Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение




Быт

Особенности развития культуры в XVIII веке

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. В России возникли ка бы две культуры: господствующая, тесно сбизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.

В XVIII в. большинство крестьян по-прежнему жило в избах, топившихся по-черному. Правда, конструкция избы изменилась: появились деревянный пол и потолок. В избе зимой вместе с людьми держали молодняк скота. Скученность и отсутствие гигиены приводили к высокой смертности, особенно детской.

Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотно. В государтвенной деревне доля грамотных была несколько выше, доходя до 20-25%.

Досуг, который обычно появлялся лишь в зимнее время, после завершения сельскохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками, катанием с ледяных горок. Традиционными оставались и семейные отношения. Как и прежде, вопреки указу Петра I, решение о браке принимали не столько молодые, сколько старшие члены семьи, а иногда - и барин.

Ничего общего с деревенским не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер жилища, ежедневный стол помещика отличались от крестьянских не только богатством, как в XVI-XVII в., но самим типом. Помещик носил мундир, камзол, а позднее - фрак, держал повара, который готовил изыысканные блюда (богатые дворяне выписывали поваров из-за границы). В богатых усадьбах имелась многочисленная дворня, включавшая не только лакеев и кучеров, но собственных сапожников, портных и даже музыкантов. Однако это относится к богатой и знатной верхушке дворянства. У мелкопоместных дворян и возможности, и запросы были значительно скромнее.

Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне были хорошо образованы. И все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных обязанностей (после Манифеста "О вольности дворянства") обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII и XIX вв.

В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью основанные при Петре I школы стали дворянскими и выходцы из других сословий не могли обучаться в них.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова был создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). В отличие от многих российских учебных заведений университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий. Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Здесь не было непременного для Западной Европы богословского факультета.

Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться. В середине 80-х гг. в губернских городах были созданы четырехклассные, а в уездных городах - двухклассные народные училища. В первых двух классах учили чтению, письму, счету, закону Божьему. В старших классах изучали историю, геоографию, геометрию, физику и др. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

Выросло и число дворянских учебных заведений. К концу XVIII в. в России было 5 кадетских корпусов. Появились созданые И.И. Бецким благородные пансионы. Бецкой в духе идей Просвещения считал основой человеческой природы воспитание. Он рассчитывал дать воспитанникам, которые должны были находиться в пансионе с 5-6 до 18 лет, идеальное воспитание, чтобы впоследствии они также воспитывали своих детей. Таким образом дожна была появиться новая "порода людей". Намерения Бецкого не ограничивались только дворянством, но касались и других сословий. Бецкой впервые обратил внимание также на женское образование. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц, в котором имелось отделение для девушек недворянского происхождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.