Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для тренировки памяти




Запоминание имен.

Запоминание лиц.

Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей.

Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с его характерными приметами и так далее.

Узнавание фигур, или как проверить свою память.

Цель. Исследование процессов восприятия и узнавания у детей и взрослых.

Описание. Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур (рис.1) и предлагает внима­тельно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур (рис. 2). Испы­туемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Первая инструкция. «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур».

Вторая инструкция. «На следующем рисунке среди нарисован­ных фигур вы должны выбрать те, которые видели в пер­вом случае».

Обработка результатов. Экспериментатор отмечает и подсчи­тывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по фор­муле:

E = M/9 + N,

где М - число правильно узнанных фигур,

N - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем луч­ше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процес­сы узнавания другого материала - буквенного, цифрового, словесного.

 


Методика исследования кратковременной памяти, или как выбрать нужную информацию.

Цель. Определение объема кратковременной зрительной па­мяти.

Описание. Испытуемый должен запомнить, а затем воспроиз­вести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция. «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числа­ми. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и по­том записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

Оценка. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной па­мяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 еди­ниц материала. Средний уровень: 6 - 7 единиц.

 

 


Методика «Оперативная память», или как запомнить много за короткий срок.

Цель. Изучение оперативной памяти (для взрослых испытуемых).

Инструкция. «Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача - постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений - 15 секунд. После чего я зачитываю следующий ряд чисел. Вопросы есть? Будьте вниматель­ны, числа зачитываются только один раз».

Числовые ряды.

а) 5, 2, 7, 1, 4 е) 4, 2, 3, 1, 5
б) 3, 5, 4, 2, 5 ж) 3, 1, 5, 2, 6
в) 7, 1, 4, 3, 2 з) 2, 3, 6, 1, 4
г) 2, 6, 2, 5, 3 и) 5, 2, 6, 3, 2
д) 4, 4, 6, 1, 7 к) 3, 1, 5, 2, 7

 

Ключ.

а) 7 9 8 5 е) 6 5 4 6
б) 8 9 6 7 ж) 4 6 7 8
в) 8 5 7 5 з) 5 9 7 5
г) 8 8 7 8 и) 7 8 9 5
д) 7 9 7 8 к) 4 6 7 9

 

 

Обработка данных. Подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.


Методика «Образная память», или как отличить предмет от его изображения.

Цель. Изучение кратковременной образной памяти.

Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы (рис. 3). Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Инструкция. «Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы - 20 секунд».

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Оценка, баллы                    
Количество воспроизведенных образов 15-16 13-14 10-12 7-9         1-2

 

рис. 3

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.