Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ политических процессов




Глава 14. Политический процесс

Глава 14. Политический процесс

Этапы политического процесса 283

Политический процесс обладает определенной цикличностью, повторяемостью. Большое разнообразие процессов свидетельствует о том, что достаточно сложно выделить общие для всех типов стадии или фазы политического процесса. Как правило, конкретные фазы выделяются при исследовании определенных типов политических процессов, например, связанных с выборами, реализацией конкретной государственной или партийной программы, функционированием политической системы или политического института.

В качестве основных этапов политического процесса следует выделить делегирование политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения; принятие решений и формулирование политической воли; реализацию политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Эндрю Хейвуд1 разбивает политический процесс на четыре стадии, или фазы:

♦ инициирование политики;

♦ формулирование политики;

♦ реализация политики;

♦ оценка политики.

На стадии инициирования политики происходит осознание проблем и начинается поиск путей их решения. Инициирование политики может осуществляться как «сверху» — от политического лидера государства, кабинета министров, так и «снизу» — от общественного мнения, политических партий, групп интересов, средств массовой информации. Общее правило здесь заключается в следующем: чем более демократична и плюралистична политическая система, тем большее давление осуществляется «снизу».

Центральная стадия политического процесса — формулирование политики — предполагает перевод абстрактных идей в конкретные формулы, а также возможную коррекцию первоначальных предложений. Сначала происходит выбор механизмов и процедур, на основе которых будет осуществляться политика. Далее предполагается более точное определение проблемы, т. е. политика может быть переосмыслена теми, кто разрабатывает данную проблему, в отличие от тех, кто ее инициировал. Затем происходят постановка целей и выстраивание приоритетов и далее — анализ и выбор одного из предложенных вариантов политики.

1 Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005. С. 494-502.

пятых решений, проведения оперативных мероприятий, связанных с перераспределением ресурсов, и др. Таким образом, заключительная фаза политического процесса служит прологом для последующих политических решений.

Существуют различные типы оценок эффективности политического процесса. Один из них связан с тем, что политические деятели и государственные служащие, как правило, руководствуются критериями результативности конкретных программ и проектов. Разброс критериев достаточно велик и зависит от субъективных факторов, идеологических и партийных интересов. В результате может возникать целый спектр оценок принятого политического решения либо принятой программы.

Второй тип оценки возникает при инструментировании конкретных программ и направлений политики. В данном случае критерии оценок возникают тогда, когда программа подвергается анализу с точки зрения ее пригодности для реализации, а также с учетом затрат и выгод. При этом актуальным является вопрос: «Кто получит наибольшую выгоду от реализации решения или программы и в каком виде?»

Третий тип оценки носит название «систематической оценки» для измерения социальной значимости политического решения или программы. Систематическая оценка отвечает на вопрос: насколько объективна политика и каковы возможные последствия невыполнения принятых решений? Результаты такой оценки позволяют корректировать текущую политику и определять ее перспективы.

Достаточно распространенным является выявление статических и динамических характеристик политического процесса. Статические характеристики обобщаются в понятии «политическая ситуация», под которой подразумевается политический процесс в определенный момент времени. В ходе анализа выявляется система связей и отношений между основными элементами, сложившаяся на данный момент. Таким образом, появляется возможность для сравнения нескольких политических ситуаций, различных во времени, т. е. выявление динамики политического процесса.

Одним из элементов изучения статических и динамических характеристик политического процесса является анализ внешней среды, которая включает в себя экономические, социальные, культурные, конфессиональные и другие факторы, влияющие на политический процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.