КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути совершенствования внешней торговой поолитики РК
Внешнеторговая политика как составная часть экономической политики государства отнесена к важнейшему фактору развития народного хозяйства. Реформирование внешнеторговой политики должно соответствовать выработанной стратегии развития экономики страны. Отсутствие такого соответствия приводит к вытеснению внешнеторговой политики на второй план, что сказывается на экономическом развитии страны. Дело в том, что спад производства, кризис неплатежей, инфляция и др. в большинстве случаев непосредственно связаны с действием внешнеэкономических факторов, в том числе и внешней торговли. Кроме того, это может привести к прямому противоречию между избранной страной стратегией на открытость экономики и действительной направленностью внешнеторговой политики. Например, в странах переходной экономики настораживает тенденция возврата к той дореформенной трактовке содержания внешнеторговой политики, в которой среди ее функций на первое место ставится оперативное регулирование международного обмена. Причем такая тенденция наблюдается и среди сторонников резкого ограничения роли рыночных механизмов и повышения роли государства на ближайший период, и среди их радикальных оппонентов. В последнем случае внешнеторговой политике отводится функция оперативного реагирования на сбои макроэкономических мероприятий. Так в Казахстане отсутствие соответствия между выбранной внешнеэкономической стратегией на создание открытой экономики и внешнеторговой политикой привело к тому, что внешняя торговля стала играть роль источника поступления «твердой» валюты, насыщения внутреннего рынка товарами зарубежного производства, выхода экономики из кризиса и повышения жизненного уровня населения. Официально проводимая в республике Казахстан монетаристская политика, направленная на подавление инфляции, установление реального валютного курса, привели к тому, что темпы инфляции в республике достигли 6-8 °/о в месяц. Соответственно этим достижениям должна происходить и корректировка текущей внешнеторговой политики. Однако в действительности этого нет. Об этом свидетельствует ряд обстоятельств, а именно: - товарная структура внешней торговли республики продолжает носить ярко выраженную сырьевую направленность; - сравнительные преимущества носят статический характер: - расширение внешнеторгового оборота происходит за счет традиционных экспортоориентированных отраслей (нефтегазодобывающая промышленность, горно-металлургический комплекс и сельское хозяйство), удельный вес которых в экспорте республики достиг более 70 % в общем объеме; - внешняя торговля остается торгово-посреднической, в результате чего воздействие внешнеэкономических связей на национальную экономику скорее отрицательное, чем положительное. За рубеж уплывает национальное богатство страны - энергоносители, сырье, интеллектуальные ресурсы. Как показывает мировой опыт, внешнеторговая политика не только способна способствовать устранению негативных последствий, но и позволяет в условиях формирующейся национальной воспроизводственной модели внешнеэкономических связей оказать существенное воздействие на направления включения национальной экономики или отдельных субъектов в интернационализированные воспроизводственные цепи с наибольшей экономической выгодой. Все эти обстоятельства ставят внешнеторговую политику на первый план в экономических реформах, определяют необходимость безотлагательной увязки с ней хозяйственных преобразований, включая реструктуризацию и приватизацию. В этом случае внешнеторговая политика рассматривается как проекция национальных целей экономического развития на внешнеэкономическую сферу, переводящая их в систему приоритетов промышленного развития, в механизмы реализации этих приоритетов. Решающее значение имеет выбор внешнеторговых приоритетов, которые максимально содействовали бы решению ключевых задач отечественного производства на текущем и последующих этапах его развития и позволяли увеличить масштабы и эффективность национальной экономики. Иными словами, необходима последовательная политика формирования профиля международной специализации страны, рассчитанная на использование возможностей международного разделения труда как для оптимального удовлетворения потребностей страны, так и селективного развития конкурентоспособных экспортных производств. Если исходить из этого, учитывая сложность и масштабность этих задач, а также современное состояние экономики и внешнеэкономических связей, внешнеторговая политика Республики Казахстан может осуществляться только поэтапно, в тесной увязке с соответствующими фазами внутрихозяйственного развития, по мере создания необходимых предпосылок для перехода от одной фазы к другой. Это предполагает вычленение в рамках внешнеторговой стратегии промежуточных целей и задач, особенно на период макроэкономической стабилизации и подавления инфляции. Особого внимания при разработке внешнеторговой политики заслуживает определение путей и средств, способных обеспечить ее практическое осуществление. Главную роль среди них, на наш взгляд, должен играть комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Приоритетной здесь должна быть целенаправленная государственная экономическая, и прежде всего структурно-инвестиционная политика. Важным звеном такой политики должна стать программа развития экспортного потенциала страны, охватывающая использование возможностей ВПК, отечественного машиностроения и нефтехимической промышленности для наращивания производства продукции высокой степени обработки, потенциально конкурентоспособных на внешнем рынке. Целесообразно для Казахстана также предусмотреть проекты, направленные на развитие транспортной инфраструктуры и рационализацию географической направленности внешней торговли. Эффективным инструментом формирования и реализации внешнеторговой политики призвана стать система государственного регулирования международного обмена. Ее дальнейшая либерализация, с нашей точки зрения, должна быть тесно связана с развитием казахстанской экономики и становлением внутреннего рынка. Соответственно меры по расширению открытости внутреннего рынка следует сочетать с выборочной протекционистской защитой и поддержкой жизненно важных отечественных производств. В этой связи полагаем, что, ориентируясь на последовательное повышение экономических регуляторов, вряд ли оправданно полностью отказываться от методов нетарифного регулирования экспорта и импорта, которые широко применяются даже развитыми странами. Последнее обусловлено тем, что они являются средством оперативного реагирования на изменения конъюнктуры на внутреннем рынке и введение партнерами ограничений в торговле с нашей страной. Нужен избирательный подход к отмене экспортных пошлин, учитывая то, что в условиях сохраняющихся различий в уровнях внутренних и внешних цен на отдельные сырьевые товары можно эффективно регулировать рост доходов от их экспорта. Для Казахстана этот аспект важен и с точки зрения торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья. Непременной предпосылкой реализации внешнеторговой политики является обоснованный выбор региональных приоритетов внешнеторговой политики. В принципе необходимо исходить из целесообразности максимальной диверсификации экспортных рынков и источников импорта, чтобы не допускать чрезмерной экономической зависимости от отдельных стран и регионов. Это соответствует интересам непосредственных участников внешней торговли, стремящихся извлечь максимум экономической выгоды на любых рынках, Однако обеспечение общенациональных и политических интересов страны на ближайшую перспективу диктует необходимость выработки дифференцированного подхода к географической направленности внешней торговли, исходя из экономических потребностей и возможностей страны, а также геополитического значения для нее того или иного региона. Важно при этом учитывать реальные предпосылки, традиции и обычаи, имеющиеся в данном регионе, как для расширения и рационализации экспорта и импорта, так и развития прогрессивных форм долговременного сотрудничества (взаимодополняемости экономических структур, традиции сотрудничества, территориальной близости, наличия транспортных инфраструктур, исторической общности и др.). Наглядным примером являются страны переходной экономики, которые на первых этапах суверенного развития при выборе региональных приоритетов внешней торговли обратились к целесообразной диверсификации экспортных рынков и источников импорта с целью не допустить экономической зависимости от России. Конечно, надо учесть состояние экономики стран бывшего СССР (кризис, инфляция, проблема неплатежей и т.д.), а также политический фактор (независимая внешняя политика, подчеркнуть свой суверенитет и др.). В итоге произошло нарушение торговых связей, сложившихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Последствия этого известны. Реализация внешнеторговой политики, по мнению экспертов, без активной защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей, продвижения интересов страны в мировой торговле практически не имеет перспективы. Особенно это относится к молодым суверенным странам. Развитые страны, наряду с последовательным снятием различных барьеров на пути международной торговли, в той или иной мере проводят политику защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и создания благоприятных условий для развития неконкурентоспособных национальных производств. Здесь же отражается политика снятия имеющихся барьеров, дискриминационных ограничений на пути продвижения отечественных товаров на мировые рынки, обеспечения полноправного участия страны в работе международных торговых организаций. С этой целью многие страны увязывают реализацию взятых обязательств в области международной торговли с ходом выполнения соответствующих договоренностей со стороны торговых партнеров. Такой подход исключает односторонность действия государства в области внешней торговли, когда одна страна последовательно либерализует свой внешнеторговый режим, в то время как на пути ее товаров возводятся новые барьеры. Для стран переходной экономики вместе с этими существует, на наш взгляд, ряд специфических черт внешнеторговой политики. К ним относятся: - постоянное расширение прав и числа участников, последние в большинстве своем не подготовлены к участию во внешней торговле; - опережение ориентации на либерализацию внешней торговли от институциональных и структурных преобразований, ослабление государственного регулирования и контроля за внешней торговлей, что нередко приводит к ухудшению экономического развития. Свидетельством этого является продолжающейся спад производства на предприятиях машиностроения, легкой и пищевой промышленности Казахстана. Актуальной задачей, способствующей эффективной реализации внешнеторговой политики, на наш взгляд, является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной баз, регулирующих внешнюю торговлю, Действующее законодательство по этим вопросам в основном регламентирует общие рамки участия хозяйствующих субъектов во внешней торговле. Они полномочны совершать экспортно-импортные операции, заключать соглашения о товарообмене,формировать валютные фонды, привлекать и размещать иностранные кредиты и т.д. Тем не менее законодательство сохраняет достаточно широкий круг потенциально конфликтных или неурегулированных вопросов. К ним, например, относятся: - незавершенность разграничения собственности, что приводит к сомнениям со стороны иностранных партнеров, пытающихся понять, кто же выступает гарантом реализации международного обмена: - неопределенность правового статуса земли как основного природного ресурса. Прежде всего имеется в виду право собственности, которое юридически, например, в Казахстане не может быть объектом частной собственности; - несовершенство распределения между государством и хозяйствующими субъектами доходов от экспортных и импортных операций; - отсутствие законодательных актов о защитных мерах и др. Несомненно, каждая из перечисленных проблем заслуживает основательной проработки во внешнеторговой политике. Но первоочередным шагом, который мог бы облегчить подход к их решению, является, на наш взгляд, скорейшее согласование принципиальных положений, касающихся роли государства во внешней торговле, и установление круга проблем, которые находятся в исключительной его компетенции. Проблема, как нам представляется, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Со времени возникновения государства вопрос о его роли в экономическом развитии стал предметом исследования различных экономических школ. В результате экономисты разделились как бы на три группы. К первой относятся последователи монетаристского течения в экономической науке, которые ограничивают роль государства лишь созданием стабильных условий для развития национальной экономики посредством денежной политики. Таким образом, представители этой группы минимизируют государственное вмешательство в развитие национальной экономики. Представители второй группы исходят из активного воздействия государства на развитие народного хозяйства. Яркими представителями ее являются последователи Кейнса. Сторонники третьей группы абсолютизируют роль государства в развитии национальной экономики. Такая точка зрения была характерна теории социализма, которая исходила из приоритетной роли государства во всех сферах жизни общества. Практика социализма показала несостоятельность чрезмерного вмешательства государства в развитие национальной экономики. Свидетельством этого является отказ большинства бывших социалистических стран от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и сокращение масштабов вмешательства в экономику. Анализ современных теорий государства показывает, что рассуждения по поводу его роли, на наш взгляд, сводятся в основном к масштабам вмешательства государства в развитие национальной экономики. Таким образом, дискуссия по поводу того, должно ли государство играть ведущую роль, свелась к проблеме масштабов государственного вмешательства. Здесь выделяются два течения. Первое сводится к минимизации государственного вмешательства в развитие национальной экономики, в том числе и во внешнюю торговлю. Второе, наоборот, предусматривает возрастание вмешательства государства. Каждое течение находит свое подтверждение в практике развития стран мирового сообщества. Так, США, страны Западной Европы, Гонконг, Чили развивались на основе невмешательства или минимального влияния государства на развитие национальной экономики. В то же время Япония, КНР, Южная Корея, Тайвань и другие страны достигли высоких темпов роста и экономического процветания благодаря широкомасштабному вмешательству государства во все сферы жизни общества и особенно во внешнеэкономическую деятельность, выражающуюся в государственной поддержке и стимулировании экспортных производств. Таким образом, успехи национальной экономики могут быть достигнуты как с помощью ограниченного вмешательства государства, так и на основе активного государственного регулирования. Для стран переходной экономики, как отметил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев «пока сама экономика находится в транзитной стадии неустойчивого развития, регулирующая роль государства и его вмешательство должно быть адекватным»'/14, 36/. Отсюда следует, что для Казахстана наиболее применимо активное вмешательство государства.
Тема 3: Регулирование внешней торговли. Регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |