Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические процессы, свойства и состояния человека




 

Психические процессы, свойства и состояния человека характеризуются основными формами проявления психики и их взаимосвязью, рис. 1.

 
 

 


Рис. 1. Схема основных форм психики человека

 

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения, восприятия, память и мышление, воображение, действие, внимание) и эмоционально-волевые (чувства, воля).

Например: Ощущения в зависимости от значимости для большинства профессий подразделяются на четыре группы: зрительные 90% информации, кожные и суставно-мышечные (ведущие); слуховые ощущения 9%; обоняние и вкусовые около 1%. Восприятие – прием информации рецептором, анализатором чувствительности. Память и мышление – процесс переработки информации от раздражителя. Воображение – формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели. Действие – реализация решения путей использования «входных» каналов человека: двигательный (моторный) или речевой. Внимание – сосредоточение сознания на какой-либо деятельности с одновременным отвлечением от всего остального.

Под эмоциональной устойчивостью следует понимать свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которое обеспечивает успешное поведение (действия) в сложной или опасной обстановке.

Эмоциональная устойчивость определяется, с одной стороны, особенностями нервной системы индивидуума и уровнем физического состояния организма, а с другой, – особенностями сознания личности, ее интеллектом, мотивационно-волевой сферой и сферой высших чувств.

Свойства (личности) человека устойчивы и постоянны, и характеризуются у человека направленностью (склонности, интересы, желания, влечения, убеждения и т.д .), темпераментом, характером и способностями обладающие индивидуально-типологическими особенностями.

Психофизиологические состояния человека формируются под воздействием психических процессов и свойств личности, они разнообразны и одномоментны и формируют у него функциональные состояния организма.

Например: Психофизиологические состояния у человека могут быть как положительными (устойчивый интерес, творческий подъем, убежденность и т.д.), так и отрицательными (сомнение, апатия, угнетенность и т.д.).

 

2.6. Основные методы психотехнических исследований и

обеспечения безопасного труда

 

Основные методы психотехнических исследований могут быть разделены на два основных раздела:

а) Целенаправленное изучение закономерностей протекания профессиональной деятельности в естественных условиях (А). Раздел (А) включает методы: наблюдений; опроса и анализа различных производственных документов.

Например:

Метод наблюдений предполагает: – непосредственное наблюдение и трудовой метод. Эти два метода взаимосвязаны и дополнительно оснащены вспомогательными методами и средствами, которые подразделяются на пять групп: – измерение различных параметров труда;– алгоритмический способ описания трудовой деятельности;– анализ продуктов производственной деятельности;– анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий; – экспериментальные психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

Метод опроса предполагает пять основных форм: – беседа; устный опрос (интервью); письменный опрос (анкета); – биографические и автобиографические данные (психологический анамнез); – метод обобщений независимых характеристик;

б) Целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения профессиональной деятельности (Б). Раздел Б включает: лабораторный и производственный (естественный) эксперимент.

Например:

Лабораторный эксперимент предполагает пять основных видов: – абстрактный эксперимент; – модель отдельных элементов трудового процесса; – модель профессиональной деятельности в целом; – реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории; метод тестов.

Производственный эксперимент предполагает два основных видов: – внесение разнообразных изменений в оборудовании, технологию, приемы, темп и ритм работы; – метод искусственной деавтоматизации;

в) Изучение статистических разнообразных данных касающихся профессиональной деятельности предполагает дополнительный раздел (В).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.