Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликты в развитии организации




Вопросы

 

1. В чем особенности технологий антикризисного управления?

2. Из каких блоков состоит технологическая схема антикризисного управления.

3. Какие факторы влияют на разработку управленческих решений в технологии антикризисного управления?

4. Какую роль играет информационное обеспечение в технологии антикризисного управления?

5. Как осуществляется контроль кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления?

 

Литература

 

Доусон Р. Уверенно принимать решения: как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1996.

Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений / Под ред. В.Д. Шад-рикова. – М.: Юристъ, 1998.

Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: ЭКМОС, 1998.

 

 

Лекция 11

 

Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении

 

Проблематика. Как и почему возникают конфликты? Какие су­ществуют конфликты? Всегда ли конфликт свидетельствует о воз­никновении кризисной ситуации? Как разрешаются конфликты? Влияют ли конфликты на отношения между людьми? Всегда ли конфликт является нежелательным? Есть ли взаимосвязь между кри­зисом и конфликтом? Почему и как возникают конфликты в орга­низациях? Как использовать механизмы регулирования конфликтов в управлении организациями?

 

 

Известно, что организация — это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода ор­ганизм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются со­четанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зави­симость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.

Существование и развитие всякой организации связано с посто­янным возникновением и разрешением противоречий в борьбе раз­личных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия прини­мают настолько острый характер, что переходят в конфликт.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных Целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

Современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возмож­ны, но и желательны. Считается, что во многих ситуациях конфликт помогает увидеть разнообразие точек зрения, большее число про­блем, альтернатив их решения и т. д. Здесь речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные имеют возможность высказать свое мнение. В итоге дискуссия приводит к выработке взаимовыгодного и наиболее правильного решения. Подобное столк­новение мнений тоже является конфликтом, но не разрушительным (деструктивным), а созидательным (конструктивным).

Конфликт не всегда можно с уверенностью определить как конст­руктивный или деструктивный. Он может выполнять и позитивную, и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные последствия в зависимости от того, насколько внимательно отно­сятся к конфликтам руководители и насколько умело им управляют.

На схеме (рис. 15.1) слева приведены отрицательные последствия конфликтов, которые в дальнейшем могут серьезно осложнить ситу­ацию в организации, справа — потенциальные положительные по­следствия конфликта, которые могут способствовать успешной ра­боте организации и улучшить ее социально-психологический климат. Более того, можно утверждать, что существует необходимый минимум конфликтности в рабочих группах, который способствует поддержа­нию определенного тонуса социальной активности.

 

Негативные функции деструктивного конфликта Позитивные функции конструктивного конфликта  
Появление дополнительных материальных Стимулирование к изменению и развитию  
затрат и потерь вследствие: организации и отдельных сотрудников  
отвлечения сотрудников от основной Разрядка напряженности между конфлик-  
работы; тующими сторонами:  
снижения производительности труда; разнообразие мнений при принятии  
увольнения «обиженных». решений;  
Формирование противоборствующих удовлетворенность работников от того,  
группировок что их мнение принято во внимание;  
Ухудшение социально-психологического климата в коллективе уменьшение трудностей при реализации совместно принятых решений;  
  предрасположенность к дальнейшему  
Уменьшение степени сотрудничества сотрудничеству;  
между работниками улучшение морального состояния  
Большие эмоциональные затраты работников и усиление их трудовой  
и стрессы, ведущие к уменьшению мотивации;  
работоспособности сплоченность коллектива организации  
  при противоборстве с внешним врагом  

Рис. 15.1. Функции конфликтов в организациях

 

Конфликт также способен оказать положительное воздействие на развитие отдельной личности, потому что он активизирует само­сознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует также отметить положительную функцию конфликта, которая за­ключается в том, что он сигнализирует о неблагополучии в органи­зации. При этом наблюдается следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально-производственной ситуации от оптимальной.

Наиболее опасным негативным последствием конфликта является его затягивание и нагнетание в организации таких взаимоотноше­ний, которые в сочетании с другими факторами (экономическими, политическими и др.) могут привести к созданию кризисной ситу­ации.

Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, так как он нарушает динамическое равновесие организации. Внутрен­ние силы, пытаясь восстановить его, приходят в движение и начи­нают сталкиваться. Обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в результате чего возникают кон­фликты.

Таким образом, конфликт в некоторых ситуациях может спрово­цировать в организации кризис, а тот, в свою очередь, неизбежно создает почву для конфликтов.

Наличие конфликта в организации еще не свидетельствует о ее кризисном состоянии, так как конфликты вообще неизбежны и даже могут принести пользу. Конфликт не есть нечто исключитель­ное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоре­чий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения через состязание. Но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, это свидетельствует о наличии в организации серьезных проблем, которые следует диагностировать и найти их решение. В противном случае организация не будет успешно разви­ваться и может войти в состояние кризиса. Для того чтобы кон­фликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.

Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Это одно из условий антикризисного управления. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо:

· осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин воз­никновения конфликтных ситуаций;

· понимание механизма развития конфликта как процесса;

· умение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.