Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторического знания




Отечественная историография и функции

Учебный год

Ф.И.О.

Конспект

по «Отечественной истории»

студента ___ курса,

учебная группа ________

_______________________________________________________

 

 

Цель дисциплины:

Помочь формированию у студентов исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и российского исторического опыта, осознанию особенностей исторического места России в мировом сообществе.

  Номер темы   Наименование и содержание тем   Объем выделяемого времени, час
Лек- ции Семи- нары
  Методология и теория исторической науки. Проблемы этногенеза восточных славян    
  Методы исторического исследования. Классификация исторических источников    
  История России – неотъемлемая часть всемирной истории.    
  Древнерусская государственность.    
  Социально-политические изменения в русских землях XIII-XV вв.    
  Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства.    
  Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв    
  Особенности развития России в XVIII веке.    
  Российская империя в первой половине XIX века.    
  Модернизация России во второй половине XIX века.    
  Россия в начале XX века.    
  Падение самодержавия. Политическая борьба в России в 1917-1920 гг.    
  Становление Советской власти и преобразование в обществе 20-30-е гг. XX века.    
  Вторая мировая война 1939-1945 гг. Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.    
  СССР во второй половине 40-х-80-е гг. XX в.    
  Распад СССР и формирование современной российской государственности.    
  Россия и мировая цивилизация в начале XXI века    
  ВСЕГО:    

Тема 1

Методология и теория исторической науки. Проблемы этногенеза восточных славян

Отечественная историография начинается с «Повести временных лет», первая редак­ция которой принадлежит монаху Киево-Печорского монастыря Нестору. Ее содержание доведено до 1113 г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божествен­ному провидению и божественной воле.

У истоков русской исторической науки сто­яли М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев, кото­рые полагали, что знание, просвещение оп­ределяют ход исторического процесса. Н. М. Ка­рамзин в книге «История государства Российского» утверждал необходимость для России мудрого самодержавия.

С. М. Со­ловьев, автор многотомной «Истории Рос­сии с древнейших времен», видел ход ис­тории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее — к государствен­ности. Три важнейших фактора — природа страны, природа племени и ход внешних со­бытий — объективно определяли ход русской истории.

В. О. Ключевский в «Курсе русской исто­рии» писал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географи­ческих, этнических, экономических, соци­альных политических), характерных для каж­дого периода.

В советский период в истории господ­ствовала только одна концепция - марк­систско-ленинская. Согласно ей, определя­ющая роль в жизни людей принадлежит материальному производству, а история рас­сматривается как переход от одной общественно-экономической формации к другой, завершающейся построением на земле коммунистического общества. Альтернативные исторические исследования нашли разви­тие в концепции Л. Н. Гумилева, предложив­шего рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этно­сов.

Функции исторического знания:

1) познавательная, т. е. познание самих фактов истории и осмысление их закономерностей;

2) воспитательная, подразумевающая прежде всего формирование гражданского самосознания и морально-политических ценностей, важнейшей из которых является патриотизм;

3) прогностическая, означающая моделирование исторического процесса, «прогноз на будущее» при заданных условиях, опираясь на исторический опыт, известные аналогии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.