2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими "поклонники".
3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвованию человек.
4. "Активно-жесткая" (эксплуататорская или садистическая) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение себе других, а потребность в самоутверждении - в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества. - 5. "Пассивно-уступчивая" (рабская, или пассивная) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет за счет готовности подчиняться (угодливость), а потребность в самоутверждении - за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в среде.
6. "Накопительская" социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении - в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить.
7. "Рыночная" социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют "вес", высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении - демонстрацией своей близости к некоторому "избранному кругу".
8. "Отшельническая" социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении - в причастности к узкому кругу "своих" и в определенном влиянии на этот круг. Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности. Ценностные ориентации Различают ценностные ориентации пяти уровней: 1. Ценности сугубо "витального" (непосредственно жизненного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).
2. Ценности "межличностного" уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т. п.).
3. Ценности "ментального" (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое устройство и т. п.)
4. Ценности "социального" уровня (успех, видноеположение, известность).
5. Ценности "духовного" уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство, совершенствование труда и быта людей). Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться. Навыки Различают четыре разновидности устойчивых навыков: 1. Навыки личной гигиены. 2. Трудовые навыки. 3. Этические навыки. 4. Гражданские навыки. 5. Коммуникативные навыки. Определенная "завязь" устойчивых навыков личности идет от семьи и среды. Перед суггестором стоит задача - свободно владеть разговором с суггерендом на любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему, косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное - уметь заговорить с суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т. п. Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эрудицией. Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завоевать внимание и доверие суггеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое. Собственное "Я" суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических волнах разговора, который ведет суггестор. Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные формы тренировочного диалога. 1. "Диалог-стычка". Многократно выполняя это упражнение, можно "натаскаться" не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем. Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку, в которой примут участие два "актера". Один возьмет на себя роль начальствующего лица, другой - просителя. Проситель будет лезть из кожи вон, чтобы добиться своего; начальствующий сделает все возможное, чтобы отказать. Участникам игры предлагается самим придумать тему диалога и дается несколько минут на размышление. Это может быть, например, сценка получения подписи у бюрократа ("бюрократ и проситель(ница)") или сценка ссоры мужа и жены ("муж и жена"), или сценка на такую тему: заведующий отделом газеты должен отказать в публикации начинающему журналисту ("заведующий и журналист(ка)") или что-нибудь подобное. В ходе подобных "диалогов-стычек" суггестор должен тонко чувствовать, как надо "подать" себя собе-седнику-суггеренду - реальному, конкретному собеседнику, - чтобы расположить его к себе. При этом суггестор должен вежливо отстаивать свою точку зрения - убеждать собеседника. Существует неписанное правило общения: если вы хотите кого-либо в чем-то убедить, прежде всего надо показать этому человеку, что вы с ним считаетесь. Даже в том, что дважды два - четыре, вы не убедите собеседника, когда в вашем тоне звучит: "Я умный, а ты - дурак". Собеседник вам этого не простит! Тон должен быть такой: "Ты умный, и я не дурак; так неужели мы не найдем общего языка?" Суггесторам, пробующим себя в "диалогах-стычках", необходимо во что бы то ни стало видеть живого человека, а не его фантом. По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие "поединок", присуждают "победу" собеседнику, выигравшему в этой "психологической схлестке".
2. "Диалог-щебетание". Двое садятся в центре комнаты рядом. Один произносит любую фразу - о погоде, о прочитанной книге - все равно. Другой должен немедленно откликнуться на ту же тему. Первый подает ответную реплику, стараясь учесть прозвучавшее перед этим высказывание партнера. Иначе говоря, партнеры только и делают, что поддакивают друг другу. Упражнение длится три минуты. Зрители оценивают действия партнеров как судьи, вынося каждому оценку по пяти балльной системе. И определяют победителя (вроде того, как в боксе). Снижением оценки наказывается тот, кто замешкался, вовремя не подхватил реплику собеседника. Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова партнера. Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навыки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для застенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувствовать себя более мобилизованными в контактах. Существует групповой вариант "щебетания". Он представляет собой следующее. В помещении, где проводятся занятия, можно сыграть в хорошо известную актерам игру: произносящий реплику одновременно бросает мяч партнеру; тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом, в свою очередь, выкрикнуть собственную реплику и т. д. Например: "Ты ходил в кино?" - "Да, смотрел "Прости меня, Алеша", а ты?" - "А я нет". - "А у меня телевизор, я в кино не хожу" и т. д.
3. "Захват инициативы". Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки "раунд" длится три минуты, и "судьи" определяют победителя. Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто на вылет.
4. "Абсурдный диалог". Это противоположность диалогу" "щебечущему". Один подает реплику. Задача второго - ответить не на тему. Постараться не отобразить в своем высказывании слова партнера. При этом штрафные очки даются и за податливость партнеру, и за паузы, и за повторение одних и тех же слов, фраз.. Это, пожалуй, самое трудное упражнение. Неудивительно! "Коммуникация без коммуникации" противоречит природе человека. Услышав высказывание, партнер, по идее, должен отреагировать на него откликом. Суть диалога во взаимодействии; это у нас, видимо, в крови. Поэтому вести диалог, не взаимодействуя, крайне трудно. Зато участие в таком упражнении воспитывает, что ли, коммуникативную ловкость. То, чего не хватает застенчивым суггесторам.
5. "Диалог-отклик". Различают пять типов откликов на слова собеседника. Есть отклик типа "А" - оценочный, когда в ответ на слова партнера дают оценку его поступкам дальше. Есть отклик типа "Б" - толкующий, когда собеседнику объясняют, какие тайные цепи и задние мысли стоят за его словами и поступками. Есть отклик типа "В" - зондирующий, когда реагируют на слова партнера исключительно наводящими вопросами по затронутой им теме, например: "И давно это с тобой?.." Есть отклик типа "Г" - уте-шающе-поощряющий, например: "Ничего, не бери в голову, с кем не бывает". И наконец, отклик типа "Д" - понимающий, когда говорят: "Понимаю, ты хочешь сказать то-то и то-то", а дальше передают своими словами то, что услышали. Участники игры разбиваются на пары "говорящий-слушающий". Семь минут говорящий рассказывает что-либо-- "желательно личного характера", а затем сообщает зрителям, какого типа отклики он получал со стороны слушающего. После этого партнеры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут. Если партнер оценивает ваши реакций как отклики по типу "А", "Б" и "Г", то это свидетельство того, что вы не умеете слушать. "Наиболее человечны" реакции "В" и "Д", зондирующая и понимающая. В ходе работы над тренировочными- диалогами особое внимание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, взаимодополняющие или без взаимодополнения). Тренировка в "экспериментальных диалогах" не только снимает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенного) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению. В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна разумная тактика применения этих методов. Гипносуггестивные методы В результате гипносуггестивного воздействия достигается особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее успешно осуществляет восприятие поступающей извне информации. Основные определения гипносуггестии Гипнология, гипнотизм (от греч. hypnos - сон, logos - учение, наука) - учение о явлениях искусственно вызываемого своеобразного сноподобного состояния (временного особого состояния сознания), называемого гипнозом. 1-е определение гипноза: Гипноз (от греч. hypnos - сон) - искусственно вызываемое при помощи специальных приемов своеобразное сноподобное состояние (частичный порциаль-ный сон), при котором, в отличие от естественного сна, не все клетки коры головного мозга заторможены, а остается часть бодрствующих клеток, образующих т. н. "сторожевой очаг возбуждения" или "сторожевой пункт бодрствования", благодаря которому сохраняется раппорт - изолированный или распространенный селективный контакт (связь) загипнотизированного с усыпившим его лицом. Контакт избирателен по значимости. 2-е определение гипноза: Гипноз (от греч. hypnos - сон) - временное особое состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании суггестии, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Гипяобильность - суггестабильность в. отношении к гипносуггестивному воздействию. Гипнотизирование, гипнотизация - ряд действий или способов, при посредстве которых человека погружают в гипноз или гипнотическое состояние (т. н. специальные воздействия гипнотизера). Загипнотизированный, гипнотик, спящий гипнотическим сном, медиум - субъект, находящийся в гипнозе. Гипнотизер, гипнотизатор - лицо, производящее усыпление. Гипнотарий - специально оборудование помещение, где проводится гипнотизация. Дегипнотизация, пробуждение - выведение из гипнотического состояния. Необходимо различать спонтанно, проявляющиеся особенности состояния гипноза и суггестированные гипнотизером. Специфические характеристики самого состояния гипноза: 1. гиперсуггестабильности (от греч. hyper - над, сверх); 2. наличие постгипнотической амнезии (непроизвольное забывание содержания сеанса гипноза, а также самого эффекта гипнотизации); 3. Наличие постгипнотической инерции мыслей, эмоций, актов - после гипнотических сеансов у испытуемых на некоторое время сохраняется заданный гипнотизером уровень творческой активности (вдохновение, интуиция, образное мышление). В состоянии гипноза у "субъекта могут возникать физиологические. и психологические реакции не свойственные ему при обычном состоянии сознания. Последние могут затрагивать следующие сферы: 1. сферу восприятия (позитивные, негативные и ретроактивные иллюзии); 2. сферу памяти (забывание или припоминание определенных событий и фактов предшествующей жизни, активизация процессов запоминания нового мате риала); 3. сферу внимания (повышение концентрации и распределения внимания); 4. сферу мышления (нарушение нормальной логики или возрастание творческого характера); 5. сферу личности (изменение мотивации, привычек, настроения, отдельных личностных характери- стик70, суггестия образа другого человека, манипулирование субъективным временем). Наличие данных изменений подтверждается специальными физиологическими пробами и психологическими тестами. Факторы, играющие важную роль в процессе гипнотизации: 1. личность гипнотизера, проводящего гипносуггестию; 2. выразительность интонаций; 3. целенаправленность суггестирующего влияния; 4. стройность и последовательность его смыслового содержания; 5. значимость установок испытуемого на конкретную ситуацию и данную процедуру гипносуггестии. Преимущества гипноза: 1. у человека снимается критический контроль; 2. нет никаких мешающих факторов (контрастирующих мыслей, переживаний); 3. внимание максимально сужено; 4. почти полностью отсутствуют конкурирующие влияния других функциональных систем, находящихся на субдоминантном уровне; 5. возможно программирование лечебных и творческих сновидений. Недостатки гипноза: 1. разная степень гипнобильности различных категорий испытуемых (пол, возраст, личностные характеристики); 2. гипнозофобия некоторых людей; 3. высокий уровень критичности некоторых людей. Условия эффективного погружения в гипноз. Способность человека впадать в гипнотическое состояние или восприимчивость к гипнозу (гипнабельность) зависит от трех факторов. Во-первых, от обстановки, в которой проводится гипнотизация. Чем эта обстановка благоприятнее, тем лучше получаются результаты. В обстановке массового или коллективного сеанса, где много шума, света, запахов и т. д., когда у слушателей повышенный интерес к сеансу, удается загипнотизировать не более 25-30% слушателей. В условиях же гипнотария, при полной тишине и затемнении, удобном положении испытуемого на кушетке, заинтересованности последнего в успехе гипнотизации, наличии специальной аппаратуры, удается загипнотизировать подавляющее большинство испытуемых. Во-вторых, успех гипнотизации зависит от личности испытуемого. Все люди условно делятся на три основных нервных типа: художественный, мыслительный и средний. Люди художественного типа - это люди впечатлительные, мыслящие конкретными, зрительными образами, часто эмоциональные и мнительные. Среди таких людей часто бывают художники, музыканты, врачи. Этот тип людей хорошо поддается гипнотизации. Мыслительный тип - это люди, мыслящие абстрактно, отвлеченно, склонные к анализу (иногда чрезмерному), критике, самокритике. Среди этих людей часто бывают математики, физики, люди точных наук. Этот тип людей плохо поддается гипнозу. Наконец, средний тип является как бы сплавом двух перечисленных типов. В зависимости от того, черты какого из перечисленных типов преобладают в этом "среднем типе", и будет зависеть способность этого человека впадать в гипнотическое состояние. В-третьих, от личности гипнотизера. Чем большими способностями и техникой гипноза обладает данный гипнолог, чем больше мастерства и сноровки он применяет, чем большими, знаниями как теоретического, так и практического порядка владеет гипнотизер, тем лучше получаются результаты. Конечно, никаких "черных глаз", никакого "магнетизма", никаких особых качеств и свойств гипнотизер иметь не обязан. Удивительно упорно укоренилась в сознании людей навязчивая идея о том, что гипнотизер обязательно должен обладать "особыми силами". Только опыт, знания и, главное, техника гипноза - вот те основы, которые необходимы гипнологу. Психологическими предпосылками успешного гип-носуггестивного воздействия являются также реклама и импозантная внешность гипнотизера ("черные глаза", высокий рост, аскетический вид). Два врага успеха. Чтобы научиться гипнотизировать и, главное, достигать этим различных эффектов, необходимо предварительно вооружиться большим терпением, воодушевлением, стойкостью, уверенностью и изобретательностью в области разных приемов и выдумок. В силе остается старое правило: "приветливо, последовательно, энергично!" Далее, необходимо научиться точно психологически наблюдать и индивидуализировать. Наконец, предварительно должно ставить правильный психодиагноз. Впрочем, сама суггестия зачастую представляет и превосходнейшее психодиагностическое средство, которым безусловно целесообразно возможно чаще пользоваться как таковым. Из успеха или неуспеха его применения неоднократно выясняется и сам психодиагноз. Из вышеизложенного явствует, что не всякий человек пригоден для роли гипнотизера. Правда, считавшийся прежде необходимым личный магнетический флюид - не более как миф, но не всякий обладает вышеуказанными свойствами и способностями. Наиболее сильный враг успеха - недостаток интереса, личной инициативы; под влиянием инертности, присущей большинству человеческого рода, собственная духовная деятельность, если ее не оживлять новыми толчками, медленно засыпает вследствие неизбежных трений жизни. Гипнотизирующий автоматически, по шаблону, вскоре, как только пройдет действие новизны, не будет иметь успеха, особенно если он не будет делать никаких умственных усилий. Он сам все больше будет засыпать и все меньше будет влиять на своих испытуемых. Другой враг - недоверие, боязливость, страх перед насмешкою других людей, перед симуляцией загипнотизированного, сомнения и опасения всякого рода. Но этот второй враг, сначала наибольший, вскоре, по приобретении некоторого опыта, стушевывается, и тогда в 'полной силе проявляется первый враг, с которым всегда приходится бороться. Зачастую можно даже наблюдать, что в состоянии уныния или усталости не достигаешь надлежащего успеха, ибо эта слабость гипнотизера бессознательно воспринимается мозговым динамизмом загипнотизированного.
Основные условия, необходимые для формирования гипнотического состояния, и нервные механизмы, участвующие в этом процессе: 1. дезактивирующее действие монотонных раздражителей (фиксация взора, монотонность речи гипнотизирующего, пассы, различные тепловые воздействия и другие слабые повторяющиеся раздражения); неверный механизм - снижение уровня бодрствования и развитие разлитого торможения в результате утомления соответствующих органов чувств;
2. релаксация, расслабление мышц; нервный механизм - снижение тонуса скелетных мышц позволяет перейти от бодрствования ко сну, от состояния активности к пассивному покою;
3. восприятие звуковых сигналов во сне; нервный механизм - формирование раппорта, т. е. своеобразного контакта в гипнозе, характеризующегося особенностями психологической установки и мотивации гипнотизируемого;
4. филогенетически закрепившаяся охранительная роль суггестабнльности; нервный механизм - ослабление нервной системы и снижение уровня бодрствования приводит к развитию т. н. парадоксальной фазы ("фазы суггестии"), в которой сильные раздражения реального мира воспринимаются хуже, чем слабые словесные воздействия. Два теоретических обоснования гипноза (ТОГ): 1-е ТОГ: Гипноз - разлитое торможение коры мозга с ограниченным очагом бодрствования ("зона раппорта" - канал связи гипнотика с гипнотизером). 2-е ТОГ: Гипноз - качественно особое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся и от сна, и от бодрствования. Значительное повышение восприимчивости к психологическим факторам сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других природных факторов. Оба ТОГа правомерны. Картина биотоков мозга -электроэнцефалограмма (ЭЭГ) у человека, погруженного в гипноз, являет собой два варианта: 1-й вариант - ЭЭГ показывает, что человек находится в состоянии сна или полусна (близок ко сну); в этом случае гипноз необходимо рассматривать как сно-подобное состояние. 2-й вариант - ЭЭГ показывает, что человек вовсе не спит (спит наяву). В этом случае гипноз необходимо рассматривать как особое состояние сознания. Вариантность ЭЭГ зависит от того, как ввести человека в гипноз. В первом случае гипнотизер методично и последовательно действует на клетки коры испытуемого, побуждая их все более затормаживаться, и лишь затем приступает к суггестии. Во втором случае испытуемый "влетает" в гипноид-- ное состояние (не и сонливость) в результате гипнотической подготовки или дрессировки последнего. Она заключается в том, что испытуемый приучается от одного взгляда, жеста, особого тона гипнотизера "влетать" в состояние повышенной суггестабильности.
Гипноз и естественный сон 1. Сходства гипноза и естественного сна. а) Загипнотизированный человек внешним видом напоминает сонного: закрытые глаза, пониженная деятельность мышц и внутренних органов. б) Приготовления ко сну напоминают процедуру гипнотизации. в) Наличие при обычном сне слабых контактов со средой, "сторожевых пунктов" позволяет, используя этот слуховой "поводок", перевести естественный сон в гипнотический. г) Наступление гипнотического состояния сопровождается изменениями, сходными с картиной естественного сна: падение кровяного давления, замедление частоты пульса на 4-12 ударов в минуту, урежение ритма дыхания на 3-5 дыханий в минуту, отсутствие движений век. 2. Отличия гипноза от естественного сна. а) Непрерывная словесная связь гипнотизера с гипнотизируемым. б) Гипноз - искусственный сон, вызываемый раздражителями (слуховыми, зрительными, тактильными); однообразное раздражение органов чувств (фиксация взгляда, однообразные звуки, словесная суггестия, мерные потоки тепла) вызывают гипноз. в) Человек полностью забывает все, что с ним было во время гипноза. Типы и виды гипноза Глубина гипнотического сна (основные стадии гипноза). 1-я стадия гипноза-- поверхностный гипнотический сон (сонливость, сомналенция, сомваленция, малый гипноз) - характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой. Человеческое тело находится в состоянии полного мышечного покоя и неподвижности. Состояние это таково, что гипнотизируемый легко, по собственному желанию, может открыть глаза, встать и прервать сеанс77. Если поднять руку загипнотизированного, то он может ее, хотя и с усилием, опустить. Сознание человека полностью сохранено. Он просто лежит в состоянии приятного покоя и отдыха, но по субъективному отчету спящим себя не считает. После выхода из гипноза человек помнит все, что с ним было во время гипноза, его память сохранена. Основные явления, наблюдаемые при поверхностном гипнотическом сне: - гипнотик может противостоять суггестии, сохраняя связи с окружающей действительностью; - дрожат закрытые веки; - совершаются глотательные движения; - расслабляются мышцы лица и тела; - реже и глубже дыхание; - это время отдыха, легкой дремоты (гипнотик не спит); - свет, посторонние звуки пока воспринимаются; - гипнотик способен двигать всеми членами тела, хотя и ощущает слабость в теле и тяжесть век; - субъект может еще напряжением воли открыть глаза; - сохраняется память на происходящее. 2-я стадия гипноза - легкий гипнотический сон (гипотаксия, очарование, шарм, средний гипноз) - отличается уже более полным расслаблением мускулатуры. В некоторых случаях на стадии сонливости у гипнотизируемого нет сил, нет возможности открыть глаза, испытуемый может лишь шевелить бровями. полной мышечной слабостью, однако в этой стадии уже можно вызвать суггестированную каталепсию - восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и без суггестии - спонтанно. Сознание испытуемого частично нарушено. При словесном отчете субъект говорит о том, что чувствовал себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но такого желания не было, хотелось лежать и слушать голос гипнотизера. После выхода из гипноза налицо так называемая частичная амнезия: человек помнит о том, что с ним 'было в гипнотическом сне, но далеко не все. Изредка имеется частичная анальгезия, т. е. снижение болевой чувствительности. Основные явления, наблюдаемые при легком гипнотическом сне: - у гипнотика притупляется восприятие окружающего; - наступает пассивное подчинение суггестии; - сонливость и мышечное расслабление отчетливее; - дрожание век прекращается; - урежается пульс; - понижается артериальное давление; - гипнотик уже не можег усилием воли открыть глаза, изменить позу; - гипнотик хорошо слышит голос гипнотизера; - после пробуждения память на происходящее во время сеанса частично сохранена. 3-я стадия гипноза - глубокий гипнотический сон (глубокий гипноз) - промежуточное звено между естественным сном и различными формами патологического сна. У разных испытуемых он проявляется не одинаково. В глубоком сне наблюдается полная амнезия - человек ничего не помнит о том, что с ним было в гипнотическом состоянии. Загипнотизированный отвечает на вопросы не просыпаясь, может делать ряд автоматических движений. В глубоком гипнотическом сне имеется, как правило, полная анальгезия и анестезия, т. е. утрата кожной, болевой и температурной чувствительности, а также чувствительности на прикосновение. Основные явления, наблюдаемые при глубоком гипнотическом сне, приводятся ниже. ТИПЫ ГИПНОЗА 1-й тип гипноза - летаргия - характеризуется тем, что при погружении в ту или иную глубину гипнотического состояния тело человека расслабляется все больше и больше. Если в малом гипнозе летаргического типа поднять руку испытуемого вверх, то вы почувствуете тяжесть в поднятой конечности; если внезапно отнять свою поддерживающую руку, рука загипнотизированного моментально упадет вниз, словно налитая свинцом. В среднем (по глубине) гипнозе летаргического типа это отяжеление мускулатуры выражено еще больше. В глубоком гипнозе летаргического типа тело испытуемого расслабляется так, что положенное спиной на узкую подставку или спинку стула изгибается настолько, насколько это позволяет костный остов. Так велико расслабление всей мускулатуры тела. Наблюдается феномен (опыт) так называемой "летаргической дуги". Основные явления, наблюдаемые при глубоком гипнозе летаргического типа: - крайняя вялость, полное расслабление мускулатуры (если у такого гипнотика приподнять руку, она тотчас же тяжело и бессильно упадет - мышцы очень сильно расслаблены); - на вопросы гипнотизера испытуемый отвечает не сразу и неохотно (движения и речь затруднены); - гиперэстезия - повышенная чувствительность органов чувств (такие испытуемые могут услышать приказание гипнотизера, произнесенное тихим шепотом в отдаленном конце комнаты); - суггестабильность летаргиков невелика (несмотря ни на какие специальные суггестии, тонус не меняется); - пробуждение затруднено (как у людей, спящих естественным летаргическим сном); - явление нервно-мышечной перевозбудимости (если произвести давление пальцем на участок кожи, под которым проходит какой-либо нерв, то соответствующие этому нерву мышцы испытуемого-летаргика придут в состояние стойкого сокращения - контрактуры). Вот некоторые примеры контрактур руки, возникающие в глубоком гипнозе летаргического типа. 1. Давление на лучевой нерв вызывает разгибание всех пальцев руки. 2. При механическом раздражении срединного нерва происходит сжатие пальцев в кулак. 3. При надавливании на локтевой нерв кисть руки принимает так называемое благословляющее положение: второй и третий пальцы вытягиваются, в то время как остальные поджимаются к ладони. Летаргическая форма гипноза особенно часто развивается у лиц атлетического сложения, а также у людей, предварительно принявших спиртное. В таких случаям контакт неустойчив, гипноз легко переходит в обычный сон и суггестабильность мала. 2-й тип гипноза - каталепсия - характеризуется тем, что возникает одергивание мускулатуры. Тело человека по мере засыпания и углубления гипноза становится все более и более крепким, мышцы человеческого тела напрягаются все больше. Если поднять руку испытуемого в малом гипнозе каталептического типа вверх, то рука словно застынет в воздухе. Если отнять поддерживающую руку, то можно видеть, как рука испытуемого остается в воздухе, "как палка". В среднем гипнозе каталептического типа можно наблюдать феномен так называемой "восковидной гибкости", когда тело испытуемого застывает в тех позах (подчас весьма затейливых), которые вы ему придали. В глубоком гипнозе каталептического типа напряжение мускулатуры настолько велико, что положенное ногами на спинку одного стула, а головой - на спинку другого, тело человека застывает как "каталептический мост". Этот феномен каталептического моста в старину поражал воображение естествоиспытателей. На грудь такого испытуемого можно было встать, положить большой камень, а человек как ни в чем не бывало продолжал спать. После пробуждения испытуемый ничего не помнил и никаких неприятных ощущений не испытывал. Каталептический тип гипноза ближе всего стоит к гипнозу животных. Основные явления, наблюдаемые при глубоком гипнозе каталептического типа: - либо "восковая гибкость" членов (поднятая кверху гипнотизером рука усыпленного так и остается в приданном ей положении; гипнотизер меняет положение руки (или ноги), и она всякий раз как бы застывает в воздухе; гипнотику можно придать какую угодно позу, и он будет сохранять ее в течение многих минут, пока не начнет проявлять признаков утомления; - либо наклонность к устойчивым контрактурам (чтобы, например, разогнуть согнутую в локтевом суставе руку такого гипнотика, нужно приложить большое усилие, но после этого она снова примет прежнее положение); - либо мускулатура гипнотика приходит в состояние устойчивого напряжения (возможна демонстрация опыта "каталептический мост"; - испытуемого кладут в горизонтальном положении между двумя стульями так, чтобы затылком он опирался на один из них, а пятками - на другой; благодаря оцепенению мускулов шеи, спины, ног тело гипнотика остается как бы висящим в воздухе между двумя опорными точками; соответствующей суггестией можно еще более усилить каталептическое напряжение мускулатуры или, напротив, вызвать ее расслабление); - испытуемым каталептического типа свойственна значительно большая степень суггестабильности, чем гипнотикам-летаргикам (влиянию суггестии поддается у них не только двигательная сфера, но и сфера органов чувств - возможна суггестия нечувствительности к резким запахам, к острым вкусовым и к болевым раздражениям). 3-й тип гипноза - сомнамбулизм - характеризуется тем, что в нем наблюдается ряд интересных явлений автоматизма. Если в малом гипнозе сомнамбулического типа гипнотизер начнет вращать одной рукой гипнотика вокруг другой, то это вращение будет продолжаться и тогда, когда экспериментатор отнимет свои руки. В среднем гипнозе сомнамбулического типа можно наблюдать ряд уже более сложных движений. Так, например, загипнотизированный может спать сидя, стоя; совершать ряд весьма сложных движений профессионального характера. Может спать с открытыми глазами, отвечать на вопросы не просыпаясь. Чувствительность испытуемого понижена, он резко заторможен, рефлексы снижены. В глубоком гипнозе сомнамбулического типа наблюдается феномен снохождения, когда загипнотизированный по суггестии гипнолога движется по комнате, совершает ряд весьма сложных движений, напоминая лунатика. Все движения испытуемого гибки, плавны. Он не производит впечатления спящего. Гипнотический сомнамбулизм третьей стадии представляет собой наиболее глубокую степень гипнотического состояния, во время которого загипнотизированный не воспринимает никаких посторонних раздражений и поддерживает контакт через очаг раппорта только с загипнотизировавшим его гипнотизером. В состоянии сомнамбулизма психика гипнотика как бы раздваивается: одна ее часть глубоко спит, а другая - управляемая суггестиями, находится в высшей степени бодрствования. Управляемая часть психики динамична, подвижна. Это не какое-то "светлое", анатомически отведенное пятно в мозгу, &'-\ именно психическое поле. Через эту управляемую часть психики гипнотизер по желанию может в любой момент вызвать к деятельности или глубоко подавить любую психическую и телесную функцию. Несколько слов - и загипнотизированный глубоко, без единого движения спит, он не будет ничего слышать, произойди даже взрыв. Еще суггестии - и он встает, ходит, смеется, поет, играет, слух, его обострен, но видит, слышит я делает только то, что соответствует приказам гипнотизера. Загипнотизированному можно суггестировать различные иллюзии, галлюцинации (когда испытуемый видит то, чего нет в действительности) и соответствующие им переживания. Например, что он удит рыбу, сидя на берегу реки, и забрасывает "удочки" в воображаемую воду. У гипнотика-сомнамбулы посредством суггестии можно изменить характер его реакций на пер-восигнальные раздражители (суггестировать несуществующую боль или подавить всякое восприятие боли, сладкое сделать кислым, соленое - сладким), заставить ходить, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять те или иные действия соответственно суггестиро-ванной ситуации: скакать на лошади, грести, катаясь на'лодке, ловить бабочек, загорать на солнце, собирать цветы в роскошном саду, с наслаждением слушать пение соловья (а в комнате тишина), ездить на велосипеде, играть на скрипке, отмахиваться от пчел или прогонять напавших собак и т. д. Но если для наблюдателей все происходящее с сомнамбулом чудеса да и только, то для него самого это состояние весьма прозаично. Он, собственно, почти ничего,и не узнает из того, что происходит с ним во время гипноза. Выведенный из гипнотического состояния, он протирает глаза, позевывает и говорит, что здорово спал. Кажется, видел какие-то сны... Но воспоминания о них, как правило, отрывочны, тусклы. Самочувствие после гипноза обычное, иногда даже лучше, чем раньше, и лишь изредка бывает небольшая тяжесть в голове. Но забвение обманчиво. В этом можно убедиться с помощью той же суггестии. "Вы вспоминаете в последовательности, до мельчайших деталей все, что происходило с вами на сеансе!" - этого приказа гипнотизера, Даже без нового погружения в гипноз, достаточно, чтобы сомнамбул действительно все вспомнил и в мельчайших подробностях рассказал. В гипнотическом сне следы памяти продолжают откладываться, фиксироваться, закрывается лишь их доступ к воспоминанию, доступ к сознанию. Возникает какой-то заслон, очень похожий на вытеснение. Чем причудливее были суггестированные переживания, тем полнее вытесняются. Суггестия может заставить сомнамбула совершенно забыть все происходящее не только во время сеанса, но и в любой момент жизни. Его можно заставить забыть своих родных, свое имя, родной язык - что угодно. Но новая суггестия легко все восстанавливает. Суггестия в сомнамбулическом состоянии способна пробудить такие глубокие следы памяти, о существовании которых не подозревает ни гипнотизер, ни сам загипнотизированный. В глубоком сомнамбулизме путем суггестии можно добиться возрастной регрессии с поведением и речевой продукцией, соответствующими суг-гестированному, чаще детскому, возрасту. Благодаря этому можно оживить в памяти сомнамбула сцены из далекого прошлого, казалось, безвозвратно забытые (как в случае с жителем Венгрии, 35-летним шахтером Шандором Вольмаром, мальчиком угнанным фашистами с Украины, который с помощью гипнолога вспомнил свое настоящее имя и фамилию, нашел родное село и мать). Можно пробудить в памяти сомнамбула давно утраченные навыки и умения. Пятидесятилетняя женщина-сомнамбула по приказу гипнотизера танцует давно забытый танец своей юности. Пожилому человеку суггестируют, что ему не 6, а всего 8 лет, и он начинает, как маленький ребенок, говорить тонким голосом, строить домики из песка, писать каракули, рисовать картинки и т. д. Двадцатипятилетняя женщина-сомнамбула соответствующей суггестией превращается в семилетнюю первоклассницу и старательно выводит буквы неподдельно детским почерком, который был у нее в первом классе. Вот она, уже трехлетняя, говорит детским голоском и, сидя на голом полу, играет в песочек, в куличики. Правда, истинное оживление эха далекого прошлого смешивается здесь с долей непроизвольного актерства, с некой суггестированной игрой. В этом можно убедиться, суггестировав двадцатипятилетней, что она столетняя старуха. Согнувшись, она будет еле двигаться мелкими шажками, кряхтеть, тяжело дышать... Это, конечно, не оживление следов прошлого, которого не было, а пробуждение и введение в актив представлений, которые хранятся в памяти об облике и поведении стариков. Самоощущение старости в этом состоянии, безусловно, есть. В бодрствующем состоянии, однако, такая игра невозможна, если не считать талантливой актерской импровизации. Оживление таких подсознательных эхо происходит, очевидно, и в тех случаях, когда загипнотизированному суггестируется перевоплощение в другую личность (Паганини, Репин, Есенин и т. д.). Поведение его максимально соответствует тому, что он знает и помнит об этой личности и как ее себе представляет. Ничто не берется из ничего: перевоплощенное "я" образуется только из памяти. Но степень мобилизации памяти превосходит обычную. В глубоком сомнамбулическом гипнозе возможно произвести расщепление личности гипнотиков, при котором загипнотизированные по желанию экспериментаторов живут двойной жизнью (за себя и за суггес-тированный образ). Все это подтверждает изложенные ранее положения о связи гипноза с бессознательным. Особенно примечательны исследования в сомнамбулическом гипнозе с дачей испытуемому тех или иных несъедобных предметов: мела, ваты, угля, сырого картофеля, но с суггестией, что это хлеб, мясо, фрукты. Испытуемый с большим удовольствием начинает поедать эти предметы. Любопытно, как показали лабораторные исследования, проведенные еще в прошлом столетии, что желудочный сок и слюна выделяются у этих людей как в количественном, так и в качественном отношении, как на хлеб, мясо и фрукты. Словесный раздражитель, исходящий из гипнотизера, оказывается сильнее натурального раздражителя внешнего мира. Насколько сильно речевое воздействие в гипнозе сомнамбулического типа на различные стороны жизнедеятельности человеческого организма можно показать на многочисленных фактах. Так, например, к руке загипнотизированного, погруженного в глубокий гипноз, гипнотизер прикасается каким-либо холодным предметом (карандашом, монетой, расческой), но суггестирует, что это раскаленный стержень... "Я Вас обжигаю!" - суггестирует гипнотизер, и что же? Испытуемый начинает испытывать сильную боль, его лоб покрывается каплями пота, изменяется пульс, дыхание, кровяное давление то поднимается, то падает. Создается впечатление, что человек действительно испытывает сильную боль. Представляет интерес то явление, что через некоторое время на месте прикосновения появляется краснота, а далее волдырь, наполняющийся тканевой жидкостью. Слово обожгло (ожог второй степени). Эти исследования были неоднократно проведены и повторены различными экспериментаторами с неизменным успехом. Интересно отметить, что среди испытуемых сомнамбулического типа можно было наблюдать и ряд других людей. Так, например, по руке загипнотизированного ударяют свернутой в трубку газетной бумагой с суггестией, что это "удар палкой". Испытуемый вскрикивает от боли, а затем на месте "удара" возникает линейный синяк, как от действительного ушиба палкой. В другом случае рука испытуемого сомнамбулы была опущена в пустую банку, но с суггестией, что она помещена в банку со льдом, и человек чувствует нестерпимую леденящую боль. Вскоре возникало отморожение кончиков пальцев 1-2 степени. Во время глубокого гипноза сомнамбулического типа легко добиться полной потери чувствительности к болевым раздражениям и выключения других анализаторов. В этом же состоянии можно производить "постгипнотические" (отсроченные) суггестии, т. е. приказания о выполнении того или иного действия, которое будет выполнено спустя заданное время после гипнотизации. Загипнотизированному суггестируется, что он совершит какое-либо действие в определенный момент после выхода из гипноза: через несколько минут, часов, дней... У сомнамбул возможно производить постгипнотические суггестии на очень длительные сроки (до года). После сеанса воспоминаний о сделанной суггестии нет (это можно даже гарантировать специальной суггестией). Но вот подходит срок исполнения, и суггестия, выкарабкиваясь из подсознания, начинает пробивать себе дорогу, стихийно цепляясь за события... Программа постгипнотической суггестии исподволь влияет на поведение и приходит в сознание уже совсем в другом виде, как бы с другой стороны, в виде "готовых" ощущений, образов, побуждений, мыслей... Так что со стороны поведение сомнамбула выглядит естественным, мотивированным, без тени натяжки. Закрепленная в безотчетной памяти программа постгипнотической суггестии реализуется естественным в этой ситуации способом: сделано было то, что "хотелось" сделать. Желание было суггестированным, но сомнамбул об этом не знал. Точнее, знал, но не помнил или помнил, но.не знал. Погрузив испытуемого снова в гипноз, можно получить полный отчет о происходившем. Сомнамбулизм - гипнотический максимум, его вершина, апофеоз, состояние ВСЕ - что - УГОДНО. Для него характерно полное управление полем сознания. Состояние это является настолько всемогущим, что в нем можно моделировать у гипнотика летаргию и каталепсию со всеми их проявлениями. Основные явления, наблюдаемы^при глубоком гипнозе сомнамбулического типа: - наибольшая степень суггестабильности у гипнотиков сомнамбулического типа; - большая подвижность и психическая активность сомнамбул; - разнообразные действия: сомнамбулы свободно расхаживают по комнате, охотно вступают в разговор с гипнотизером, по его требованию танцуют, поют, пишут, рассказывают о своих переживаниях; - глаза у сомнамбул часто бывают открыты; - явление суггестированных иллюзий (под влиянием соответствующих суггестии сомнамбулы принимают запах нашатырного спирта за аромат розы, корку хлеба - за апельсин, картофель - за крымское яблоко, уголек - за леденец, мел - за сливу; шум, производимый присутствующими, может восприниматься как.приятная музыка; лицо близкого человека кажется незнакомым; сомнамбулы могут принять чужого за знакомого и т. п. Сомнамбулу можно суггестировать приятный оттенок болевого ощущения, тепло при прикосновении холодного предмета, вкус уксуса (спирта) при питье воды, сладкий вкус хинина, горький вкус сахара, отсутствие запаха или приятные ощущения при нюханий ацетона и т. п.; - явление суггестированных галлюцинаций (дальнейшая ступень в развитии суггестированных иллюзий: под влиянием суггестии сомнамбулы видят, слышат, воспринимают то, чего в действительности не существует - суггестия причудливых одеяний и несуществующих предметов, суггестия фантастических картин и ситуаций, суггестия присутствия людей давно умерших ("привидений" и "призраков") и общения -с ними и т. п.); - вызов суггестией у загипнотизированных различных изменений черт характера и поведения личности ("расщепление личности" в гипнозе: суггестия чужого имени, перевоплощение в исторического деятеля, гипнотическая регрессия возраста и т. п.); - суггестия сытости ("мнимое кормление" с пищеварительным лейкоцитозом - увеличением числа лейкоцитов в крови); - суггестия чувства голода ("мнимый голод" с пищеварительной лейкопенией - уменьшением содержания лейкоцитов в крови);? - суггестивное ("мнимое") кормление сахаром (с повышением содержания глюкозы в крови); - суггестия чувства сильной жажды и питья воды из стаканов (с последующим усиленным выделением мочи с пониженным удельным весом); - суггестия ощущения холода (с побледнением кожи, дрожью, симптомом "гусиной кожи" и значительным повышением (на 30% и больше) дыхательного газообмена - количества поглощаемого кислорода и выделяемой углекислоты); - суггестия ощущения жары (с обильным выделением пота); - суггестия "мнимого ожога" (если прикоснуться к определенному участку кожи сомнамбулы деревянной палочкой, монеткой или металлическим стержнем, суггестируя при этом, что производится прижигание раскаленным железом, то через некоторое время на мнимо обожженном участке образуется настоящий ожог - покраснение кожи, волдырь и т. п.); - суггестия "мнимого удара" (прикосновение карандашом или свертком газеты, сопровождаемое суггестией, что это сильный удар, приводит к появлению на месте прикосновения посинения кожи - кровоподтека); - в большинстве случаев переживания, испытанные в глубоком гипнозе сомнамбулического типа, амне-зируются (однако бывает и так, что отдельные воспоминания сохраняются; амнезии, в случае необходимости, легко добиться, специально оговорив это соответствующей суггестией, что и делается при экспериментальных научных исследованиях над лицами, находящимися в гипнозе). Сомнамбулизм - "королевский" тип гипноза, поэтому остановимся подробнее на гипнотиках-сомнам-булах. Примерно в 20% случаев у гипнотиков удается вызвать состояния сомнамбулизма. Состояние это достигается чаще всего у людей определенного типа. В обыденной жизни эти люди общительны, отзывчивы, доверчивы, довольно легко увлекаются, любят посмеяться и поболтать. Движения их ритмичны и хорошо скоординированы. В общем, это нормальный тип, близкий к сангвиническому, и известный опыт позволяет даже с достаточной вероятностью предсказать, у кого получится сомнамбулизм. Легко впадают в это состояние некоторые больные, особенно с истерическими неврозами, многие алкоголики и очень легко - подростки. Компонент детской непосредственности, легкость общения- "коммуникабельность", богатство безотчетной эмоциональности - вот, видимо, главное, что предрасполагает к гипнотическому сомнамбулизму. Среди сомнамбул не слишком высок процент людей с блестящим интеллектом, но и весьма высокий интеллект иногда не оказывается препятствием. Лица, более активные в сомнамбуле, как правило, более самостоятельные в жизни. В гипнотическом состоянии, как и в жизни, сомнамбулы удивительно живые и чуткие собеседники, с четкой, мгновенной реакцией. По телосложению среди сомнамбул есть и плотные, и худые, и атлетического типа. В основном сложены пропорционально, гармонично, многие изящны к красивы. У большинства отпечаток несомненного здоровья - и физического, и психического... Как правило, сйнтонны, коммуникабельны, но не всегда. По психологическим шкалам личностей - мало крайностей. Замечено, что хорошие сомнамбулы сами легко становятся хорошими гипнотизерами. Возможно, им помогает в этом собственный артистизм, нередко весьма заметный, психическая живость, чуткость, способность к концентрации внимания. Наиболее близка к гипнотической одаренности артистическая, это почти одно и то же. Выразительность, смелость, способность отдаваться переживанию и чувствовать другого человека, богатство подсознания... Хорошие актеры, обладающие огромной суггестирующей силой, обычно и глубоко гипнабельны. Способности к суггестии и аутосуггестии - две стороны одной и той же медали. Некоторые известные гипнотизеры начинали свою карьеру с того, что впадали в глубокий гипноз у другого известного гипнотизера. Но, конечно, полного параллелизма нет. Могут быть разные соотношения. Легко впадают в глубокий гипноз истеричные лица. У людей с таким складом психики, как говорится, чувство преобладает над разумом, поэтому они обладают значительной восприимчивостью к воздействию на психику. Основная их черта - повышенная эмотивность, обостренная нервная восприимчивость. Обычно это натуры с богатым, чаще просто неудержимым воображением. Эмоции, как правило, подавляют у этих людей разум. Все, что открывает их взору жизнь, - людей, события, природу - они рассматривают только сквозь призму собственного эмоционального отношения к ним. Если кто-то в данный момент чем-то симпатичен, значит, это самый лучший во всех отношениях человек - он и умен, и красив, и добр, и честен. На следующий день этот человек чем-то не понравился, и все в нем плохо: он уродлив, зол и неразвит. Личности с таким характером замечают вокруг себя только то, что соответствует их мировосприятию, их внутренним склонностям. Они принимают желаемое за действительное. Истина - то, что желательно видеть в качестве истины, а совсем не то, что собой представляет она в реальности. Такой способ мыслить в психологии называют "аффективной логикой". Даже маловажный повод вызывает у людей с истерическим характером бурную реакцию, где все доходит до крайнего выражения: смех превращается в хохот, слезы - в рыдания, гнев - в дикие крики, стремление бить и ломать все вокруг. Внутренние переживания в эти моменты остры, но, как правило, длятся недолго Нередко одна крайность непосредственно, без какого-либо серьезного основания переходит в другую: оже сточение - в умиление, неутешное горе - в бурную радость. Обладая повышенным самомнением, такие люди любят быть повсюду центром внимания, стремятся казаться лучше и значительнее, чем на самом деле К этому направлены их усилия, они всегда стараются увлечь тех, кто их слушает. Расцвечивая свою речь яркими описаниями и конкретными, хотя и поверхностными подробностями, они говорят обычно так, что и вымысел приобретает у них живые черты достоверности. Так удается им завоевать доверие и симпатии слушателей. Существенная черта истеричных людей - предрасположенность к суггестии и аутосуггестии - тесно связана с их повышенной эмотивностыо. Гипнотическое состояние вызывается у истеричных лиц путем однообразных, монотонных или внезапных и резких раздражителей, действующих на органы слуха, зрения и осязания, т. е. воздействием на органы чувств физическими факторами: ослепительный свет друммо-новой лампы, удары литавр или тамтама, звуковые вибрации сверхсильного камертона, тепло, пассы и т. п. В полной темноте в глаза испытуемым бросают яркие вспышки света или на их слух воздействуют монотонным звучанием гонга. Больные впадают в различные по своим проявлениям типы гипноза: летаргию, каталепсию и сомнамбулизм. Гипнотическое состояние сомнамбулического типа иногда возникает у истеричных людей сразу при первом сильном звуке камертона, вспышке чрезвычайно яркого друммонова огня или повелительном окрике "Спать!", иногда же в нее переводят загипнотизированного из летаргии и каталепсии, для чего требуется только слегка потереть кожу на темени. Гипнотика-каталептика можно перевести в летаргический гипноз следующим образом: достаточно "возложить" ему на лоб свою ладонь, сделать пасс книзу, закрыв ему веки, т. е. прикрыв глаза. Все три стадии гипноза, описанные выше, не обязательно сменяются. Иногда наступает сразу третья стадия гипноза или другие. Первую стадию гипноза можно получить у 20-25% испытуемых, вторую - у 40%, третью- у 15-20%. 5% испытуемых не поддается гипнозу. Впрочем многое здесь зависит от исполнителей. У 15% испытуемых гипноз достигается после 2-3 попыток и у 80% - при 1-й попытке. Если начать гипнотизировать большую аудиторию, то можно отметить, что разные лица по-разному будут впадать в гипнотическое состояние. Одни будут засыпать мгновенно, другие через пять, десять, пятнадцать, третьи через сорок минут. Найдутся и такие испытуемые, которые в данной неблагоприятной обстановке совершенно не будут погружаться в гипнотическое состояние. По данным современных гипнологов, особенно быстро впадают в гипнотическое состояние всего лишь 25% испытуемых затем постепенно суггестабильность и гипнабельность падает. 2% испытуемых в условиях массового сеанса не поддается гипнозу совершенно. Дети до 8-летнего возраста, как правило, не погружаются в гипнотическое состояние, так как они впадают при попытке их усыпить в обычный физиологический сон. Большинство душевнобольных людей в гипнотическое состояние не погружается. Основные фазы гипноза (переходные, гипноидные фазы общего сонного торможения (по И. П. Павлову) Гипноз возникает при переходе части клеток коры головного мозга в состояние торможения. При этом возникает разобщенность работы отдельных участков коры, которая приводит к развитию фазовых состояний. В состоянии бодрствования.внешние раздражители вызывают соответствующую ответную реакцию нервных клеток: слабый раздражитель - слабую, сильный - сильную. По мере развития тормозных процессов в коре головного мозга пропорциональность меняется. Существует несколько характерных, тормозных фаз в деятельности коры мозга гипнотизируемого. При уравнительной фазе гипноза и слабые, и сильные раздражители дают одинаковый эффект - слабую реакцию. При парадоксальной фазе гипноза - слабые раздражители приводят к сильной реакции, сильные - наоборот. Парадоксальную фазу гипноза И. П. Павлов назвал фазой суггестии. Слово - слабый раздражитель - приобретает сильное значение. При ультрапарадоксальной фазе гипноза тормозные раздражители дают положительную реакцию, а положительные раздражители любой силы приводят кору в тормозное состояние. Основные этапы сеанса гипносуггестии Сеанс гипносуггестии состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. 1. Подготовительный этап - предварительная беседа. На этом этапе гипнотизер собирает сведения об испытуемом, обследует его и уточняет его психодиагноз, тщательно выясняет его отношение к своему состоянию и к гипнозу, а также обращает особое внимание на наличие или отсутствие у испытуемого установки на гипносуггестивное воздействие. Только после того, как испытуемый проникнется доверием и симпатией к гипнотизеру, возможно начинать непосредственное гипносуггестивное воздействие. Обязательно тщательно продумывать сеанс гипноза и проведение суггестии. Несомненно также то, что наилучший гипнотизер тот, кто может заставить других поверить в свою силу. Для этого требуется настоящее мастерство. Успех в гипнотизации достигается в основном благодаря аутогипнозу, тому, что испытуемые впадают в гипноз, так сказать, сами себя уговорив. 2. Основной этап - гипнотизация и гипносуггестия. На этом этапе гипнотизер производит гипнотическое усыпление испытуемого. Затем на фоне гипнотического состояния он проводит гипносуггестивное воздействие на психику гипнотика. В зависимости от глубины гипнотического состояния последнего меняется и степень воздействия гипнотизера. 3. Заключительный этап - дегипнотизация. На этом этапе производится выведение гипнотика из гипнотического состояния. Гипнотику суггестируют, что при наступлении определенного сигнала, например, при счет,е 3-5, он откроет глаза, всякая сонливость и тяжесть исчезнут, и он будет в таком же бодрствующем состоянии, в каком был до сеанса. Во избежание ауто-суггестированных последовательных ощущений, у лиц, относящихся к гипнозу с предубеждением, полезно всегда делать специальную суггестию о полной безвредности гипнотического состояния. Иногда пробуждение совершается не сразу, что не имеет существенного значения; в сравнительно редких случаях гипноз непосредственно переходит в естественный сон, и тогда раппорт исчезает; поэтому в подобных случаях в целях пробуждения пускают в ход обычные приемы, прекращающие естественный сон. Предоставленный самому себе, спящий гипнотик через некоторое время самостоятельно возвращается в нормальное состояние.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление