Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. А.М. Зигангирова, Н.В. Кочеткова




З59

Казань – 2008

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Учебное пособие

А.М. Зигангирова, Н.В. Кочеткова

Гомель 2013

 

(курс лекций для студентов дневной формы обучения)


УДК 311(075.8)

ББК 60.5я73

Печатается по решению секции естественно-научных дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань )

А.М. Зигангирова, Н.В. Кочеткова. Учебное пособие. Общая теория статистики (курс лекций для студентов дневного обучения). Учебно-методическое пособие. – Казань: Познание, 2008. – 92 с.

 

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры высшей математики.

 

Предназначено для студентов экономических специальностей.

 

 

УДК 311(075.8)

ББК 60.5я73

З59

 

 

© Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2008

© Зигангирова А.М., 2008

© Кочеткова Н.В., 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………  
Лекция 1. Введение в общую теорию статистики…………………………… 1. Понятие статистики …………………………………………… 2. История статистики …………………………………………… 3. Задачи статистики ……………………………………………… 4. Предмет статистики …………………………………………… 5. Методы статистики ……………………………………………. Источники статистической информации. Статистическое наблюдение……. 1. Понятие статистической информации ………………………... 2. Статистическое наблюдение (С.Н.) ……………………………. 3. Формы, виды и способы С.Н …………………………………….. 4. Проверка результатов С.Н… …………………………………….  
Лекция 2.Статистическая сводка и группировка материалов статистического наблюдения…………………………………………………... 1. Понятие статистической сводки ………………………………. 2. Виды сводок ……………………………………………………….. 3. Статистическая группировка …………………………………... 4. Виды группировок ………………………………………………… 5. Интервалы группировок ………………………………………….  
Лекция 3. Ряды распределения………………………………………………... 1. Ряды распределения ……………………………………………… 2. Статистические таблицы ……………………………………… 3. Статистические графики ……………………………………….  
Лекция 4.Абсолютные и относительные величины………………………… 1. Абсолютные статистические величины ………………………. 2. Виды абсолютных статистических величин ………………….. 3. Относительные величины ……………………………………….. 4. Виды относительных величин …………………………………...  
Лекция 5.Средние величины…………………………………………………. 1. Средняя величина. Виды средних величин ………………………. 2. Средняя арифметическая ………………………………………... 3. Средняя гармоническая …………………………………………... 4. Средняя геометрическая ……………………………………........ 5. Средняя квадратическая и кубическая …………………………. 6. Структурные средние ………………………………………........ 7. Соотношения между средней арифметической, медианой и модой в статистических распределениях …….  
Лекция 6.Статистическое изучение вариации………………………………. 1. Понятие вариации ………………………………………………... 2. Показатели вариации …………………………………………….. 3. Относительные показатели вариации …………………………. 4. Виды дисперсии ……………………………………………………  
Лекция 7.Выборочное наблюдение…………………………………………... 1. Понятие о выборочном наблюдении ……………………………. 2. Виды выборки ……………………………………………………... 3. Основные показатели выборки ………………………………….. 4. Ошибки выборки. Определение необходимого объема выборки …………………………………………………………… 5. Элементы дисперсионного анализа ……………………………...  
Лекция 8.Статистическое изучение динамики………………………………. 1. Динамический ряд. Виды динамических рядов …………………. 2. Правила построения рядов динамики …………………………... 3. Основные показатели динамики ……………………………........ 4. Средние показатели динамики …………………………………...  
Лекция 9.Изучение тенденции развития явления…………………………… 1. Сравнительные характеристики рядов динамики …………….. 2. Основная тенденция развития явления, методы ее изучения …………………………………………………………... 3. Сезонные колебания. Индекс сезонности ………………………. 4. Экстраполяция в рядах динамики Условия корректности статистического прогноза …………..    
Лекция 10.Индексный метод в статистических исследованиях……………. 1. Понятие о статистических индекса ………………………........ 2. Виды индексов …………………………………………………….. 3. Общие индексы количественных показателей …………………. 4. Общие индексы качественных показателей ………………........  
Лекция 11.Индексный метод изучения статистических совокупностей…... 1. Индексы средних величин ………………………………………… 2. Базисные и цепные индексы ………………………………………  
Лекция 12.Изучение взаимозависимости индексов…………………………. 1. Территориальные индексы ………………………………………. 2. Система взаимосвязанных индексов. Факторный анализ ……..  
Список литературы…………………………………………………………….  

В подготовку экономиста любого профиля обязательно входит такая дисциплина, как статистика. Она знакомит студентов с тем, как собираются массовые данные, почему нельзя сделать умозаключение об изменениях цен, уровне жизни и т.д. на основе единичного явления, как обобщаются и анализируются данные. Курс статистики дает представление о сущности статистического метода и особенностях его применения к изучению социально-экономических явлений и процессов. В этой дисциплине раскрываются назначение и методы построения основных статистических показателей, которые описывают состояние и развитие экономики, национальное богатство, взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, воспроизводство населения.

Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда была необходимым и эффективным инструментом государственного управления. Одновременно она была наукой, исследующей количественную сторону массовых явлений, выявляющей конкретные закономерности на основе закона больших чисел. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, статистика всегда играла роль главного поставщика фактов для управленческих, научно-исследовательских и прикладных нужд различного рода структур, организаций и населения.

Возврат к рыночной экономике, выход на новом уровне в мировое экономическое пространство потребовали переосмысления значения и содержания разделов системы статистических показателей и, соответственно, методологии их расчета. Вместе с тем, стержневые идеи в области статистики, разработанные и реализованные представителями российской школы сохранили свое значение. Формирование этой школы уходит корнями в XVIII в. и связано с деятельностью земских статистиков.

Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, зачастую и не осознавая этого, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и повседневном быту. Работая и отдыхая, общаясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определенной системой сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов; он систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает необходимые для себя выводы и принимает решения и действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления.

Данное пособие поможет разобраться с основами общей теории статистики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.