Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические трактовки нации




Нации как политические общности

Последние два столетия нации являлись практически единственной формой политической организации общества. Именно за нациями признается право на политическую независимость и самоопределение. Идентификация с государством его подданных сопровождалась пробуждением протонационалистических чувств. Рано или поздно во многих странах государство стимулировало процесс зарождения государственной нации и в конечном итоге — с развитием демократии — создания наций.

Первичная концепция нации связана с именами немецких мыслителей И. Гердера (1744-1803) и И. Фихте (1762-1814). Согласно И. Гердеру, характер всякой нации определялся природными, климатическими, географическими факторами, а также фактором языка, в котором он видел воплощение характерных для народа традиций и его исторической памяти. Таким образом, он фактически заложил основы истории культуры, а его взгляды пробудили то течение в национализме, которое подчеркивало самоценность национальной культуры.

Современные социальные психологи также исходят из потребностей людей образовывать группы, чтобы обрести чувство безопасности, общности и сопричастности, но они не объясняют феномена национализма, возникшего в Европе в начале XIX в.

Эрнест Геллнер в своей книге «Нации и национализм» связал национализм с модернизацией, особенно с процессом индустриализации. Национализм явился реакцией на новые социальные условия и обстоятельства.

Современное понимание нации связано с Великой французской революцией, когда получило распространение требование государственного суверенитета одновременно с процессом формирования национального самосознания.

13.1. Нации как политические общности 257

258Глава 13. Национальный фактор политики

В настоящее время преобладают две основные теоретические трактовки нации — конструктивистская и примордиалистская.

Представители конструктивистской трактовки рассматривают нацию как результат деятельности социальных акторов. Это определяемая, обнаруживаемая субъектом принадлежность к культурной группе (идентичность). Если это солидарность, то она воссоздается, если социокультурная граница, то прочерчивается, и т. д. Конструктивизм стремится описать этничность как осуществляемый процесс деятельности, состоящий в интерпретации (различий), формировании (границ), изобретении (традиций), воображении (сообщностей), конструировании (интересов) и т. д. Варианты конструктивизма сильно различаются в зависимости от того, кто и как осуществляет процесс конструирования в его различных вариантах (государство, иная власть (например, протестное движение), политические элиты, интеллектуалы-идеологи, институции, «человек с улицы») и каков контекст этого конструирования.

В работе «Воображаемые сообщества: размышления о природе и распространении национализма» американский ученый Бенедикт Андерсон 1 называет нацию, так же как и национализм, культурным артефактом особенного рода.

К. Касьянова рассматривает нацию как итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы национальной солидарности, а В. Розенбаум — как следствие культивируемой властями общегосударственной солидарности. Э. Геллнер полагает, что в качестве основного продуцирующего нацию субъекта выступает государство. Именно сознательные действия госструктур по формированию национальных движений и рождают нации.

Следовательно, политическая деятельность, направленная на защиту воображаемой нации, признается главным фактором, созидающим нацию как определенную общность. В то же время утверждается, что такая конструирующая деятельность государства должна сочетаться с наличием доброй воли граждан, а также с существованием необходимых предпосылок, в частности, определенного уровня культурной гомогенности и образованности общества.

Примордиалистские трактовки нации исходили из ее признания в качестве органической общности, спаянной общей для людей культурой.

1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления о природе и распространении национализма. Киев, 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.