КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 2. Методы исследования в географии туризма
ТЕМА 1 Предмет исследования географии туризма, место географии туризма в системе географических наук. Станційні системи автоматики Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт
Редактор Т. В. Щепоткіна Комп’ютерна верстка Т. В. Шевченко
Підписано до друку 03.04.2009. Формат 60х84 1/16. Папір для множних
Видавництво Дніпропетровського національного університету ДК № 1315 від 31.03.2003 Адреса видавництва та дільниці оперативної поліграфії: 49010, Дніпропетровськ, вул. Лазаряна, 2; www.diitrvv.dp.ua В настоящее время понятие «туризм» используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха. Предметом дисциплины является изучение природно-ресурсного потенциала территорий и туристских регионов мира, страны и ее регионов, представляющие интерес для туризма. Географию туризма в меньшей степени интересуют комплексные физико-географические исследования природы, экономики, населения какого-то региона за рубежом или в нашей стране, и не устанавливается взаимодействие между обществом людей и окружающей средой. В большей части она изучает и описывает те особенности природы (рельеф, воды, растительность, животный мир, ландшафт, геология), которые являются притягивающей силой для туриста и экскурсанта. Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и события, которые привлекают людей с самыми разными потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными географическими районами и объектами. Поэтому географический фактор в туризме играет ключевую роль. Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы. Рекреационная география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. География туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».
В географии туризма существует три основных направления исследования: 1. Изучение пригодности географического пространства для туристского движения. 2. Изучение качества туристского движения как социально-экономического явления. 3. Изучение туристского явления в пространстве, его классификация на основе суммирующих критериев. Методы исследования, используемые в географии туризма: Для исследования привлекательности ландшафта: • Описательный метод (монография, оценка природных достоинств на основе избранной шкалы). Очень относителен, так как различные интересы туристов приводят к различным видам туризма. • Картографический метод (изучение карт физико-географического и ландшафтного районирования) • Количественный метод (бонитировка – присвоение количества баллов согласно шкале различным чертам ландшафта, оценивается полученная сумма) • Метод оценки рекреационной емкости (число туристов на единицу территории) • Прочие аспекты (технологические, психологические, физиологические) Для исследования социально-экономического фактора туристического движения: • Статистические методы (статистической массой могут быть доходы/расходы населения, стоимость туристских путевок, результаты пограничной регистрации, других государственных органов, занятость и пр.) • Сравнительно-географический метод.
РАЗДЕЛ 2. Туристское районирование: сущность, принципы, методы. РАЗДЕЛ 3. Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
В туризме различают два типа географического места, которые по-разному генерируют туристскую деятельность, — отправляющие и принимающие центры.
Отправляющий центр — такой географический объект, который аккумулирует поток туристов и направляет их в другой туристский центр, имеющий ресурсы и предложение.
Такой центр и формируется в развитом индустриальном или постиндустриальном обществе с высоким уровнем жизни, экономика региона выпускает разнообразные по ассортименту потребительские товары в значительных объемах, население имеет свободное время и возможность удовлетворения потребностей.
Принимающий центр - это географический объект, принимающий и обслуживающий значительные туристские потоки.
Такой центр формируется в индустриально развитом обществе с богатыми природными ресурсами и развитой инфраструктурой или в развивающихся странах, которые располагают рекреационными ресурсами и в которых туризм является источником доходов и соответственно экономического развития.
По функциональной структуре туристские центры можно классифицировать следующим образом: климатические центры, предлагающие солнечные ванны, — холодные пляжи (Северное, Балтийское моря) и жаркие пляжи (Средиземное, Карибское моря); бальнеологические — с минеральными источниками; природные — с национальными парками, нетронутой природой; спортивные — для традиционных видов спорта (плавание, зимние виды, гольф) и центры спорта и приключений (сафари, рыбалка, Олимпийские игры); исторические, располагающие архитектурными памятниками (египетские пирамиды, музеи Лувр, Эрмитаж); религиозные, отражающие различные религиозные события и являющиеся символами веры (Иерусалим, Мекка, Лурд); фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках, музыке; культурные, предлагающие посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра, кино, конференции, съезды; деловые и торговые, предлагающие посещение ярмарок, различных выставок, организацию деловых встреч; центры конгрессов, семинаров, симпозиумов, предлагающие проведение этих научных и политических форумов; центры развлечений — зоологические парки, казино, парки аттракционов и др.
Классификация туристских центров и территорий производится на основании данных о суммарных посещениях туристов и поступлении денежных средств (за один день в долл. США): первая группа территорий (20-50 млн туристов) — Западная и Южная Европа (размер денежных затрат от 250 до 500 долл. одним туристом в день) и США (500- 1000 долл.); вторая группа территорий (10-20 млн туристов) — Восточная Европа, Канада (250-500 долл.); третья группа территорий (5-10 млн туристов) — Мексика (500-1000 долл.), Ближний Восток (500-1000 долл.), Китай (100-250 долл.); четвертая группа территорий (1-5 млн туристов) — Карибское море (500-1000 долл.), Индия (500-1000 долл.), Юго- Восточная Азия (250-500 долл.).
За последние 10 лет возникли новые туристские центры и территории в Карибском море, на архипелагах в Индийском океане, в Китае, Юго-Восточной Азии.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 6158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |