Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К практическим занятиям 2 страница




 

Роздрукуйте на принтері ці два аркуші. Аркуш №1 залиште без змін, а накладний круг на аркуші №2 акуратно обріжте по контуру (зовнішньому колу), не залишаючи жодних відступів. Взнайте географічну широту вашої місцевості. На накладному крузі виріжте отвір по контуру, що відповідає широті вашої місцевості (округліть число до найближчої з вказаних широт).

 

По дисциплине

«Размещение производительных сил и региональная экономика»

Для студентов специальностей

«Экономика предприятия», «Финансы и кредит»,

«Бухгалтерский учет и аудит»

 

Севастополь

УДК 330. 101

 

 

Методические указания к семинарским и практическим занятиям по дисциплине “Размещение производительных сил и региональная экономика” для студентов экономических специальностей направления «Экономика предпринимательства»./ Сост. О.В. Авраменко – Севастополь: Изд-во
СевНТУ, 2005. – 28с.

 

 

Цель методических указаний – оказание помощи студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям, формирование у студентов навыков работы с литературой по размещению производительных сил и региональной экономике, знаний по вопросам рационального размещения производительных сил, увязывании теории с практикой, использовании и анализе статистических данных.

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждено на заседании кафедры экономики и маркетинга, протокол № 12 от 6. 04. 2005 г.

 

Рецензенты: Штейн О.И.


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Предмет, метод и задачи дисциплины «Размещение производительных сил и региональная экономика»………………………………………………………………………………………………..……………………..…4

2 Научные основы размещения и территориальной организации производительных сил……..……….………….5

3 Население и трудовые ресурсы Украины………………………………………………………….…..…………..…7

4 Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка…………………………………………………….11

5 Народно-хозяйственный комплекс Украины,

особенности структуры и трансформация в рыночных условиях…………………………………………………...13

6 Топливно-энергетический комплекс Украины…………………………..…………………..……………………..14

7 Металлургический комплекс Украины………………………………………………………………………..….…17

8 Машиностроительный комплекс Украины…………………………………………………….……..………….…20

9 Агропромышленный комплекс Украины………………………………………………..…….……………..….….23

10 Экономика регионов и региональная экономическая политика Украины…………………….…..….…….…..24

Библиографический список………………………………………………………………………………….…………26

..

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

 

Предмет, метод и задачи дисциплины «Размещение производительных сил и региональная экономика»

 

Цель занятия – Определить сущность объекта и предмета «РПС и региональной экономики», методы их познания.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Сущность предмета и объекта науки «Размещение производительных сил и региональная экономика».

2. Теоретические и методологические основы науки «Размещение производительных сил и региональная экономика».

3. Актуальные проблемы и задачи Размещения производительных сил и региональной экономики в Украине.

 

Основные понятия

 

Хозяйственный механизм. Концепция. Производительные силы. Радикальная экономическая реформа. Размещение производительных сил. Стратегия развития производительных сил. Тактика развития производительных сил. Территориальная организация производительных сил. Структурная трансформация.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Объяснить специфику объекта изучения науки «Размещение производительных сил и региональная экономика».

2. Охарактеризуйте предмет науки «Размещение производительных сил и региональная экономика».

3. Какие элементы входят в состав производительных сил?

4. На каких уровнях наука «размещение производительных сил и региональная экономика» отслеживает тенденции развития производительных сил и регионов?

5. Назовите цель науки «Размещение производительных сил и региональной экономики» и возможные пути ее достижения.

6. Назовите научные методы исследования РПС и региональной экономики и приведите примеры.

Тесты

 

1. Тождественны ли объект и предмет дисциплины «РПС и региональная экономика».

А) да; Б) нет.

2. Понятие экономико-географического положения включает:

А) расположение по отношению к экономическим центрам;

Б) транспортно-географическое положение;

В) удаленность от источников сырья;

Г) удаленность от региональных рынков;

Д) все верно.

3. Наука о размещении производительных сил и региональная экономика изучают:

А) пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства, прежде всего, с точки зрения эффективности производства;

Б) проблемы использования природных условий и ресурсов человеком, их влияние на размещение населения и хозяйства в пределах отдельных территорий;

В) все верно.

4. Территориальная организация производительных сил – это:

А) процесс размещения производственных объектом с учетом факторов производства;

Б) научно обоснованное целенаправленное размещение взаимосвязанных производств, сферы обслуживания и населения на определенной территории;

В) процесс научного обоснования и внедрения в практику хозяйствования конкретных решений, связанных с размещением хозяйственных объектов.

5. Исследования науки «размещение производительных сил» помогают научно обосновывать:

А) выбор места для строительства заводов, электростанций, транспортных магистралей, городов и поселков;

Б) освоение новых месторождений полезных ископаемых или сельскохозяйственных земель;

В) реконструкцию хозяйства в уже обжитых районах;

Г) все верно.

6. К элементам территориальной организации производительных сил не относится:

А) природно-ресурсный и научно-технический потенциал;

Б) способ соединения производственных ресурсов;

В) межотраслевые комплексы;

Г) территориально-производственные комплексы;

Д) формы расселения;

Е) система управления.

7. Удачное размещение хозяйственных объектов, хорошо спланированная система населенных пунктов:

А) улучшают жизнь людей;

Б) дают огромную экономию ресурсов;

В) сокращают затраты на перевозку сырья, материалов, топлива;

Г) позволяет достичь значительной экономии общественного труда;

Д) существенно улучшить структуру экономики и ее основные макро- и микроэкономические показатели;

Е) все верно.

8 Методологическая схема разработки научных и прикладных задач РПС включает следующие этапы, последовательность которых необходимо определить:

А) информационный

Б) алгоритмический.

В) аналитический

Г) концептуально-конструктивный;

Д) программный

Е) модельный;

Ж) все верно.

9 Какое практическое значение имеет дисциплина «РПС и региональная экономика»:

А) обоснование комплексного социально-экономического развития территорий;

Б) анализ функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике;

В) измерение общественного продукта.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

 

Научные основы размещения и территориальной организации производительных сил

 

Цель занятия – Закрепить научные основы размещения и территориальной организации производительных сил.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Теории и концепции размещения производительных сил.

2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирования экономики регионов.

3. Экономическое районирование и территориальная организация производительных сил.

4. Научные методы анализа размещения производительных сил и уровней экономического развития регионов.

 

Основные понятия

 

Законы РПС. Целенаправленное размещение. Взаимоувязанное размещение. Результативное размещение. Экономическая, социальная и экологическая эффективность размещения ПС. Экономическое районирование. Экономический район. Факторы и критерии выделения экономических районов. Макрорайон. Мезорайон. Микрорайон. Территориальная организация производительных сил. Энерго-производственные циклы.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. На каких экономических законах основывается размещение производительных сил как отрасль экономической науки?

2. Поясните сущность территориальной экономической интеграции.

3. Определите сущность закономерностей размещения производительных сил.

4. Назовите важнейшие принципы размещения производительных сил в Украине.

5. Назовите основные группы факторов размещения производительных сил и определите их значение.

6. Охарактеризуйте основные подходы в исследовании производительных сил и регионального развития.

7. Какие группы показателей используются для анализа и обоснования размещения производительных сил?

8. Определите сущность экономического района и объективность его формирования.

9. Какое влияния оказывает территориальное разделение труда на формирование экономических районов?

10. Определите особенности современного экономического районирования Украины.

11. Назовите особенности размещения производительных сил в условиях рыночной экономики.

12. Обоснуйте перспективы развития регионов Украины.

 

Тесты и задачи

 

1 Какой научный метод использовал Й.Тюнен при изучении проблем размещения сельскохозяйственного производства:

А) метод материалистической диалектики;

Б) метод абстракции;

В) метод экспертных оценок.

2 Концепция, представители которой считают, что международное разделение труда определяется преимущественно особенностями природной среды:

А) «географический детерминизм»;

Б) «географический поссибилизм»;

В) «энвайроментализм»;

Г) «климатических оптимумов».

3 Закон РПС, отражающий динамический процесс отбора выгодных пространств жизнедеятельности людей и приложения их труда с учетом источников сырья, топлива, энергии и рынков сбыта продукции:

А) закон территориальной дифференциации производительных сил;

Б) закон рациональных территориальных связей;

В) закон территориальной концентрации производительных сил;

Г) закон пропорционального развития компонентов экономико-географических комплексов;

Д) закон территориальной комплексности производительных сил.

4 Отрасли специализации определяют:

А) производственный профиль района;

Б) участие в межрайонном обмене;

В) все верно.

5 Межотраслевой подход к анализу РПС и регионального развития позволяет раскрыть:

А) существующие и прогнозируемые противоречия и проблемы в социально-экономическом развитии регионов, отраслей и производств;

Б) размещение предприятий отдельных отраслей в зависимости от размещения источников сырья, топлива, полуфабрикатов, трудовых ресурсов и районов потребления готовой продукции.

В) специфику отдельного региона и особенности территориальной организации ПС в нем;

Г) процесс территориальной организации общественного производства и развития производительных сил во времени;

Д) развитие и размещение совокупности отраслей, взаимодействующих между собой по поставкам сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и по технологическим связям.

Е) процессы взаимодействия территориальных социально-экономических систем и их отдельных элементов с природными комплексами;

Ж) все верно.

6 Показатели, отражающие уровень использования природных и трудовых ресурсов и позволяющие научно обосновывать размещение отраслей и производств:

А) натуральные;

Б) стоимостные;

В) качественные;

Г) количественные;

Д) технико-экономические.

7 При выделении экономических районов учитываются два основных принципа:

А) административный;

Б) экологический;

В) политический;

Г) экономический.

8 Что означает размещение взаимодействующих между собой предприятий:

А) специализацию;

Б) кооперирование;

В) диверсификацию; Г) концентрацию.

 

Задача 1. Определите приведенные затраты размещения промышленного предприятия, если капитальные вложения на 1 т продукции составляют 37,0 грн., себестоимость 1 т продукции – 15,5грн, нормативный коэффициент эффективности в отрасли – 0,14.

 

Задача 2. Имеется три варианта размещения промышленного предприятия в разных районах. Исходные данные приведены в таблице. Рассчитайте приведенные затраты на 1 т продукции и определите оптимальный вариант размещения предприятия.

 

Таблица 2.1 – Исходные данные

 

Варианты С на 1т, грн. К на 1т, грн. Ен в отрасли З на 1т,грн.
  24,7 35,5 0,14  
  25,3 32,6 0,14  
  27,2 31,5 0,14  

Задача 3. Приведенные затраты на изготовление 1 т цемента в первом районе составляют 96,0 грн., в другом – 104,0 грн. Расстояние между цементными заводами составляет 180 км, приведенные затраты на транспорт для перевозки 1 т цемента на расстояние 1 км в направлении от первого района до второго – 0,5 грн., и в обратном направлении 0,4 грн. Рассчитать экономически эффективный радиус перевозки цемента от первого района до второго.

 

Задача 4. Определите коэффициент локализации (концентрации) машиностроительного производства в регионе «С», если в промышленном производстве страны в целом занято 15 млн.чел, а в промышленности региона «С» - 420 тыс.чел. В машиностроении региона «С» задействовано 230 тыс. чел., в то время как в машиностроении страны занято 2млн.чел. Что означает величина коэффициента локализации?

 

Задача 5. В условиях территориального разделения труда из района «Б» в другие районы страны вывозится продукция стоимостью 56млн. грн, а ввозится в район «Б» продукции на 43млн. грн. Потребление продукции на душу населения в районе составляет 740 грн., тогда как потребление продукции на душу населения в стране в целом – 550 грн. Определите эффективность комплексного развития региона.

Задача 6. Совокупный общественный продукт созданный в регионе составляет 365 млн.грн. Часть совокупного общественного продукта, потребленного в регионе – 310 млн.грн., а часть совокупного общественного продукта, вывезенного за пределы региона – 55 млн.грн. Определите общий уровень специализации в регионе.

 

Задача 7. Совокупный общественный продукт созданный в регионе составляет 535 млн.грн. Часть совокупного общественного продукта, потребленного в регионе – 210 млн.грн., а часть совокупного общественного продукта, вывезенного за пределы региона – 325 млн.грн. Определите общий уровень комплексности региона.

Темы фиксированных выступлений

 

1. Принципы и факторы размещения производительных сил Украины в условиях рыночных отношений.

2. Современное экономическое районирование Украины и его прикладное значение.

3. Особенности в размещении и региональном развитии производительных сил Украины.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

 

Население и трудовые ресурсы Украины

 

Цель занятия – Определить специфику народонаселения Украины, основные показатели демографической ситуации и использования трудовых ресурсов.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Современная демографическая ситуация в Украине.

2. Региональные особенности расселения населения Украины.

3. Динамика и особенности воспроизводства городского и сельского населения Украины.

4. Проблемы рационального использования трудовых ресурсов Украины.

Основные понятия

Население. Естественный прирост населения. Миграции. Урбанизация. Структура населения. Плотность населения. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Индекс развития человеческого потенциала. Занятость. Безработица. Уровень безработицы. Демографическая политика.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте динамику численности населения Украины в ХХ веке.

2. Какие факторы оказывали влияние на естественное и механическое движение населения Украины.

3. 3.Каким образом миграции влияют на динамику численности населения.

4. Назовите причины, обусловившие возникновение сложной демографической ситуации Украине в 90-е годы ХХ века.

5. Определите особенности половозрастной структуры населения Украины. Какие демографические проблемы проблемы связаны с ними?

6. Охарактеризуйте систему расселения Украины. Какие регионы Украины характеризуются наиболее высокой плотностью населения?

7. Определите понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Каким образом распределены трудовые ресурсы Украины по отраслям хозяйства и по регионам?

8. Назовите причины не рационального использования трудовых ресурсов Украины в условиях становления рыночных отношений.

9. Какие регионы Украины характеризуются наиболее высоким уровнем безработицы? Назовите причины.

Тесты и задачи

1 Какова численность населения Украины по переписи, состоявшейся в 2001 году:

А) 49млн. 236 тыс. человек;

Б) 48 млн. 241 тыс. человек;

В) 50 млн. 124 тыс. человек.

2. Какие причины обусловили уменьшение естественного прироста населения в Украине в последнее десятилетие:

А) резкое снижение уровня жизни и здоровья населения;

Б) несостоятельная демографическая политика государства;

В) социальная незащищенность населения;

Г) все верно.

3. Население Украины расселено по территории неравномерно. Наибольшая плотность характерна для:

А) Херсонской области;

Б) Запорожской области;

В) Донецкой области.

4. Естественный прирост населения в Украине имеет:

А) положительное значение;

Б) отрицательное значение;

В) нулевое значение.

5.Трудоспособное население в Украине составляет:

А) 56 %;

Б) 50 %;

В) 52 %.

6. Уровень урбанизации в Украине составляет:

А) 60 %;

Б) 70 %;

В) 80 %.

7. Какая качественная стадия состояния рынка услуг труда характерна для современного периода экономики Украины:

А) безработица;

Б) равновесие между рабочей силой и рабочими местами;

В) дефицит трудовых ресурсов.

8. Какая стадия демографической динамики характерна для Севастополя:

А) возрастание;

Б) стагнация;

В) депопуляция.

 

Задача 1 Постройте график по данным таблицы и проанализируйте динамику численности населения Украины. Определите факторы, влияющие на численность населения на определенных этапах исторического развития Украины.

 

 

Таблица 3.1 – Население Украины

Годы Количество населения, Млн.чел. Годы Количество населения, млн.чел.
  28,4   51,7
  35,2   51,9
  29,5   51,7
  30,2   50,1
  41,3   49,7
  41,9   48,2
  47,1   48,0
  49,8   47,7

Задача 2 Проанализировать данные Таблицы 3.2 и 3.3 Выявить причины и последствия изменений. Сделать выводы.

 

Таблица 3.2 – Распределение населения занятых в общественном производстве в отраслях, млн. чел

                 
Всего занято 25,4 23,7 23,2 22,6 22,3 21,8 21,3 21,0
Нанятые работники предприятий, учреждений, организаций 24,7 20,2 19,0 17,8 17,3 16,6 15,8 15,1
Промышленность 7,8 5,8 5,3 4,9 4,7 4,3 4,1 3,9
Сельское, лесное и рыбное хозяйство (без учета лиц, работающих в личных сельских хозяйствах) 4,4 3,6 3,2 3,0 2,9 2,8 2,7 2,4
Строительство 2,4 1,5 1,4 1,2 1,1 1,0 0,9 0,8
Транспорт и связь 1,8 1,4 1,4 1,3 1,3 1,2 1,2 1,1
Торговля, общественное питание, материально – техническое обеспечение и сбыт, заготовка 1,9 1,6 1,5 1,5 1,4 1,5 1,3 1,2
Жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения 1,0 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,7 0,7
Охрана здоровья, физкультура и социальное обеспечение 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
Образование, культура, искусство и научное обслуживание 3,0 2,6 2,5 2,3 2,3 2,2 2,2 2,1
Финансирование, кредитная деятельность, страхование 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Аппарат органов государственного и хозяйственного управления, кооперативных и общественных организаций 0,4 0,7 0,7 0,8 0,8 0,8 0,8 0,9
Другие области 0,4 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,3 0,4
Остальные занятые экономической деятельностью 0,7 3,5 4,2 4,8 5,0 5,2 5,5 5,9
Из них лица, работающие сельск. Хозяйствах 0,7 1,7 1,9 2,0 2,1 2,2 2,2 2,6

Таблица 3.3 – Количество населения по статусам их занятости и видами экономической деятельности

 

  Год Всего Работники предприя-тий, учреж-дений, органи-заций Остальные занятые экономи-ческой деятель-ностью, всего В том числе
Лица, работа-ющие по найму у отдель-ных граждан Работо-датели Самозанятые Бесплатно работаю-щие члены семьи Лица, работающие в личных сельских хозяйствах
Всего занято   21015,5 15050,4 5965,1 1741,1 435,8 1182,5 27,8 2577,9
  21378,6 14566,9 6811,7 1972,5 474,7 1411,5 19,0 2934,0
Сельское хозяйство, охота, лесное и рыбное хозяйство   5220,0 2378,7 2841,3 154,2 28,1 70,2 10,9 2577,9
  5393,8 2129,9 3263,9 197,4 32,1 95,1 5,3 2934,0
Промышленность   4484,0 4254,0 230,0 123,2 44,1 61,1 1,6
  4386,2 4074,9 311,3 177,6 45,5 87,5 0,7
Строительство   1045,8 731,6 314,2 222,1 19,4 72,0 0,7
  1103,2 673,2 430,0 291,6 29,3 108,7 0,4
Оптовая и розничная торговля, отели и рестораны (включая торговлю транспортными средствами и услуги по их ремонту)   3338,0 1203,1 2134,9 1049,6 290,8 782,1 12,4
  3487,7 1176,3 2311,4 1068,4 309,5 921,9 11,6
Транспорт и связь   1311,7 1125,4 186,3 85,8 21,0 78,2 1,3
  1350,4 1105,0 245,4 112,4 22,9 109,6 0,5
Финансовая деятельность   226,5 171,0 55,5 2,7 52,7 0,1
  182,5 176,8 5,7 2,1 0,1 3,5
Операции с недвижимостью, сдача под найм услуги юридическим лицам   829,2 776,4 52,8 20,7 14,8 17,1 0,2
  858,4 796,8 61,6 20,2 15,3 26,1
Государственное управление   934,2 934,2
  956,8 956,8
Образование   1625,9 1619,8 6,1 1,3 0,0 4,8
  1634,8 1627,5 7,3 3,1 4,2
Охрана здоровья и социальная помощь   1364,7 1351,1 13,6 8,3 3,8 1,5
  1360,1 1345,8 14,3 4,9 3,8 5,6
Услуги   635,5 505,1 130,4 73,2 13,8 42,8 0,6
  664,7 503,9 160,8 94,8 16,2 49,3 0,5

 

Темы фиксированных выступлений

 

1. Современная демографическая ситуация в региональном разрезе.

2. Анализ демографической ситуации в Украине.

3. Пути повышения занятости в экономике Украины.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

 

Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка

 

Цель занятия – Определить сущность природных ресурсов и услуг, подходы к их экономической оценке и необходимость рационального использования природно-ресурсного потенциала.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Природные ресурсы, как фактор развития общественного производства.

2. Сущность и классификации природно-ресурсного потенциала.

3. Содержание и функции экономических оценок природных ресурсов и услуг.

4. Экономическое стимулирование рационального использования природно-ресурсного потенциала Украины.

 

Основные понятия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.