиковали ритуальные военные погребальные игры, которые потом переросли в бои гладиаторов. Уничтожали имущество (никто не может использовать, надо, чтобы имущество умерло, как и хозяин, поэтому ломали имущество).

У финно-угров и белорусов «приглашали» умершего, которого изображал родственник.

Похороны могли сопровождаться убийством слуг и захоронением имущества. Это короткий исторический период, когда государства только образовывались.

Вообще элементы предшествующих культов переходят в религию, которую принимает народ. На Пасху красят яйца. Есть христианское объяснения. Но обычай красить яйца очень древний. Очевидно, что красный цвет связан с жертвоприношением, а яйцо – маленький символ вселенной, потому что это то, из чего всё рождается.

Живым мертвецом становится тот, кто умер раньше времени или кто умер неестественным способом. Души страшных или влиятельных людей считались наиболее страшными. Души умерших младенцев, например, не считались страшными, хотя, конечно, обряды охранительные проводились.

Постепенно формируется представление, что душа живого человека и дух, в который преобразуется человек умерший – это разные вещи. Большинство африканцев считают, что душа умирает после смерти, а дух остаётся, причём он обычно агрессивен, активен, он может питаться душой живых. Зачем ставят камни с именами умерших? Если никто не кормит, не поминает, может рассердиться и отомстить. Страшны духи рабов.

Токарев: идея духа – не продолжение идеи души. У папуасов было зафиксировано представление о том, что духи появляются после сожжения трупа, они летают в воздухе и приносят болезни. Вообще духи умерших злы и агрессивны, добры они лишь к родственникам, при соблюдении ритуалов и не всегда. Злые духи – обычно духи убитого противника. Чукчи считали, что духи охотятся на людей, как люди на тюленей, чтобы питаться душами живых. Знахарем становятся, когда приобретают духа-супруга, как и шаман. Учёные считают, что это связано с эротическими снами или рождением близнецов (мол, один ребёнок от родителей, а второй от духа).

 

С аминистическими представления связаны инициации.

Инициация. У австралийских аборигенов сохранили классические формы инициации (испытание огнём, обрезание). В определённом возрасте (перед подростковым) мальчиков отделяли от матерей и воспитывали отдельно. Жили в отдельных домах, это было одновременно образование и воспитание. Обучение заканчивалось обрядами инициации. Проводили пышно. Приглашались часто мужчины из других дружественных деревень. Юноши должны были продемонстрировать свои умения, а также свои качества умения терпеть лишения, боль. Обряды инициации воспринимались как некая смерть, перерождение. Североамериканские индейцы приобретали так духа-покровителя (человек уходит, подвешивает себя на ремнях сквозь кожу, получает видение). Позже испытания физической выносливости отходят на второй план. Стали купаться, обмазываться и т.п.

Патрон инициации – дух. У него 2 лица – внешнее (для всех) и то, которое знает только посвящённые. Обычно это дух предка, болезни, родовой тотем, олицетворение стихий природы или бога. Постоянно остаются пережитки. Например, обрезание (правда, теперь раньше делают). Ритуальное омовение – тоже архаический элемент.

Постепенно обряды инициации входят в состав культов тайных союзов. Тайные союзы возникают по мере усложнения общества. Причём многие были направлены против женщин (как-то так). Во главе тайного союза стоит дух. Тайные союзы специализируются на магии. Демонология развивается в этот период.

Культивируется идея смерти и воскресения.

Культ вождей: если сильный, то тайные союзы играют меньше роли, если не сильный, то он скорее номинальный. Он поддерживает могущественным духом. У него часто утомительные обязанности, которые позже были делегированы фараонам, царям. Китайский император должен был в течение суток поворачиваться к сторонам света, иначе в той стороне его империи будет беда. Ходить по дворцу, постоянно переодеваться.

Новый год – начало новых хозяйственных циклов. Сопровождался сначала хаосом. Перед Новым годом правителя ритуально убивают, потом производится обряд восстановления порядка.

Также анимистическое представление связано с культами кузнецов (колдуны). У них свои духи. Есть тёмные (или чёрные?) и белые. Огонь – важный элемент. Домашнему огню преподносили еду. Молитвы ему произносились.

Шаманизм. В Северной Америке популярны. У нас возрождаются. Но сегодняшний шаманизм не традиционный. В 1990-е гг. это были исследователи разных культур, и они становились шаманами. Традиционный шаманизм же. Это тунгусское слово. Через русский язык слово «шаман» попадает в европейские языки. Шаманизм был распространён особо у народов Средней Азии, Южной Сибири.

Шаманизм – вера в то, что особый человек в особом состоянии может общаться с духами. Цель – узнать будущее, вылечить. Обряд совершается при помощи ритма, исполняемого на бубне. Бубен превращается в коня, на котором шаман возносится в мир духов. Шаман исполняет танец, гремя подвесками. Шаман (его душа) отправляется в царство духов, с ними общается (узнаёт будущее) или сражается (вылечивает). Также духи могут посетить шамана. Обряд длится несколько часов, обычно начинается вечером или ночью. По форме напоминает припадок, что порождал соблазн шаманизм таковым и считать.

Понятно, часто используются махинации, но шаманы действительно обладают необычными способностями (не чувствуют боли, высоко прыгают, разрывают связывающие их ремни).

Представления о шаманах менялось. Что это представители демонов. Что это шарлатаны. Сейчас: это определённая стадия развития религии. Женщины считаются более сильными шаманами. В костюмах мужчин-шаманов присутствуют женские элементы. Часто шаманство и знахарство – разные вещи.

Душа шамана не такой, как у всех. Духи шаманские разные, один из них призывает шамана, и шаман не может отказаться. Духи-помощники служат шаману, как шаман – духу-покровителю. Добывает информацию для шамана. Шаман может сражаться с духом, а может и откупиться от них.

Иерархия духов. Верховные духи становятся богами.

Генотеизм – представление о том, что богов много, но поклоняются одному (покровителем считается лишь один бог).

 

В период неолитической революции (переход от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству) радикально меняется образ жизни людей. Во главе группы (могут быт достаточно большими) отец-патриарх, у него несколько жён. К группам могут примыкать люди без родственников, хотя у них положение невысокое в группе. Играют роль возрастные рамки, социальные. Отец в рамках группы обладает непререкаемым авторитетом. А вот в рамках общины статус отца будет зависеть от успешности действий всей клановой группы. Лидер группы может распределять имущество группы. Если патриарх неудачен, но клан становится немногочисленным (меньше женщин – меньше детей – меньше продуктов). Успешные люди демонстрируют щедрость (угощение людей), чтобы добиваться этого успеха. Демонстративно уничтожают своё имущество (мне не страшно, потому что у нас всего много).

Налогов нет ещё, но есть дары (понятно, расходы полностью не покрывают). В случае военной угрозы племена формируют единое племя, которое впоследствии является основой протогосударства. На островах самая сильная группа подчиняет себе других.

Протогосударства возникают на древнем Востоке. Условия: оптимальная экологическая среда (почва, река, климат). Связь с соседями с помощью торговли. Многие заняты, люди концентрируются на какой-то территории. Происходит скачок на следующую ступень развития общества.

Протогосударства – группа поселений со столицей в одном поселении. Далее протогосударства воюют друг с другом. Появляются государства, профессиональные воины, жрецы. Происходит сакрализация царя, жрецы становятся многочисленными, специализированными. Власть, которая опирается на жрецов, делает финансовые вливания в эту сферу, начинается «массовое» строительство храмов, которые теперь богатые и пышные.

Для осуществления власти теперь необходима подготовка, появляется порядок наследования. Т.к. дело это сакральное, возникают механизмы, обеспечивающие дальнейшую сакрализацию власти и существование вертикали.

 

Родоплеменные религии распространены в Южной, Восточной Азии, Африке, Океании, а Америке. Сейчас все эти формы испытывают сильное влияние мировых религий.

 

Тема. Народно-национальные религии.

 

Возникают в период складывания государств. Иерархия богов. Развитая мифология, потому что профессиональные жрецы осмысливают мифы, знания обобщают. Появляются письменные тексты. Первые законодательные кодексы фиксируют и правовые, и религиозные, и нравственные нормы. Кодекс Хаммурапи царь получает из рук бога. Фиксация письменная нужна, потому что структура религии уже сложная, территория большая.

Появляются мифы, сакрализующие власть. Мёртвые книги играют эту роль.

Характерные черты таких религий – тщательная регламентация повседневной жизни. Религия является частью жизни, поэтому иногда сложно понять, что является частью культуры, быта, а что – частью религии. Строгая система предписаний, запретов. При помощи такой регламентации и детальной росписи всего и вся общность отделяется от других и осознаёт себя как единое целое. В этом проявляется объединяющая и разъединяющая функция религии (объединяет и отграничивает от других).

 

1 октября 2011 г.

 

Тема. Индия.

 

Арийские завоевания – 3 тыс. до н. э. Однородность культурных слоёв было на протяжении долгого времени, что объясняется инертностью общества из-за власти жрецов. Развитая городская культура, причём города организовывались вокруг сакральных центров. Культ мёртвых усиливается в родовом обществе, а тем более в царское время из-за сакрализации царей. Цивилизации эти исчезли в период завоеваний арий, хотя, скорее всего, эти люди были не уничтожены, а ассимилированы, т.к. видно, что боги похожи на тех, что были в Древней Индии.

Арии – самоназвание народа, который завоевал Индию и Иран. Иран – кстати, «земля ариев». Прародина индоевропейцев неизвестна, хотя считается, что где-то между Чёрным морем и Карпатами. В 3 тыс. до н. э. начали завоевания. Столетия шли столетиями, но по историческим масштабам это было быстро.

Небесное верховное божество, связанное с сиянием. Почиталась и стихия земли. Основное занятие индоевропейцев – пастушество, скотоводство, были профессиональными воинами. Верховная власть принадлежала жрецам. Второй слой – воины. Третий – свободные пастухи, позднее – земледельцы. Структура богов тоже подразделялась на 3 части – боги жреческие, военные, покровители земледелия и скотоводства.

Веды (сампхиты) – священные писания. Цивилизации, возможно, погибли и без ариев. Были какие-то природные катаклизмы, землетрясения, изменение климата. Арии – более высокая по уровню цивилизация. Самая древняя веда относится в рубежу 2 и 1 тыс. до н. э.

Всего 4 веды. 3 самые почитаемые. По началу их названия есть аббревиатура – Ом (или Аум). Артхарда-веда – более молодая, в ней больше местных религиозных элементов. В дальнейшем это священное ядро прирастает всякими комментариями.

Кстати, мантры – сочетание звуков или набор слов, которые обладают магической властью. Тот, кто поёт мантры, увеличивают присутствие богов в мире. Никто не просит, если и похвала, то смысл всё равно в другом, смысл в усиление этого присутствия божества в мире, привлечение его.

Есть божества. Верховные связаны с верховной властью – это Митра и Варуна. Т.к. власть жрецов была не только властью магов, но и властью законов. Митра – дневное божество, Варуна – ночное. Митра связан с рациональностью, разумом, днём, солнцем. Варуна – божество грозное, ночное, бог грозы, ветра, агрессивный тип, в общем. Парджанья есть также – бог дождя. Индра – наиболее популярный бог, хотя это бог воинов. Ему посвящена большая часть гимнов. Бог воинов и грозы. Не ясно, сколько в ведах богов, т.к. всегда понятно, когда речь идёт о богах, а когда об эпитетах. 3 399 богов как минимум в ведах. Савитри – солнечное божество, которое восстанавливает. Пушра – тоже солнечное божество, но также хранитель скота.

Божества третьего слоя. Есть бог-покровитель скотоводства. Божество пространства. Богиня земли Притхиви. Бог Сома – бог священного напитка.

Есть кроме богов и демоны. Ракшосы – так называются. Боги назывались Дива, и демоса – асоры и ракшосы. В Иране ровно наоборот, Девы – злые божества. В ведах речь идёт о почитании предков, которые называются Отцы.

Храмов раньше не было, были площадки для жертвоприношения.

Была градация животных для жертвоприношений. Самый крупный – бык, потом лошадь, потом бараны, козлы. Человеческие, видимо, были, но это были в очень древние времена и в очень особые случаи.

Проша – первое существо, из частей этого существа возник мир. Неприкасаемые – потомки населения, которое было ариями завоёвано, так считается. Но это спорно, ведь ещё в 1 тыс. до н. э. состав элит был далеко не арийским.

Рита – закон, ход времени, который обеспечивает порядок и повторяемость мира. В ведах излагаются несколько вариантов происхождения мира. Из яйца. Огонь – закон и истина (хранят жрецы и брахманы) – ночь – океан – время – светило – день – земля, воздух, свет. Мир возник из огня, который породил субстанцию, которая устроила весь мир.

Погребения, сожжения были. Сопровождались закалыванием коровы, которая должна помочь пересечь реку, которая разделяла мир живых и мир мёртвых. Если захоронение, то хоронили головой на юг.

Брахманизм – период, когда политеизм сменяется генотеизмом (признаётся, что богов много, но поклоняются одному богу).

 

В Дхарма Веде появляются боги, которые имеют абстрактный характер. Кала – бог времени. Постепенно жертвоприношения становятся дороже. Увеличивается кол-во жертв, знания нужны. Полноценные жертвоприношения могут заказать немногие. Бог жрецов – Драхма. Законы Ману появляются, в них (гл. 12) впервые видим идею реинкорнации, в других главах про рай и ад говорится. За разные грехи наказания (перерождаются животными, камнями). Жертвоприношение – рождение мира, на них держится мир. Благодаря обрядам мир не затухает. Нужно прожить так, как варна требует того, карма тебя потом перебросит.

Идея мокши – освобождения.

 

В середине 1 тыс. до н. э появляются альтернативные направления. Появляются протогосударства. Местная элита относится саму себя к ариям, на самом деле это часто выходцы из местных, прежних элит. Они обращаются внимание на альтернативные идеи брахманизму. Да, брахманизм скрепляет строй, подавляет власть жрецов, не даёт обществу передвигаться, с другой стороны, жизнь идёт вперёд. Давно нет дружины, появляются войска. Родовая община сменяется соседской общиной.

Учения – джаонизм, буддизм – альтернативные те самые учения, где-то в середине 1 тыс. до н. э. появляются. Брахманизм тоже развивается, различный школы развиваются, одна из них – йога. Текст Йога-сутра (говорится о необходимости души от тела, душа должна слиться с мировой душой). 8 этапов подготовки к Мокше – воздержание; выполнения предписаний (ненасилие – главное предписание); упражнение для тела; дисциплина дыхания; дисциплина чувств; соответствие слов и делу (?); дисциплина ума (умение руководить своими мыслями); созерцание; транс.

 

Брахманизм изживает себя, заменяется индуизмом.

 

Индуизм складывается окончательно в начале нашей эры. Большинство современных жителей Индии исповедуют индуизм.

Индуизм – синтетическое образование. Многое от брахманизма. Индуизм испытал влияние брахманизма, ислама, буддизма.

2 возможности. 1 Учёность, это теоретическая сторона религии. Это то, что разрабатывают гуру (учителя), жрецы и проповедники. 2 возможность – дхарма, это существует для всех остальных. Дхарма – прежде всего, свод правил, которые нужно исполнять всем верующим. Сохраняется божественная сила речи и звуков. Пуджа – рис, плоды богу преподносят (заменило жертвоприношение).

Яма – 10 предписаний (главное – сохранение добра и целомудрия). Вся жизнь рассматривается как служение богу, даже принятие еды. Это вступает в противоречие с современной жизнью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.