КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие «воспитание». Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук
СИСТЕМНО-РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.
Профессор Н.М.Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности,- по его мнению, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.». Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М.Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли (см. таблицу). Осваивая роль (а точнее - систему ролей) в перечисленных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, - семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний долг, супругом, воспитателем своих детей; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, совершая ее по законам экономической целесообразности, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; гражданином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями и намерениями в достижении поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. «Личность, — по утверждению Н.М.Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». Следовательно, воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».
Цель воспитания. Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной деятельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Профессор Н.М.Таланчук подчеркивает: «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию человека в жизни, цель его воспитания». Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности - это мера, уровень освоения и выполнения личностью системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и исполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности - это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:
Содержание воспитательного процесса. Основу содержания воспитания составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности, по мнению Н.М.Таланчука, является педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие социальные институты призваны целенаправленно готовить подрастающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли. Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессионально-трудовой сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общетрудовыми и профессиональными знаниями, для формирования у детей и подростков экономического мышления. Разумеется, педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленческих начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, основ педагогической культуры. Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности. Чтобы с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством любви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаимосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражданином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаивающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что формирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы школы, семьи и других социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подрастающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главной действующей силой всегда остается человек с его определенными нравственными убеждениями и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и экологической культуры человека. Профессор Н.М.Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами: — во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей - это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей; — во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса; — в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути. И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отношении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способствует воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию знаний, умений и навыков самообразования и самовоспитания, развитию творческих способностей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их. Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности полноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной деятельности составить следующим образом:
Механизм воспитания. Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в свой внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает. Действие такого механизма воспитания возможно лишь тогда, когда педагог успешно реализует систему воспитательных функций: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е) коммуникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и опенка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса вос-питания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания). При осуществлении перечисленных функций педагог, как полагает Н.М.Таланчук, может использовать следующие методы воспитательной деятельности: - диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение); - целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач); - планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия); - организаторские (организация коллектива и органов самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование); — мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение); — коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество); — формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования); — контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка); — координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий). Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Профессор Н.М.Таланчук утверждает, что критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей. Критерии воспитанности личности, по его мнению, производны от социальных ролей: сколько объективно существует присущих человеку социальных ролей, столько и должно быть критериев (см. таблицу).
Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Литература.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |