Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автоматизированная информационная система страховой фирмы и технология ее функционирования




Читайте также:
  1. A) Четыре современные парадигмы в теории фирмы
  2. ARIS как технология моделирования
  3. CRM система Quick Sales 2.
  4. D – технология параметрического моделирования .
  5. Fidonet — глобальная информационная сеть, обеспечивающая связь BBS-станций.
  6. I. Система знаний.
  7. II Система регулирования и управления ВЭД на региональном уровне.
  8. II. Исходное фундаментальное представление: деятельность — система
  9. III. Нанотехнология.
  10. III. Понятие знака как органическая система
  11. IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
  12. IV. ЯЗЫК КАК СИСТЕМА И СТРУКТУРА

Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем страхового дела

 

Страхование является одним из самых информационно насыщен­ных и информационно зависимых видов бизнеса.

Развитие в нашей стране рыночных отношений, включение в мировые интеграционные процессы заставляет уже сегодня при­ближаться к требованиям мировых стандартов. Возрастают требо­вания к объективной оценке финансового положения предприятий, координации стратегий, что направлено на снижение финан­совых рисков и получение конкурентных преимуществ.

Это обусловливает необходимость внедрения в процесс страхо­вания автоматизированных информационных технологий.

Внедрение информационных технологий в процесс планирова­ния и управления деятельностью страховых компаний предусмат­ривает не только обработку больших и взаимосвязанных массивов данных, но может использоваться также для их анализа и обоснований вариантов управленческих решений. При этом важную роль играют учет разнообразных сведений о секторах экономики, ре­гионе, фирме и других хозяйствующих субъектах, а также учет фи­нансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Объемы информации, высокие требования к точности и досто­верности, необходимость эффективного анализа финансового со­стояния клиентуры и страховой фирмы — вот основные причины, предопределяющие автоматизацию страхового бизнеса.

С внедрением вычислительной техники в страховую деятель­ность страховые задачи стали обрабатываться с использованием всего многообразия технических средств.

Автоматизация задач страхового дела зависит в первую очередь от изменения форм взаимодействия машины и пользователя. На на­чальных этапах применения ЭВМ преимущественно решались за­дачи, формирующие сводные данные о результатах деятельности . страховой организации за отчетный период. ЭВМ использовались в режиме пакетной обработки, что вызывало задержку в принятии решений и исключало работу страховщиков с клиентами в реаль­ном масштабе времени.

Положение изменилось в настоящее время, когда значительная часть работающих в страховых компаниях компьютеров представ­ляет собой один из типов распределенных вычислительных систем. Распределенные системы в страховой деятельности строятся на базе АРМ специалиста, соединенных каналами связи в вычислительные сети многопроцессорных компьютеров и многомашинных вы­числительных комплексов.

Автоматизированные рабочие места оснащены персональ­ными компьютерами и прикладными программами, предназна­ченными для реализации отдельных функций (расчет заработ­ной платы, учет страховых полисов) или блоков функций, на­пример бухгалтерских операций, инвестиций и т.п. Все АРМ подсоединены к единой технологической платформе, работаю­щей на базе более мощного сервера. При такой схеме элек­тронной обработки информации организуется многопользовательская работа с разными или одними и теми же программами и наборами данных. Это позволяет избежать избыточности и противоречивости данных, а также их потери и искажения. Практикуется ввод данных и одной службой пользователей из числа сотрудников компании по паролю, т.е. имеющих соответствующие полномочия для работы с этими данными. Такие возможности в настоящее время предоставляют автоматизиро­ванные информационные технологии страховой деятельности достаточно широко.



Появление подобных систем, реализующих задачи в области финансово-кредитной деятельности, объясняется, в первую оче­редь, тем, что эти системы потенциально имеют лучшее соотноше­ние «производительность/стоимость». Технический прогресс привел к появлению дешевых и мощных ПЭВМ и высокоскоростных средств связи. Страховым компаниям стало выгодно покупать не­сколько компьютеров среднего класса и связывать их в сеть, что обеспечивает быстрое техническое оснащение вновь создаваемых в рыночных условиях страховых компаний.

Широкое использование распределенных вычислительных систем в страховом деле предопределили характер самих прикладных задач и организацию их решения. Сотрудники, отделы, филиалы страховой компании, отдельные потребители информации (агенты, брокеры), как правило, рассредоточены по некоторой территории. Эти пользователи достаточно автономно решают свои задачи, по­этому заинтересованы в использовании собственных вычислитель­ных ресурсов. Однако решаемые ими задачи тесно взаимосвязаны, поэтому их вычислительные средства должны быть объединены в единую систему. Адекватным решением в такой ситуации является лишь использование вычислительных сетей (локальных, открытых, глобальных).

Очевидное преимущество распределенных систем — принципиально более высокая надежность, необходимая избыточность информации.

Надежность здесь понимается как способность системы выполнять свои функции при отказах отдельных элементов аппаратуры и неполной доступности данных. Основой повышенной надеж­ности распределенных систем является обоснованная избыточность информации.

Избыточность хранимых данных страховой компании проявляется, например, в том, что в распределенных базах некоторые наборы данных могут дублироваться на запоминающих устройствах нескольких серверов, так что при отказе одного из них данные все равно остаются доступными.

Для филиалов страховой компании кроме надежности и избыточности распределенные системы дают возможность совместного использования информационных, программных и технических ресурсов, обеспечивают средства связи с другими филиалами, а также гибкость распределения работ по всей системе.

Применение распределенных систем порождает необходимость решения ряда проблем, которые связаны, прежде всего, с организацией эффективного взаимодействия отдельных их частей.

Во-первых, это сложности, обусловленные программным обеспечением: выбор ОС, языков программирования и прикладных программ; обучение сотрудников страховой компании работе в распределенной среде; определение и разграничение функций пользователей.

Во-вторых, проблемы, вытекающие из соединения компьютеров в сеть: предусматриваются средства защиты от потери сообще­ний, например из-за перегрузки сети; требуются связанные с большими затратами специальные меры по повышению пропускной способности, защите информации.

В-третьих, это вопросы обеспечения коммерческой тайны, которые гораздо сложнее решаются в системе, допускающей работу ряда пользователей одновременно. В некоторых случаях, когда для страховой компании безопасность отдельных видов страхования особенно важна, приходится отказываться от включения ПЭВМ и АРМ специалиста в распределенную информационно-вычислительную систему компании.

Использование вычислительных сетей в страховой деятельности в то же время приводит к повышению эффективности работы за счет сокращения сроков обработки информации, увеличения аналитических возможностей, что выражается, прежде всего, в увеличении прибыли компании. Именно благодаря внедрению автоматизированных информационных систем и технологий в страховое дело обеспечивается повышение конкурентоспособности стра­ховых услуг, увеличивается доля компании на страховом рынке.

Рассмотрим более детально, какие новые возможности получает страховая компания, строящая свою работу в условиях вычислительной сети.

Прежде всего, использование сети приводит к улучшению коммуникаций, т. е. к улучшению процесса обмена информацией и взаимодействия между сотрудниками компании, а также ее клиен­тами. Сеть позволяет сотрудникам, находящимся в различных офисах, работать на единой технологической платформе, с общей информационной базой и взаимодействовать как с файл-сервером, так и с другими узлами сети.

Получая легкий и более полный доступ к информации, сотрудники принимают обоснованные решения за счет высокой степени ее достоверности и оперативности, наличие сети уменьшает по­требность страховой компании в других формах передачи информации, таких, как телефон или обычная почта. Таким образом дос­тигается не только обоснованность выводов, повышение точности, достоверности результатов, но и уменьшение временных, трудовых и стоимостных затрат на принятие решений, улучшается обслужи­вание клиентов страховых компаний.

Не менее важным является возможность лучшего использова­ния дорогостоящих ресурсов, таких, как серверы ПЭВМ большой мощности, цветные принтеры, модемы, оптические диски, кото­рые создают неограниченные возможности специалисту для аналитической работы. Пользователь вычислительной сети — работник страховой компании — работает за своим компьютером и не при­дает значения тому, что он пользуется данными мощного компьютера-сервера, находящегося нередко за сотни километров от его АРМ, а отправляет почту через модем, подключенный к коммуни­кационному серверу, общему для нескольких подразделений ком­паний или даже включающему обслуживание предприятия. У поль­зователя создается иллюзия, что эти ресурсы подключены непо­средственно к его компьютеру, так как для их использования от него требуется совсем немного дополнительных усилий.

Наконец, сети предоставляют страховой компании свободу в выборе мест территориального расположения ее филиалов, т. е. по­зволяют компаниям располагать не только филиалы, но и рабочие места страховщиков и специалистов там, где они наиболее эффективны для выполнения страховых операций. Здесь немаловажное значение имеет и широкое использование страховщиками пере­носных (мобильных) ПЭВМ (notebook).

 

 

Информационное пространство фирмы, представляемое автомати­зированной информационной системой обработки данных, под­разделяется на составляющие его объекты. Выделим и охарактери­зуем основные категории объектов и технологию их функционирования.

Центральный офис страховой фирмы, или головная организация, как правило, имеет одну или несколько высокоскоростных локаль­ных вычислительных сетей (ЛВС), объединенных друг с другом че­рез высокопроизводительные мосты или маршрутизаторы. ЛВС можно рассматривать как информационный центр всей компании, включающий мощные вычислительные ресурсы — файловые сер­веры, системы управления базами данных и др. Особенностью ЛВС центрального офиса страховой компании является то, что в ее состав входит система централизованного мониторинга и управле­ния как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах/

Региональные офисы страховой компании (филиалы) — масштаб­ные организации, нередко оснащенные собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными системами, имеющими гарантированно надежную и достаточно скоростную связь. Для некоторых из них требуется круглосуточное высокоскоростное соедине­ние с центральным офисом, что, как правило, обеспечивается спе­циально выделенными каналами связи. Подключение, организованное таким способом, имеет заметно меньшую стоимость по сравнению с выделенным.

Отделения страховой компании имеют обычно небольшую ло­кальную сеть, включающую несколько персональных компьютеров. Связь с региональным офисом происходит по заранее составлен­ному расписанию в определенные часы, однако не исключается необходимость незапланированного срочного доступа.

Представительства или агентства страховой компании чаще всего оснащаются одним, реже несколькими компьютерами. Связь с отделениями происходит по мере необходимости и обеспечивает­ся в течение всего дня.

Удаленные пользователи сети — инспекторы, агенты страховой компании, проверяющие, т. е. сотрудники, которые по долгу служ­бы проводят рабочий день не в собственном офисе, например, у клиентов, а также руководители, находящиеся в командировке, от­пуске, — пользуются переносным компьютером с модемом. Сеанс связи удаленных пользователей страховой компании с ЛВС офисов чаще всего бывает непродолжительным и может устанавливаться в любое время.

Основной особенностью организации информационного обес­печения АИС страховой компании является необходимость иметь полную базу данных по всем договорам компании за максимально длительный период. Это связано с тем, что при заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках (наличие и характер выплат) и обеспечить просмотр всех связанных с этими случаями документов. Такая ин­формация должна храниться в базе данных, постоянно обновлять­ся и получать ее надо сразу после запроса. Так, при расчетах, на­пример ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из базы дан­ных необходимую статистику и выполнить расчетные действия по договорам страхования за существенно длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор.

Отсюда вытекает требование к полноте базы данных информа­ционной системы центрального офиса. В остальных крупных под­разделениях страховой компании (региональные филиалы, отделе­ния) необходимости иметь базу данных всей компании нет, ибо в каждом из подразделений имеется база данных своих страховате­лей. Собственная база данных каждого подразделения страховой компании охватывает свое страховое поле, формируемое по терри­ториальному принципу, поэтому пересечений по страхователям у одноуровневых подразделений нет. Необходимость запросов ин­формации из всей базы компании возникает лишь при переезде страхователя либо когда страхователь — крупная организация и ее подразделения расположены в более чем одном регионе.

Все рассмотренное позволяет выделить три уровня баз данных:

· центрального офиса — содержит информацию по всей фирме;

· регионального филиала - содержит информацию только по данному региону;

· отделения - содержат все данные по охватываемой им терри­тории.

Покажем, как взаимодействуют эти базы данных между собой.

Изначально информация возникает на уровне отделения стра­ховой компании. Там ведется непосредственная, самая массовая работа по страхованию. Эта информация накапливается в течение дня или другого непродолжительного периода времени в базе данных отделения страховой компании - она добавляется к уже имеющейся. При наступлении заранее определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая реплика­ция баз данных.

Смысл репликации баз данных заключается в следующем: одна из двух баз выбирается «главной», она содержит в себе наиболее актуальные данные, а другая является «подчиненной» и получает копии информации из той, что назначена главной. Таким образом две базы данных синхронизируют свое состояние, обновляют дан­ные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления базами данных. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по продолжитель­ности сеанс связи привести две большие базы данных к идентич­ному состоянию, так как по линиям связи передаются только из­менения, произошедшие в период начиная с предыдущего сеанса связи. Другими словами для приведения в соответствие двух баз данных необходимо передать только информацию, полученную в течение дня, при периодичности сеансов связи - раз в сутки.

Действуя таким образом с каждым из отделений страховой компании, региональный филиал собирает информацию со всех подчиненных ему отделений в свою собственную базу данных. Это приводит к тому, что база данных регионального уровня пополня­ется автоматически, без постоянного участия страхового служащего и содержит полную информацию по всему региону. При этом дан­ные, возникающие в процессе деятельности регионального офиса, работники страховой компании могут вводить в интерактивном режиме.

Описанные объекты баз данных, справочников, пользователей автоматизированной информационной системы страховой компа­нии являются носителями или источниками информации как тако­вой, но информация как статическая сущность не представляет собой особой ценности. Ценность информации заключена в возмож­ности получения ее для каких-либо нужд деятельности страховой компании. Обеспечить такую возможность доступа и сделать его эффективным (быстрым, надежным, защищенным, недорогим) должен сетевой комплекс страховой компании.

Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на две основные составляющие:

• сети конкретных структурных подразделений — филиалов страховой компании;

• сети, обеспечивающие связь между ними.

Для каждого подразделения страховой компании создается со­ответствующая именно его масштабу сеть с требованием предос­тавления должной эффективности доступа к внутренней информа­ции. Такие сети должны быть достаточно скоростными, так как объем передаваемых внутренних данных может быть большим. Связь между отдельными филиалами страховой компании обеспечивает передачу значительно меньшего объема данных, потому, что в такой сети происходят запросы конкретной информации, а также сверка и передача изменений баз данных подразделений различных уровней.

Сетевой комплекс центрального офиса, несомненно, является самым требовательным к скорости передачи информации. Цен­тральный офис, как правило, имеет одну или несколько ЛВС стандартов FDDI или Ethernet, объединенных друг с другом посредством высокопроизводительных мостов или маршрутизато­ров. Особенностью ЛВС центрального офиса является то, что часто в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевы­ми устройствами, находящимися в филиалах и отделениях ком­пании. Использование маршрутизатора в качестве центрального сетевого устройства позволяет обеспечить высокоскоростное со­единение локальных сетей, связь с сетями филиалов и доступ удаленных пользователей. Такое устройство осуществляет мар­шрутизацию (направление потоков данных по каналам связи) и в случае использования для передачи каналов с низкой пропу­скной способностью компрессию (сжатие) передаваемой информации, что позволяет повысить скорость передачи. Основ­ной ЛВС центрального офиса может являться сеть, построенная на базе кольца FDDI на 100 Мбайт/с. Оно обеспечивает необходимую скорость и надежность передачи данных. В кольцо FDDI могут включаться сервер баз данных, файл-сервер, архивационный сервер и маршрутизатор. В каждом конкретном слу­чае количество устройств, входящих в кольцо, может быть разным. Через маршрутизатор эта ЛВС имеет выход на другие ЛВС структурных подразделений центрального офиса. Такую связь должны обеспечивать также один или несколько коммутаторов и концентраторы. Путь данных при описанной схеме соединений следующий: данные из сети FDDI проходят через основной мар­шрутизатор и попадают на коммутатор, при этом передача вдет на полной (100 Мбайт/с) скорости; концентратор в свою очередь передает данные на нужный концентратор, который направляет их к месту назначения (рабочей станции). Передача от концентратора к рабочей станции происходит на скорости этой станции (обычно 10 Мбайт/с). Приведенные условия позволяют в общих каналах обеспечивать более высокую скорость передачи и избегать заторов в случае активной работы в сети большого числа пользователей ав­томатизированной информационной системы страховой компании;

Задачи, решаемые в филиалах страховой компании, предъявляют меньшие требования к общим структурным возможностям их ло­кальной сети. Однако объемы предаваемых данных могут быть ве­лики и необходимо также использовать сеть со смешанными ско­ростями передачи данных. Основой такой сети может служить коммутатор, осуществляющий связь с одним или несколькими сер­верами на скорости 100 Мбайт/с, а с концентраторами или рабочими станциями на скорости 10 Мбайт/с. Наиболее удобным как по простоте построения, так и по стоимости всей системы являет­ся использование сети Ethernet.

Сети отделений также строятся на базе Ethernet. Скорость в се­ти 10 Мбайт/с является вполне достаточной для тех задач, которые возникают в отделениях страховой компании.

Накопленный в России опыт автоматизации страхового дела позволяет сделать вывод, что перевод работ страхования на автома­тизированные информационные технологии происходит в основ­ном в крупных страховых компаниях, обладающих серьезными ма­териально-финансовыми ресурсами. Но и здесь работы автомати­зированы преимущественно на нижнем уровне управления — на рабочих местах специалистов. Уровни верхнего и среднего звена управления (руководителей филиалов, страховой компании) прак­тически не автоматизированы (исключение составляет бухгалтер­ская деятельность страховой компании). Для дальнейшей автома­тизации требуется развитие анализа страхового дела для всех видов страхования и уровней управления.

Новая технология требует интеграции информационных про­цессов:

• привлечения высокопроизводительных программных средств разработки автоматизированных информационных систем страхового дела, таких как, Оrас1е Forms 4/5 (язык для создания экран­ных форм), Оrасlе Reports 2.5 (позволяет создавать отчеты различных форматов с использованием текстовых и графических объек­тов), Оrас1е Graphics 2.0 (позволяет строить приложения класса «мультимедиа»), входящих в состав интегрированной системы разработки Developer 2000 фирмы «Оrас1е»;

• ориентации на использование архитектуры «клиент-сервер» в однородных и разнородных компьютерных сетях;

• реализации современного ведения страхового дела в режиме реального времени (следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера баз данных — Clarion, Оrас1е, Раradox и т.д.);

• обеспечения возможности работы базы данных страховой компании в режиме «клиент — сервер» с взаимодействием с клиен­том и сервером на языке запросов SQL, а для рабочих мест филиа­лов страховой компании обеспечения связи с сервером централь­ного отделения через протокол ТСР/IР по линиям связи.

Стоит отметить, что западноевропейские страховые организации направляют на информатизацию примерно 1/5 всех расходуемых средств, причем треть этих средств расходуется на аппаратуру, треть - на программное обеспечение, треть - на обучение персонала. Для российских страховых компаний такие показатели пока не свойствен­ны. Однако перспективы развития все же наметились.

Во-первых, налицо рост профессионализма и компетентности менеджмента российских страховых компаний, уровня понимания проблемы автоматизации и качества постановки ее целей и задач.

Во-вторых, постепенно расширяется число официальных до­кументов, регулирующих те или иные области деятельности стра­ховых компаний — правила страхования, величину и порядок раз­мещения страховых резервов, бухгалтерскую и страховую отчет­ность и т.д. Это создает предпосылки для постепенной унифика­ции технологий работы российских страховых компаний.

В-третьих, под влиянием законодательных требований и си­туаций на рынке происходит формирование группы мощных в фи­нансовом отношении страховых компаний, для которых становит­ся доступной прогрессивная аппаратная база.

В-четвертых, происходит постепенное развитие самого стра­хового рынка, сглаживание различий между российским рынком страхования и рынком страхования европейских стран.

В-пятых, в нашей стране постепенно получают распространение средства разработки приложений типа клиент-сервер (SQL-Windows). Это дает возможность довольно быстро создавать и внедрять интегри­рованные системы страховой деятельности силами сравнительно не­больших коллективов высококвалифицированных разработчиков.

Информационные технологии изменяют и будут менять характер деятельности страховых корпораций. Очевидные изменения коснутся формирования автоматизированной, информационной среды. Поступление информации станет процессом, управляемым самим пользователем, благодаря возможности выбора необходи­мого интерактивного канала. Развитие средств коммуникации обеспечивает возможность общения с любым абонентом страхо­вого процесса в любой точке земного шара при помощи цифровых средств передачи данных и видеоизображений, делает реальными перспективы внедрения электронного страхования.

Основой информационных коммуникаций будущего являются информационные магистрали. Сеть Internet уже представляет со­бой некоторый прообраз информационной супермагистрали. Пе­ремещение сферы деловой активности человека в так называемое киберпространство приведет к изменению самого назначения пер­сонального компьютера. Из вспомогательного инструмента он пре­вратится в полномочного представителя, клиента страховой компании.

Очевидно, что для успешного формирования единого инфор­мационного пространства страховой деятельности необходима совместимость различных супермагисталей. Один из возможных подходов к этому — стандартизация электронного взаимодействия.

 





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.167.15.6
Генерация страницы за: 0.007 сек.