Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перерасчет баллов




Балл, написанный испытуемым              
Балл, учитываемый при суммировании              

 

Обратите внимание, что такое преобразование баллов необходи­мо только для пунктов шкалы Бо, номера которых взяты в скобки.

После подсчета первичных баллов по всем шкалам необходимо пе­ревести их в стандартные. Для этого используются таблицы перевода с учетом пола обследованного субъекта. В столбце «Сырые баллы» на­ходим подсчитанный первичный («сырой») балл для первой шкалы (Ак). На пересечении его строки и столбца шкалы Ак находим клетку, где записана стандартная Г-оценка по шкале Ак. Далее — таким же обра­зом для шкал Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По. Например, первичный балл по шкале Ак составил 29 единиц. В первом столбце — «Сырые баллы» — находим строку, в которой стоит число 29. Справа от него записана стандартная Г-оценка, равная 40. Для первичного балла по шкале Бо, составляющего 29 единиц, стандартная Г-оценка равна 38, для пер­вичного балла по шкале То стандартная Г-оценка равна 39 и т. д.

Построение профиля ДС. По шкале абсцисс наносим деления для каждой шкалы в том порядке, как они перечислены в этом тек­сте. Используя деления на оси ординат, в поле диаграммы рисуем ка­кой-либо знак (кружок, крестик и т. п.). Затем соединяем ломаной линией нанесенные знаки. На рис. 11.1 приведен пример построения профиля усредненных стандартных баллов. На нем линии отобража­ют числовые параметры доминирующих настроений при различных жизненных событиях, происшедших в последнее время в жизни рес­пондентов: печальных и драматических событиях (43 человека), не­приятных (142), приятных (193), радостных (65 человек).

Интерпретация профиля ДС. Опросник предназначен для опре­деления основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это озна­чает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в до минирующем состоянии основных характеристик, не связанных друг с другом, противоречило бы пониманию состояния как целост­ного психического явления. Целостность состояния — весьма суще­ственная его черта, без нее невозможно представить реализацию им интегрирующих и координирующих функций, о которых пишут боль­шинство исследователей.

Рис. 5.1. Профили доминирующих настроений при различных жизненных событиях

Обозначения профилей: 1 —драматические, печальные

события; 2 — неприятные события; 3 — приятные события;

4 — радостные события; 5 — примечательных событий не

было. По оси абсцисс нанесены шкалы ДС, по оси ординат —

средние величины стандартных баллов шкальных оценок.

 

Кроме того, для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласован­ность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде диаграммы показатели шкал методики в стан­дартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизон­тальное расположение, но и высота расположения линии относи­тельно уровня 50 Т-баллов. Выраженность какого-либо психического качества, сила проявления некоторого психического феномена в раз­ных диапазонах отнюдь не исчерпывается определениями «больше-меньше», «сильнее-слабее». Разные степени выраженности какой-либо характеристики чаще всего имеют и качественную специфику, осо­бые структурные взаимоотношения, а также характеризуются различ­ными связями с реализуемыми наборами функций и т. д.

В связи с этим интерпретацию профиля лучше начинать с оценки высоты его расположения. Чем он выше расположен, тем более бла­гоприятно психическое состояние. Разумеется, при достаточно аде­кватной самооценке и соответствующем отношении к процедуре об­следования.

Сниженные оценки по четырем первым шкалам (Ак, Во, То, Ра) и шкале Ус дают основание предположить наличие затяжного стресса. Причем чем ниже Г-оценки по шкале То, тем, вероятно, он продолжи­тельнее. Такой стресс представляет опасность из-за возникновения психосоматических и соматических расстройств.

Сниженные оценки по шкалам Ук и Ак свидетельствуют о дисгар­монии настроения. Это может и не приводить к скорым негативным последствиям для здоровья, но говорит о пониженной психологиче­ской устойчивости личности. В этих случаях целесообразно добить­ся более полного осознания с помощью самоанализа, в доверитель­ной беседе или в консультативном сеансе специалиста.

Порядок работы. Учащиеся получают текст опросника и заполняют лист для ответов. Затем знакомятся со шкалами методики ДС, их ин­терпретацией, процедурой обработки данных и построения профиля.

Далее учащиеся разделяются по парам и дают партнеру для озна­комления профиль, построенный по данным обследования. Затем за­дают друг другу вопросы, отвечают на них, комментируя результаты обследования. Основное внимание следует уделить своим личност­ным особенностям, которые могли оказаться значимыми для сохра­нения психологической устойчивости, переживания благополучия, удовлетворенности жизненной ситуацией или для противополож­ных тенденций в динамике доминирующего настроения. Может ока­заться продуктивной попытка анализа основных событий последне­го времени и их влияния на настроение и психическое состояние.

Контрольные вопросы

1. Что такое доминирующее настроение?

2. Каково назначение методики ДС?

3. Какова структура методики, какие параметры настроения она из­меряет?

 

Приложение 5.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.