Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Д. Ковригина




ИСТОРИЯ ВОПРОСА И СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИЕ НАЧАЛА

 

Ковригина Г.Д., преподаватель кафедры специальных юридических дисциплин Иркутского государственного технического университета.

 

В современной правовой практике в последние годы актуализировались проблемы административно-правового, гражданско-правового, трудоправового регулирования общественных отношений в сфере медицины и связанных с нею областях, в том числе вопросы уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности лиц, незаконно либо недобросовестно, некачественно осуществляющих соответствующего рода деятельность. Особый проблемный пласт здесь составляет практика лиц, выполняющих на возмездной основе действия, направленные на улучшение физического либо психического здоровья клиента, но при этом не являющихся дипломированными медиками. Зачастую они в своей деятельности пользуются средствами, полезное воздействие которых не подтверждено официальной наукой, не апробированными в установленном законом порядке, а нередко и носящими откровенно псевдонаучный характер. В связи с комплексным, межотраслевым характером проблемы в ней обнаруживаются аспекты общетеоретического характера. Прежде всего это необходимость формирования понятийно-категориального аппарата, формулирование дефиниций и определение соотношения понятий "здравоохранение", "медицинская деятельность", "народная медицина", "лечение", "целительство", "знахарство", "врачевание" и т.д.

Традиционно в подобных ситуациях на помощь общей теории права приходит история права. Анализ имевших место в прошлом юридических явлений и процессов позволяет выработать современные подходы с учетом богатейшего исторического опыта, имеющихся правовых традиций, культурно-правовых тенденций. Элементы правового регулирования целительской деятельности появились одновременно с рождением сферы общественных отношений, которую на современном языке принято называть медициной, вместе с появлением особого рода деятельности, направленной на исцеление больного, - врачеванием.

В России издавна широко применяли лекарственные препараты природного происхождения. Существовали специальные руководства - травники, которые закрепляли опыт лечения различными растениями. Русские врачи положительно его оценивали, считая природу отличным целителем, а ее лекарственные растения - надежным и действенным средством лечения самых разных заболеваний.

В Средние века врачевание считалось чародейством. Поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность, как за умышленное преступление. История Древней Руси сохранила сведения о болезни и смерти сына Великого князя Иоанна III. Лекарь Леон, лечивший княжеского сына, после его смерти по приказанию Великого князя подвергся умерщвлению. Другого лекаря по имени Антон, лечившего татарского князя Каракучу, после смерти последнего зарезали "яко овцу". В конце XVII в. в одном из царских указов лекари предупреждались, что, "буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненными смертью". Позднее русское законодательство изменилось, и за смерть от неправильного лечения или "важный вред здоровью" виновный предавался церковному покаянию. Если подобных последствий не происходило, то врачам, допустившим ошибки, воспрещалась практика, "доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела" <1>. Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России началась при Петре I. Законодательные акты Петра I определяли требования не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача: "Следует чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно так и денно отправлять мог". В Морском уставе Петра I говорилось: "Ежели лекарь своим небрежением и явным презорством к больным поступит, отчего им бедство случится, то оной яко злотворец наказан будет, якобы своими руками его убил, или какой уд отсек" <2>.

--------------------------------

<1> Миненко Б.Н. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма. Новосибирск, 1986. С. 66.

<2> Морской устав Петра I. Цит. по: Попов Г. Русская народно-бытовая медицина // Сказания о чудесах. М., 1990. С. 336 - 408.

 

До второй половины XIX в. медицинская практика полностью базировалась на бесценных знаниях народной медицины, полученных в результате случайного или сознательного выявления народом лекарственных свойств окружающей природной среды. Эти сведения скрупулезно собирали, фиксировали и дополняли в своих трудах знаменитые врачи древности и Средних веков Гиппократ, Гален, Диоскорид, Авиценна, Амасиаци и многие другие.

По действовавшему в России в дореволюционный период законодательству, сосредоточенному в томе XIII Свода законов (Уставе врачебном), никто не может заниматься никакой отраслью врачебной или ветеринарной практики, не имея диплома или свидетельства от военно-медицинской академии или университетов (ст. 125). На обязанности медицинского департамента Министерства внутренних дел (ст. 128 и сл.) лежит наблюдать за порядком в производстве медицинской практики, главным же образом за тем, чтобы лечение людей производимо было не иначе как испытанными врачами, и отвращать всякий вред от врачевания лицами несведущими, или, как говорится в законе (ст. 130), "шарлатанами и эмпириками" <3>. Запрещение заниматься врачеванием людей для лиц, не имеющих медицинского звания, не относится, однако, к оказанию помощи страждущим по человеколюбию. До 1864 г. незаконное врачевание за деньги влекло за собой наказание по ст. 1115 Уложения о наказаниях 1845 г. При издании Судебных уставов 20 ноября 1864 г. эта норма заменена была ст. 104 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, по которой незаконное врачевание влекло за собой уголовную ответственность только в том случае, если от него последовал вред для здоровья пациента <4>. Составители уставов полагали, вероятно, что подвергать уголовной ответственности за всякое врачевание лиц, не имеющих официального права заниматься медицинской практикой, при незначительном в то время контингенте врачей и привычке народа обращаться к так называемым знахарям и знахаркам, было бы несправедливо и нецелесообразно, так как для науки имеет интерес изучение народной медицины. В 1874 г. ст. 104 Устава о наказаниях была видоизменена в той части, что уголовной ответственности - аресту до трех месяцев или штрафу до 300 руб. - стали подвергаться виновные в незаконном врачевании, если для лечения ими употреблялись сильнодействующие или ядовитые вещества, безразлично, произошел ли от лечения вред или нет, если только оно не являлось безвозмездной, человеколюбивой помощью советами или известными врачующему средствами. Если же от употребления сильнодействующего вещества при врачевании не врачом происходил вред для здоровья, то виновный подвергался по ст. 871.1 Уложения о наказаниях тюремному заключению от 2 до 4 месяцев, или же аресту от 7 дней до 3 месяцев, или же штрафу до 300 руб.

--------------------------------

<3> Устав врачебный // Свод законов Российской империи. Т. 8. М.: Наука, 1958. С. 573 - 581.

<4> См.: Бромлей Ю.В., Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографического исследования // Советская этнография. 1976. N 5. С. 9.

 

В советский период, вплоть до начала 90-х годов, содержание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских работников, определялось в соответствии с официальной идеологией социалистического общества и государства. Целительство же в исконном понимании - как альтернативная официальной медицине деятельность - ставилось практически полностью "вне закона". Современной науке о поведении животных в естественных условиях - этологии - хорошо известно об умении высших позвоночных заниматься "самолечением": раненые особи зализывают кровоточащие раны, в случае ожогов пораженные места доступными способами охлаждаются и т.д. Исходя из этого можно предположить, что рефлекторные навыки и приемы лечебных действий входили в тот арсенал знаний, который сопутствовал человеку уже на самых ранних стадиях антропосоциогенеза. С развитием человечества: человека, как наделенного разумом и волей биологического существа, и человеческого общества, имеющего государственно-властную организацию, развивались и совершенствовались как само это знание, так и практика его реализации в человеческой деятельности (медицинская практика). Одновременно шел процесс становления и совершенствования правового регулирования такого рода деятельности.

В современном понимании целительство может рассматриваться в качестве особой предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение нематериальных потребностей потребителя, в процессе выполнения которой не создается новый, ранее не существовавший, материально-вещественный продукт, но изменяется качество жизни потребителя, поэтому и качество целительства как услуги прежде всего должно оцениваться потребителем. Основную роль в оценке соответствия заявленному уровню качества услуг целителей приобретает профессиональный контроль профессиональных объединений и социальный контроль общественных объединений и комиссий. На сегодняшний день подобные контрольные функции выполняют профессиональные ассоциации и профсоюзы народной медицины, торгово-промышленные палаты, общества потребителей. Роль же органов государственной власти состоит в создании правовых условий и механизмов для обеспечения саморегулирования деятельности в этой сфере. Правовое регулирование целительства как самостоятельного рода деятельности в сфере охраны здоровья населения осуществляется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Так, согласно ст. 57 указанного Закона народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <5>.

--------------------------------

<5> См.: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

 

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом. Лишение диплома целителя производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд. Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность (ст. 6.2 КоАП РФ), а в случаях, когда подобная деятельность причиняет существенный ущерб охраняемым законом интересам, - уголовную ответственность (ст. 235 и др. УК РФ).

В развитие положений о целительстве Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития было опубликовано письмо "О деятельности народных целителей" <6>. В данном письме, в частности, разъяснено, что Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан народная медицина отнесена к сфере здравоохранения, но не включена в номенклатуру лицензируемых работ и услуг по медицинской деятельности. Как видно из анализа действующих нормативно-правовых актов, в последние годы законодатель пошел по пути ужесточения правил занятия народным целительством, что представляется оправданным. Ведь народная медицина определена как методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Иными словами, в общем смысле это разновидность медицинской деятельности. Соответственно, к ней должны предъявляться адекватно высокие правовые требования, так как в случае нарушения правил этой деятельности может быть нанесен вред здоровью пациента.

--------------------------------

<6> См.: письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 27 апреля 2006 г. N 01И-363/06 "О деятельности народных целителей" // Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Вып. 6. М., 2006.

 

Представляется, что действующее законодательство в сфере народной медицины на сегодня недостаточно эффективно выполняет возложенную на него задачу. Об этом свидетельствуют многочисленные действующие и пользующиеся у населения большой популярностью центры традиционной и народной медицины, целители, маги, колдуны и пр., практикующие на свой страх и риск, не зарегистрированные в установленном порядке, предоставляющие "медицинские" услуги сомнительного свойства абсолютно бесконтрольно, вне правового поля Российской Федерации и ее субъектов. Опасность такой деятельности, как уже говорилось, заключается в возможности нанесения вреда здоровью людей, обращающихся за помощью к таким "целителям". С учетом важности и злободневности вопроса положение, на наш взгляд, может выправить принятие основанного на действующем законодательстве об охране здоровья граждан специализированного закона, регулирующего деятельность народной медицины и целительства. В данном законодательном акте помимо обязательного закрепления научно обоснованных понятий целительской деятельности и народной медицины следует выделить категории таких целителей и ввести обозначение деятельности, которой они занимаются. Это должно быть сделано с целью отделения специалистов в области народной медицины от магов, колдунов и прочих людей, практикующих сомнительные методы воздействия на людей отнюдь не с целью целительской помощи. Кроме того, в данном законе следует указать организационные формы, в рамках которых народные целители могут осуществлять свою деятельность, и урегулировать иные аспекты "неофициальной" фармацевтической, лечебной и оздоровительной деятельности, способные сделать ее безопасной и полезной для человека.

 

Статья: Надзор за исполнением законодательства о народной медицине

(Земеров Н.)

("Законность", 2005, N 8)

 

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ

 

Н. ЗЕМЕРОВ

 

Н. Земеров, прокурор отдела прокуратуры Новосибирской области.

 

В первом полугодии 2005 г. прокуратурой Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства о народной медицине. Выбор такого нестандартного предмета надзора был неслучаен, поскольку на сегодня в сфере народной медицины много проблем, которые необходимо решать.

 

Сначала отметим, что многие "альтернативные" методики лечения действенные. У некоторых из них тысячелетняя история (акупунктура, фитотерапия), а также серьезные научные основы (гомеопатия). Но проблема в том, что ни у одной из этих методик нет надежной системы стандартизации, т.е. оценки эффективности, безопасности и т.д. Нет и стандартов подготовки специалистов, что способствует появлению на рынке медицинских услуг безответственных дилетантов, а то и просто шарлатанов, мошенников.

Вопросы профилактики, диагностики и лечения физических и психических заболеваний людей с использованием методов и средств народной медицины, а также рекламы этой деятельности и лиц, ее осуществляющих, регламентируют следующие нормативные правовые акты: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденные Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г.; ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности"; Приказ Минздрава РФ от 26 июля 2002 г. "Об организации лицензирования медицинской деятельности", которым утверждены номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи и Положение о центральной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по лицензированию медицинской деятельности; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.; ФЗ "О рекламе" от 18 июля 1995 г.; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 июня 1996 г. "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия"; письмо Министерства здравоохранения РФ от 7 апреля 2000 г. "О вопросе лицензирования народных целителей"; "Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г.

В этих нормативных правовых актах объем правового регулирования народной медицины минимален.

В частности, согласно ст. 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый органом исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения.

Поскольку народная медицина относится к одному из видов медицинской деятельности, то лица, желающие осуществлять профилактику, диагностику и лечение с использованием ее методов и средств, должны иметь помимо диплома целителя также и диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.

Отсутствие у лица любого из указанных документов следует расценивать как незаконное занятие народной медициной (целительством), т.е. занятие народной медициной с нарушением установленного законом порядка, что, в свою очередь, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 6.2 КоАП РФ.

Другой возможный состав административного правонарушения - ст. 14.7 КоАП "Обман потребителей".

Информации о возбуждении на территории России уголовных дел в сфере народной медицины мало.

Так, в Омске в течение последних лет было возбуждено несколько уголовных дел. Вот обстоятельства одного из них. По сообщению газеты "Коммерсантъ-Daily", в Омске задержан трижды судимый "народный целитель" Анатолий Пашков. Свое первое наказание он отбывал за хулиганство. Потом два раза отбывал наказание за воровство. Никакого специального образования, медицинского или фармакологического, у 37-летнего "целителя" не было. Лечил он от всех недугов одним и тем же "лекарством" - водкой "Довгань", которую больные приносили с собой. Пашков настаивал на водке свои травы и поил настойкой пациентов. За лекарство брал от 100 до 1500 руб. в зависимости от тяжести заболевания. Впоследствии экспертиза показала, что в этих настойках было повышенное содержание сурьмы и мышьяка. Пашков лечил жителей Омска и его окрестностей почти два года, пока им не заинтересовалась тогда еще существующая налоговая полиция. Лицензии у "целителя" не было, и со своих заработков он не платил налогов. Пашкова задержали и возбудили уголовное дело по двум статьям: незаконное занятие частной медицинской практикой (ст. 235 УК) и незаконное предпринимательство (ст. 171).

По информации Генеральной прокуратуры РФ, размещенной на официальном сайте в феврале 2005 г., Амурская городская прокуратура (Хабаровский край) предъявила обвинение Александру Маркову в умышленном причинении смерти гр-ну Д. (ч. 1 ст. 105 УК). Следствием было установлено, что Марков, считая себя народным целителем, не имея специального образования, взялся избавлять людей от алкоголизма настоями трав. В сбор растений, на основе которых изготавливалось снадобье, входили и ядовитые растения. За каждый прием брал плату с граждан в размере 600 руб. Гр-н Д., употребив раствор "знахаря", скончался. За аналогичное преступление Марков привлекался к уголовной ответственности в 2001 г.

Интересна проблема квалификации действий "целителей", обещающих за определенную плату вылечить от наркомании или избавить от лишнего веса по фотографии, т.е. без непосредственного контакта с "пациентом". Несмотря на то что соответствующих официальных методик нет, умелое проведение оперативных мероприятий может стать залогом возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК (мошенничество).

Кроме того, при наличии оснований необходимо проверять, был ли в действиях "народных целителей" состав преступления, предусмотренный ст. 171 УК "Незаконное предпринимательство".

Средствами прокурорского надзора установить факт совершения подобного рода правонарушений, а именно лечения граждан методами народной медицины лицами, у которых нет перечисленных документов, достаточно трудно. Это основная причина того, что актов прокурорского реагирования, внесенных прокурорами по результатам проведенной проверки, мало.

В частности, было возбуждено около десятка дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.2 и ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, по результатам изучения рекламных объявлений в одной из областных газет проверена деятельность Дубровой - провидицы "бабы Натальи". В ходе проверки установлено, что у Дубровой медицинского образования, лицензии, диплома целителя и сертификата специалиста нет, а лечит она некоторые виды бесплодия, алкоголизм, бытовое пьянство. Ее действие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.2 КоАП. Постановлением мирового судьи Дуброва привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 минимальных размеров оплаты труда. Также был выявлен факт лечения граждан по корейской методике "Су-Джок" (лечение суставов путем закрепления семян растений на теле человека) Бекбулатовой без необходимых документов, что также послужило основанием для вынесения постановления о возбуждении административного дела по ч. 2 ст. 6.2 КоАП.

По факту рекламы в средствах массовой информации медицинской деятельности, в том числе методами народной медицины, деятельности по реализации средств народной медицины без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего, а также пометки об обязательной сертификации товара в отношении семи должностных лиц организаций-рекламораспространителей возбуждены административные дела по факту ненадлежащей рекламы по ст. 14.3 КоАП.

Прокуратурой области выявлены случаи массового "целительства" гражданином Рушелем Блаво в одном из домов культуры Новосибирска, что прямо запрещено ст. 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Несмотря на то что руководителям органов здравоохранения субъектов РФ приказом соответствующего министерства предписано обеспечить строгий контроль за соблюдением нормы закона, которая запрещает проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, а также принимать все предусмотренные законом меры при выявлении нарушителей, главное управление охраны здоровья населения администрации Новосибирской области никаких мер по этому факту не предпринимало, какие-либо иные мероприятия в этой области здравоохранения также не осуществляло. Руководителю этого управления администрации области было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

 

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Жданович Т.Г., Михеева Е.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2007.

Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)

 

Комментарий к статье 57

 

1. В соответствии с комментируемой статьей народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. И поэтому для того, чтобы заниматься народной медициной (целительством) гражданину Российской Федерации необходимо получить диплом целителя, который выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения. Например, Постановлением правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года N 149-П "Вопросы Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области" утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, в соответствии с которым к функциям Министерства, в частности, относятся такие вопросы, как:

- принятие решения о выдаче диплома целителя, дающего право на занятие народной медициной на территории области;

- разработка порядка занятия народной медициной на территории области.

2. Для того чтобы получить диплом целителя, гражданину необходимо написать заявление, к которому прилагается представление профессиональной медицинской ассоциации, либо заявление гражданина и совместное представление профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 31 мая 2006 года N 145 "О порядке осуществления целительской деятельности на территории Самарской области" утвержден образец подобного заявления.

Гражданин, получивший диплом целителя, имеет право заниматься народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.

3. Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения в соответствии со статьей 56 комментируемого Закона.

Например, Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 31 мая 2006 года N 145 разработан Порядок осуществления целительской деятельности на территории Самарской области. Данный Порядок регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на занятие народной медициной (целительством) на территории Самарской области.

4. В том случае, если руководители лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения разрешат использование методов народной медицины в своих учреждениях, то часть пятая комментируемой статьи допускает такую возможность. Статья 43 комментируемого Закона определяет порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований.

5. Часть шестая комментируемой статьи запрещает проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации.

6. Решение о лишении диплома целителя принимается по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшего диплом целителя. Данное решение может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 31 мая 2006 года N 145 "О Порядке осуществления целительской деятельности на территории Самарской области" основаниями лишения диплома целителя являются:

- заявление целителя;

- заключение профессиональной медицинской ассоциации о недостаточной квалификации целителя;

- установление факта фальсификации документов, представленных для получения диплома целителя;

- совершение действий, повлекших причинение вреда жизни и здоровью человека;

- решение суда о запрете деятельности целителя;

- нарушение целителем установленных законом норм и требований, в том числе проведение сеансов массового целительства, распространение недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной рекламы.

Этим же Порядком установлено, что вопрос о лишении диплома целителя рассматривается Комиссией. На основании заключения Комиссии Министерством принимается решение о лишении диплома целителя.

В случае лишения диплома целителя за нарушения, предусмотренные пунктом 4.1 настоящего Порядка, повторное его получение возможно не ранее чем по истечении двух лет с момента лишения.

7. За незаконное занятие народной медициной (целительством) предусмотрена административная ответственность. В соответствии со статьей 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа.

 

Кузнецов А.П. Рецензия на монографию И.О. Никитиной "Ответственность за преступления в сфере здравоохранения: вопросы правоприменения и совершенствования законодательства" // Медицинское право. 2010. N 2. С. 44 - 48.

 

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И.О. НИКИТИНОЙ "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.