КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды памяти. Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни, прошлого опыта
Память Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни, прошлого опыта.
· Сенсорная память (СП) Задача: ретикулярная формация решает вопрос о привлечении высших отделов мозга к обработке информации. Осуществляется на уровне рецепторов. Длительность сохранения следов ¼ секунды Объем (емкость)- неограничен · Кратковременная память (КП) Задача: решается вопрос достаточно ли важна информация, чтобы перевести ее в длительное хранение Длительность сохранения следов до 20 секунд. Если информация не вводится повторно, она исчезает. Объем (емкость) – 5- (7) –9 элементов · Долговременная память (ДП) Задача: организовать информацию для длительного хранения Длительность и емкость – практически безграничны · Оперативная память (ОП) Задача: сохранение информации в процессе выполнения какой-либо деятельности
· Произвольная память – требует волевых усилий · Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически без особых усилий, при отсутствии заранее поставленной цели и специальных приемов
· Механическая память – не опирается на понимание (через многократное повторение) · Смысловая память – основана на обобщениях и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные стороны и отношения объектов. 4. По особенностям материала · Двигательная память (моторная) –память на движения и их системы, позволяет формировать практические и трудовые навыки. (плавание, вязание) · Эмоциональная память (аффективная) – память на чувства · Образная память – связанная с информацией от органов чувств (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая) · Словесно-логическая память – присуща только человеку, основана на использовании речи. Процессы памяти Запоминание Успешность памяти зависит: - от степени завершенности действий запоминания. Незаконченное действие запоминается лучше (Эффект Зейгарник) - от интересов и склонностей личности. Лучше запоминается информация подтверждающая наши мысли и идеи - от уровня мотивации (сильная мотивация и отсутствие мотивации отрицательно влияют на запоминание) - от эмоционального настроя (очень сильные эмоции или отсутствие эмоциональной окраски отрицательно влияет на процесс запоминания) Индивидуальные различия в памяти могут быть 2-х видов
Наглядно-образный тип – хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.д. Словесно-логический тип – словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п. Эмоциональный тип – хорошо воспроизводятся пережитые человеком чувства. Мнемотехники – стратегии, облегчающие запоминание
Метод Подсказки (шифровки), УКРОП – свойства внимания., Каждый охотник….Что я знаю о кругах 3,1416 – число П
Примеры: жи-ши, Парашют, Жюри,брошюра, все слова запомни Юра, Чувилин чувствует, что ему сочувствуют
Воспроизведение – актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей Формы воспроизведения Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. (найти из предложенных) Воспоминание – осуществляется в отсутствие восприятия объекта Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленных задач, требует волевого усилия. Реминисценция – непроизвольное воспроизведение казалось бы забытого (отсроченное воспроизведение) Забывание – процесс приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание Законы забывания (памяти) 1. Закон края (закон выпадения середины) Лучше запоминается информация в начале и в конце ряда. 2. Закон забывания Эббингауза. Кривая забывания (выявлен на основе опытов работы с бессмысленными слогами). Исследовался характер забывания после первого безошибочного повторения сери слогов. В первый час забывается около 60% информации через 6 дней остается меньше 20% от общего числа информации. 3. Забывание может быть обусловлено работой защитных психических механизмов, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает негативное напряжение.
Нарушения памяти 1. Ретроградная амнезия 2. Антероградная амнезия
Мышление и Речь Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление часто определяют как процесс решения задач. Мыслительные операции Анализ – мысленное разложение целого на части. Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в одно целое. Но синтез не является механическим соединением частей, не равно сумме частей Анализ и синтез протекают в единстве Сравнение – установление сходства или различия между предметами, признаками Абстракция – выделение какой либо стороны, свойства объекта, отвлекаясь от остальных. Конкретизация – возвращение мысли от абстрактного к конкретному. Обобщение – мысленное объединение предметов по общим существенным признакам. Мышление не только включает в себя различные операции, но и протекает на разных уровнях, в различных формах. Виды мышления 1. С точки зрения новизны решаемых задач - творческое (продуктивное) – создание и открытие нового продукта - воспроизводящее (репродуктивное) применение готовых знаний 2. По характеру решаемых задач - теоретическое - практическое 3. По уровню развития в онтогенезе (по содержанию решаемых задач) - Предметно-действенное (наглядно-действенное) Задачи решаются в условиях зрительного наблюдения за ситуацией, выполнения действий с предметами (характерно для детей до 3-х лет) - Наглядно-образное Задачи решаются в плане зрительного представления ситуации, оперирования образами предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Проявляется в дошкольном возрасте (4-7 лет). - Словесно-логическое функционирует на базе языковых средств, характеризуется использованием понятий, установлением наиболее общих закономерностей. Этап перехода от ведущего типа наглядно-образного к словесно-логическому показан в экспериментах Жана Пиаже по сохранению количества вещества. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В разных по содержанию задачах используются и эффективны различные виды и компоненты мышления.
Творческое мышление. Креативность В Психологическом словаре креативностью называется способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров креативности: · способность к обнаружению и постановке проблем; · способность к генерированию большого числа идей; · гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; · оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; · способность усовершенствовать объект, добавляя детали; · способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу. Ключевым понятием, открывающим эпоху исследования творческого мышления, является понятие дивергентного мышления. Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно по нескольким направлениям, выдвигает сразу несколько гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую. Основные показатели творческого мышления: Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. Быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями. Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части. Интеллект По определению американского психолога Векслера, создавшего в1939 г. первую систему измерения интеллекта взрослого человека, Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле слова, интеллект – это наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде. Интеллект – особая форма умственной (в отличие от эмоциональной, мотивационной) активности, предназначенная для взаимодействия с окружающей действительностью и решения возникающих задач и проблем.? Как сравнить интеллект вождя племени в Новой Гвинее и студента 2 курса университета? Идея измерения интеллекта получила свое воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ), введенном В.Штерном в 1912г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития. Векслером предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ в выборке.
Классификация уровней интеллектуального развития по Д.Векслеру
Наиболее часто встречающийся уровень интеллектуальных способностей принят за условную единицу 100 баллов.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |