КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II этап – 1965 – 1985 гг
I этап – 1957 – 1965 гг. Этапы реформирования российской экономики и их особенности. Реформирование экономики в России осуществлялось в четыре этапа: I этап – 1957 – 1965 гг. II этап – 1965 – 1985 гг. III этап –1986 – 1990 гг. IV этап –1990 – 2000 гг. V этап – с 2000 г. Рассмотрим особенности основных этапов развития экономики России. Экономическая реформа 1957 года – перевод управления национальной экономикой от отраслевого управления к территориально-отраслевой схеме управления посредством образования Совнархозов. В результате данного процесса произошло перераспределение функций управления хозяйства в пользу региональных структур. Однако, указанная система управления не дала ожидаемых результатов. В результате реформы 1957 года было упразднено свыше 140 общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских министерств, а находившиеся в их ведении предприятия переданы в подчинение Совнархозов, созданных в пределах области, края, республики. Совнархозы в своей деятельности подчинялись Советам Министров Союзных республик, через которые правительство СССР руководило данными структурами. Совнархозы руководили предприятиями через отраслевые управления. Территориально-отраслевая система управления сыграла положительную роль в развитии межотраслевой кооперации в рамках экономических административных районов в решении местных проблем и повышении уровня благосостояния народа. В то же время в этот период произошло усиление местнических тенденций, и ослабление централизованного начала в экономике. Управление ресурсными отраслями оказалось раздробленным. Многие Совнархозы стали преследовать местные интересы, не считаясь с интересами страны в целом, что привело к невозможности выполнять научно-техническую политику страны. Данные о динамике национального дохода СССР с 1913 по 1989 гг. приведены в таблице 2.
Таблица 2. Экономический рост СССР за 1913 – 1989 гг.
Источник: Доклад Комиссии по изучению советской экономики, образованной по решению G7 в Дублине (1990 г.) Следующим аспектом реформирования в период 1957 – 1965 года было проведение процесса разделения партийных органов власти на промышленные и сельские. Вероятно, убедившись в чрезмерном усилении территориальных парторганов и не желая возвращаться к отраслевым министерствам как их противовесам, Н.С. Хрущев предпринял этот вариант реформирования. Все сильней ощущалась необходимость дальнейшего реформирования экономики страны. После снятия Н.С. Хрущева была предпринята самая масштабная попытка реформирования советской экономики, получившая название реформы Косыгина. Реформа Косыгина впервые была рассмотрена на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС и речь в ней шла о формировании модели рыночного социализма. В СССР В тот период времени была издана книга Г.С. Лисичкина «План и рынок». Практика реформ Косыгина была логическим продолжением «развития социализма». Самое главное в ней – некоторая децентрализация управленияч и распределения финансовых потоков, сокращение числа планируемых сверху показателей. Предприятия получили большую самостоятельность. Предприятиям позволили самостоятельно производить и продавать продукцию помимо государственного плана. Появились термины «прямые хозяйственные связи» и «оптовая торговля средствами производства», за которыми стояло право реализовывать продукцию без фондов и нарядов. Экономическая реформа 1965 года. В сентябре 1965 года Совет Министров СССР утвердил постановление «Об улучшении управления промышленностью». Управление было вновь построено по отраслевому принципу с расширением прав местных территориальных органов и хозяйственных руководителей. Хозяйственная реформа 1965 года положила начало расширению функций предприятий, как первичных субъектов хозяйственной деятельности. Основной хозяйственного механизма данного периода выступали следующие экономические особенности: - Введение хозрасчета; - Нормативные формы распределения з/пл; - Фонды экономического стимулирования. Были введены следующие изменения: 1) Ликвидация Совнархозов, создание Министерств и ведомств; 2) Сокращение отчетных плановых документов; 3) Создание фондов экономического стимулирования. 4) Введена плата за производственные фонды. Несмотря на некоторые достигнутые результаты, реформа 1965 г. не была комплексной. - Отсутствовала целостная концепция нового хозяйственного механизма, в связи с чем, экономические методы управления национальной экономикой провозглашались, но на деле практически не исполнялись (провозглашали к 1980 г построить коммунизм). - Число экономических показателей сократилось, вместе с тем их характер не изменился. Большинство показателей остались директивными. Самостоятельности предприятия не получили. - Аппарат управления, в своем большинстве не воспринимал необходимых экономических преобразований. - Фиксировалось крайне ограниченное сотрудничество с иностранными фирмами и компаниями. Начиная с 70-х годов экстенсивный путь развития национальной экономики за счет прироста ресурсов стал все более затруднительным. После временного ускорения развития народного хозяйства начался процесс снижения темпов экономического развития. Прирост национального дохода составил: 1966 – 1970 г. – 41%; 1971 – 1975 г. – 28%; 1976 – 1980 г. – 21%; 1981 – 1985 г. - 16,5%. К 1985 году сложилась следующая структура управления национальной экономикой: - Централизованная система управления национальной экономики и планирования экономического и социального развития. - Применение административно-командных (директивных) методов управления. - Территориально-ведомственный принцип управления и планирования. Реформа 1965 года оказалась в тупике и перешла в стадию экспериментальных поисков. В 1985 году к власти пришел М.С. Горбачев, а Россию ждали новые экономические реформы, получившие название «перестройка».
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |