КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перерасчет баллов
Обратите внимание, что такое преобразование баллов необходимо только для пунктов шкалы Бо, номера которых взяты в скобки. После подсчета первичных баллов по всем шкалам необходимо перевести их в стандартные. Для этого используются таблицы перевода с учетом пола обследованного субъекта. В столбце «Сырые баллы» находим подсчитанный первичный («сырой») балл для первой шкалы (Ак). На пересечении его строки и столбца шкалы Ак находим клетку, где записана стандартная Г-оценка по шкале Ак. Далее — таким же образом для шкал Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По. Например, первичный балл по шкале Ак составил 29 единиц. В первом столбце — «Сырые баллы» — находим строку, в которой стоит число 29. Справа от него записана стандартная Г-оценка, равная 40. Для первичного балла по шкале Бо, составляющего 29 единиц, стандартная Г-оценка равна 38, для первичного балла по шкале То стандартная Г-оценка равна 39 и т. д. Построение профиля ДС. По шкале абсцисс наносим деления для каждой шкалы в том порядке, как они перечислены в этом тексте. Используя деления на оси ординат, в поле диаграммы рисуем какой-либо знак (кружок, крестик и т. п.). Затем соединяем ломаной линией нанесенные знаки. На рис. 11.1 приведен пример построения профиля усредненных стандартных баллов. На нем линии отображают числовые параметры доминирующих настроений при различных жизненных событиях, происшедших в последнее время в жизни респондентов: печальных и драматических событиях (43 человека), неприятных (142), приятных (193), радостных (65 человек). Интерпретация профиля ДС. Опросник предназначен для определения основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это означает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в до минирующем состоянии основных характеристик, не связанных друг с другом, противоречило бы пониманию состояния как целостного психического явления. Целостность состояния — весьма существенная его черта, без нее невозможно представить реализацию им интегрирующих и координирующих функций, о которых пишут большинство исследователей. Рис. 5.1. Профили доминирующих настроений при различных жизненных событиях Обозначения профилей: 1 —драматические, печальные события; 2 — неприятные события; 3 — приятные события; 4 — радостные события; 5 — примечательных событий не было. По оси абсцисс нанесены шкалы ДС, по оси ординат — средние величины стандартных баллов шкальных оценок.
Кроме того, для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласованность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде диаграммы показатели шкал методики в стандартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизонтальное расположение, но и высота расположения линии относительно уровня 50 Т-баллов. Выраженность какого-либо психического качества, сила проявления некоторого психического феномена в разных диапазонах отнюдь не исчерпывается определениями «больше-меньше», «сильнее-слабее». Разные степени выраженности какой-либо характеристики чаще всего имеют и качественную специфику, особые структурные взаимоотношения, а также характеризуются различными связями с реализуемыми наборами функций и т. д. В связи с этим интерпретацию профиля лучше начинать с оценки высоты его расположения. Чем он выше расположен, тем более благоприятно психическое состояние. Разумеется, при достаточно адекватной самооценке и соответствующем отношении к процедуре обследования. Сниженные оценки по четырем первым шкалам (Ак, Во, То, Ра) и шкале Ус дают основание предположить наличие затяжного стресса. Причем чем ниже Г-оценки по шкале То, тем, вероятно, он продолжительнее. Такой стресс представляет опасность из-за возникновения психосоматических и соматических расстройств. Сниженные оценки по шкалам Ук и Ак свидетельствуют о дисгармонии настроения. Это может и не приводить к скорым негативным последствиям для здоровья, но говорит о пониженной психологической устойчивости личности. В этих случаях целесообразно добиться более полного осознания с помощью самоанализа, в доверительной беседе или в консультативном сеансе специалиста. Порядок работы. Учащиеся получают текст опросника и заполняют лист для ответов. Затем знакомятся со шкалами методики ДС, их интерпретацией, процедурой обработки данных и построения профиля. Далее учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для ознакомления профиль, построенный по данным обследования. Затем задают друг другу вопросы, отвечают на них, комментируя результаты обследования. Основное внимание следует уделить своим личностным особенностям, которые могли оказаться значимыми для сохранения психологической устойчивости, переживания благополучия, удовлетворенности жизненной ситуацией или для противоположных тенденций в динамике доминирующего настроения. Может оказаться продуктивной попытка анализа основных событий последнего времени и их влияния на настроение и психическое состояние. Контрольные вопросы 1. Что такое доминирующее настроение? 2. Каково назначение методики ДС? 3. Какова структура методики, какие параметры настроения она измеряет?
Приложение 5.1
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |