КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Понятия рост и развитие организма
Темы контрольных работ 1. Устройства ввода графической информации (дигитайзеры). Характеристика 2. Устройства вывода графической информации (плоттеры). Характеристика 3. Устройства вывода графической информации (автоматизированные раскройные комплексы). Характеристика 4. Подсистема «Раскладка» в САПР (на примере одной САПР) 5. Подсистема «Технология» в САПР (на примере одной САПР) 6. Подсистема «Лекала» в САПР (по нескольким САПР) 7. Подсистема «Конструктор» в САПР (на примере одной САПР) 8. Подсистема «Художник» в САПР (по нескольким САПР) 9. Подсистема работы с индивидуальным заказчиком в САПР (по нескольким САПР) 10. Градация лекал моделей в САПР швейных изделий (по нескольким САПР) 11. Область применения САПР: для каких целей; на каких предприятиях (по нескольким САПР) 12. Системы бодисканирования (измерение тела человека с помощью цифровой фотоаппаратуры) 13. Система трехмерного проектирования. Краткая характеристика 14. Система трехмерного проектирования в индивидуальном производстве одежды 15. Создание баз данных в САПР швейных изделий (по нескольким САПР)
Возрастная физиология изучает возрастные особенности функций организма, их становление, сохранение, угасание, утрату, компенсацию и восстановление на протяжении всего жизненного цикла. Иными словами, возрастная физиология — это физиология онтогенеза. При изучении онтогенеза человека прежде всего используются показатели роста и развития. Последние два понятия — основные для возрастной физиологии, между ними имеются существенные различия. Ростом обычно называют либо в точном смысле процесс увеличения размеров и массы организма (или его частей) за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных структур в результате преобладания процессов анаболизма в обмене веществ и энергии, либо, упрощенно говоря, — показатель длины тела от макушки головы до подошвенной опоры стопы. Таким образом, рост - это количественная характеристика возрастных изменений. Развитие организма представляет собой необратимый, закономерно направленный, непрерывно протекающий процесс не только количественных, но и качественных изменений в организме, выражающийся в усложнении структуры, функциональной специализации, совершенствовании и появлении новых функций, имеющий в своей морфологической основе три составляющих: рост тела, дифференцировку клеток, тканей и органов, формообразование (морфогенез). Индивидуальное развитие организма имеет вначале прогрессивное (эмбриональное и постэмбриональное развитие до достижения зрелого возраста), а затем регрессивное течение (старение). Следовательно, развитие включает в себя преимущественно качественные изменения организма на протяжении жизненного цикла. Процессы роста и развития находятся в определенной зависимости друг от друга, обусловлены обменными процессами и функциональными изменениями в клетках и тканях тела и протекают тем интенсивнее, чем моложе организм. До 20— 22 лет оба процесса непрерывны, но скорость их течения не всегда постоянна: периоды усиления и ускорения роста и развития сменяются периодами ослабления и замедления, и наоборот. Развитие человека не останавливается с прекращением роста, оно приобретает новые возрастные особенности. Среди прочих живых существ человек имеет наибольшую продолжительность роста и развития. В современном понимании онтогенез — это не только рост и развитие до наступления периода зрелости организма, а вся последовательность жизненных процессов, начиная с момента возникновения оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) и кончая старостью и смертью. Значительную часть жизни занимает процесс созревания. Созревание — это приобретение в ходе развития такого совершенства функций, которое обеспечивает адекватные и эффективные реакции и формы поведения, необходимые для сохранения жизни и здоровья, осуществления общественно полезной деятельности, создания семьи и воспроизведения потомства. Рост, развитие и созревание -- разные стороны единого процесса жизнедеятельности организма, в основе которого лежат обмен веществ и энергии, совершенствование механизмов гомеостаза и повышение адаптивности (приспособляемости) организма при изменениях окружающей среды и требований социума. Онтогенез есть ряд качественных преобразований в организме, наследственно обусловленных и осуществляющихся под влиянием внешней среды. Наследственность -- это передача родительских признаков и качеств детям. Одни из этих качеств обнаруживаются без каких-либо специальных исследований (внешние данные, осанка, походка, голос, особенности поведения, способности)^ другие могут быть обнаружены только посредством лабораторной диагностики (набор хромосом, группа крови, обменные процессы и др.). Наследственность может быть благоприятной или отягощенной (неблагоприятной), но и то и другое имеет относительный характер. Так, задатки, обеспечивающие развитие способностей, при благоприятных условиях ярко проявляются, а при неблагоприятном стечении обстоятельств угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Отягощенная наследственность, хотя и ограничивает развитие ребенка, но не является «окончательным приговором», она может быть управляемой, поддающейся коррекции. Тем не менее, наследственные признаки устойчивы и прослеживаются на протяжении многих поколений. Развитие человека немыслимо без влияния той среды, в которой он находится. Многочисленные факторы внешней среды можно условно разделить на физические, химические, биологические, социальные, но реально на организм всегда действует комплекс факторов. Подчеркивая роль среды в развитии человека, И.М. Сеченов утверждал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» [8, с. 19]. Рассматривая значение наследственности и среды для развития человека, нельзя отдавать предпочтение одному из двух, либо пренебрегать чем-то из них. На основе многочисленных исследований развития детей Л.С. Выготский сделал следующие обобщения, сформулированные в виде законов и применимые к любому возрасту. Первый закон, или первая особенность детского развития, заключается в том, что «это есть процесс, протекающий во времени, но протекающий циклически... Второй основной закон детского развития гласит, что отдельные стороны ребенка развиваются не равномерно и не пропорционально» [1, с.18]. Цель возрастной физиологии, как ее определил А.А. Маркосян, — это изучение закономерностей «становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни» [5, с. 3]. Основными задачами возрастной физиологии в настоящее время являются изучение особенностей функций органов, систем и целого организма в онтогенезе; выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды; установление объективных критериев каждого возрастного периода (возрастных стандартов).
Среда - это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов: ü Неорганической природы (свет, температура, содержание кислорода); ü Факторы органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые человеку другими живыми существами); ü Социальных факторов 9мать, семья, ясли, д/с, школа и т.д.) Из среды организм получает все вещества, необходимые для жизнедеятельности, а в окружающую среду выделяет ненужные продукты обмена. Наследственность - способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства. Это свойство живой природы. Генотип человека определяет его фенотип (внешние свойства). 1) Пренатальное развитие (эмбриональное). Формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе эмбриогенеза находится под контролем генотипа, но факторы внешней среды играют не последнюю роль. Для зародыша - первичной средой является материнский организм. Многие факторы влияющие на материнский организм, сказываются на развитии зародыша. Критические периоды - наибольшая чувствительность к действию внешних факторов: начало пренатального развития первые 3 недели (закладываются все важнейшие органы), 4-7 недели (дальнейшее развитие всех органов). К моменту рождения - все органы сформированы в общих чертах. 2) Постнатальное развитие ребенка (после рождения). Методы изучения удельного значения среды и наследственности: выделяют 2 группы одинаковых по генотипу и помещают в различные условия, близнецовый - изучают морфологическое сходство, влияние различных условий жизни. С помощью метода было установлено важное значение среды в развитии многих морфологических свойств - рост, вес, физическое развитие, и для развития психических способностей человека - свойств памяти, силы произвольного внимания, мыслительной деятельности, особенности характера. У новорожденных мозг незрелый в морфологическом и функциональном отношении (80-90% нервных клеток созревают после рождения). В специальных опытах было показано, что способность ребенка решать сложные задачи зависит от его опыта и тренировки. Одаренность наследуется, но степень развития его способностей будет целиком зависеть от воспитания. Наследственность определяет лишь потенциальные пределы физического и психического развития детей и подростков, степень развития физ. И псих. особенностей ребенка зависит от факторов внешней среды.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |