Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианская церковь




Кризис христианского мира и средневековой Европы (XIV-XV вв.)

Уже к концу XIII в. внутренняя и внешняя экспансия европейских народов закончилась. Прекратились распашки и освоение новой земли. Крестовые походы к концу XIII в. практически прекратились, а в 1291 г. произошло падение Акры - последнего оплота крестоносцев на Востоке. Прекратились и нашествия кочевников, вторжения монголов 1241-1243 гг. были последними.
Наряду с этим в XIV-XV вв. происходят другие события, ярко свидетельствовавшие о начавшемся кризисе

1. практически повсюду в Европе началась девальвация монеты, ее порча, обанкротились многие банки. Бездумная чеканка золотой монеты подорвала многие отрасли производства.

2. целая серия выступлений, городских бунтов, восстаний против феодальной и городской знати поразила Европу.

3. в 1315-1317 гг. ненастная погода повлекла за собой плохие урожаи, рост цен, голод.

4. опустошения, произведенные Великой чумой с 1348 г.

5.в условиях кризиса феодалы прибегнули к войне как средству облегчения своего положения. Наиболее значительной стала Столетняя война 1337-1453 гг. между Францией и Англией. Между тем, войны не разрешили проблем феодального общества, но создали новые. Союз короля с городами позволил создать и содержать постоянную наемную армию, надобность в служилом рыцарстве отпала. А с появлением огнестрельного оружия и артиллерии, рыцарство потеряло монополию на военное дело.


В течение XIV в. практически все крестьяне Франции, Англии, Германии получили личную свободу. Этому предшествовали мощные восстания. Например, Жакерия во Франции в 1358 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. и др.
Столетняя война способствовала подъему национального самосознания французов, их победа явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского государства. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией, привел к борьбе сил старой и новой аристократии (война Алой и Белой роз 1455-1485 г.), в результате которой также продолжилась централизация государственной власти. Подобные процессы проходили и в других странах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами.

 

 

Средневековая Европа унаследовала от Римской империи христианскую церковь. Христианство, представлявшее первоначально религию угнетенных, постепенно изменило свой характер и превратилось в IV в. в официальную религию, служившую интересам господствующего класса. К тому времени христианство уже распространилось на всей территории империи и охватило большую часть населения. Прежняя демократическая организация христианских общин выродилась в оторванную от верующих церковную иерархию. В своих проповедях христианское духовенство призывало к повиновению властям и смирению перед угнетателями. Это заставило римские власти изменить отношение к христианству и от гонений перейти к признанию и поддержке новой религии. Христианство с его монотеизмом могло лучше, чем различные языческие культы, сплотить в единое целое разноплеменное население империи, а централизованная церковная организация — дополнить государственную бюрократическую систему. Именно такую роль и начала играть христианская церковь после ее признания Константином (Миланский эдикт 313 г.). Вскоре христианство стало в империи господствующей религией и церковь превратилась в крупную экономическую, политическую и идеологическую силу. Епископы не только управляли церковными диоцезами (округами), но и располагали судебно-административной властью в своих владениях.

Распространенное представление о "неразделенной" Церкви первого тысячелетия, не вполне соответствует тому, что было в действительности.

Историки считают, что почти половина срока с начала IV века до середины IX века приходится на периоды религиозных разрывов и что обе стороны жили в состоянии более или менее серьезного раскола (каким был, например, так называемый "Акакианский раскол" 482-519 гг.).

Когда Константин Великий в 330 году перенес столицу Империи в Константинополь, он заложил основу политического, а затем и церковного разделения империи. Император Феодосий в 395 году ввел раздельное управление западной и восточной частями империи. С вторжением варваров и падением западной Римской империи в конце V века политическое разделение стало полным и окончательным. Церковь формально оставалась единой (что выражалось в созыве Вселенских соборов), но фактически в своем управлении она тоже раскололась на восточную и западную.

Важной причиной раскола была внутрицерковная борьба за первенство кафедр, за влияние во Вселенской Церкви. Из нескольких крупнейших церковных кафедр, существовавших в первые века, быстро выделились две, представлявшие столицы империй, римская и константинопольская, и повели многовековую борьбу.

Другой важной причиной были богословские разногласия, которые издавна существовали между Востоком и Западом. Греческое сознание, в значительно большей степени склонное к теоретическому осмыслению христианского учения, занималось детализацией и формулированием сложных богословских доктрин. По этой причине большинство ересей, раздиравших Церковь, рождалось именно на Востоке. Запад же больше решал вопросы практической церковной жизни. Развитие Восточной и Западной церквей имело характерные отличия как в постановке религиозно-богословских проблем, так и в их решении.

Разделение Церквей в немалой мере вызвано причинами культурно-исторического характера. Каждая поместная Церковь в определенной мере усваивала традиции, обряды, способ мышления местного населения. Эти традиции различались у разных народов, что привело к ряду обрядово-догматических несоответствий.

Коронация Карла Великого в 800 году вызвала возмущение византийцев против папства, поскольку для них существовал лишь один император — император нового Рима. К этому скандалу нужно добавить неумелое, обнаруживающее неосведомленность осуждение иконопочитания богословами, покровительствуемыми Каролингами.

В первой половине IX века мы видим элементы политического и богословского несогласия, которые вели к возрастающему непониманию. Две крупные фигуры противостояли друг другу: Константинопольский Патриарх Фотий (†891), один из наиболее образованных людей своего времени, и Папа Николай I (†867), который придавал весьма большое значение первосвященнической функции епископа Рима (первый из пап, венчавшийся трехъярусной короной — тиарой — в знак своего царского достоинства).

Папа Николай принял под церковно-административное управление Болгарию, что привело Фотия в крайнее негодование: он посчитал, что папа посягает на исконно восточные земли. В 867 году Фотий отправил послание восточным епископам, где жаловался на "латинян", затаптывающих истинную христианскую веру. Он вспомнил о многочисленных теологических расхождениях между Востоком и Западом, объявив западное вероучение ложным и смертельным для христианства. Именно в этом послании богословские противоречия двух церквей впервые сформулировали в явном виде и им придали такое значение (любопытно, что в 861 году, письмо Фотия к папе, напротив, отличалось либеральностью в подходе к обрядово-догматическим вопросам). Тогда же Фотий созвал Собор, на котором папа Николай I был предан анафеме.

Далее события развивались с калейдоскопической быстротой. На константинопольском престоле сменилось несколько императоров, на римской кафедре — несколько пап. За долгие годы церковно-политической борьбы Фотий был смещен, потом снова восстановлен в сане патриарха и, наконец, в 886 году смещен окончательно. После этого борьба Рима с Константинополем несколько затихла — с тем, чтобы через полтора столетия разгореться вновь и закончиться самым печальным образом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.