КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Государство и право Древней Греции
По степени экономической зрелости страны, расположенные в бассейне Средиземного моря, находились на более высоком уровне, и там сложилось классическое рабство. Особый интерес представляет процесс создания государственного механизма и основные его изменения в Афинах. Афинское рабовладельческое государство стало образцом рабовладельческой демократии. При ответе на первый вопрос необходимо выяснить время и характер синойкизма (объединения) как одного из типичных для Древней Греции способов формирования протополиса, раскрыть структуру общества, систему органов власти, типичную для периода разложения родового строя, и отметить особенности афинского варианта. При рассмотрении второго вопроса семинарского занятия студенты должны четко представлять, что образование Афинского государства является наиболее типичным примером возникновения государства. Изучая работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», следует иметьввиду, что государство в Афинах, «с одной стороны, происходит в чистом виде без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего.., с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества». При подготовке к семинару особое внимание необходимо уделить тем общественно-экономическим процессам, которые происходят в Афинах в ходе разложения родового строя и складывания государственности. Основное внимание следует обратить на реформы Солона и Клисфена, показать их роль в оформлении рабовладельческого государства. Здесь необходимо показать историческую обусловленность, сущность и значение произведенной Солоном революции. Она носила компромиссный характер и была осуществлена мирным путем. Следует раскрыть содержание экономических («сисахфия», законы о свободе завещания, о земельном максимуме и т.п.), политических (общая демократизация политической структуры, новое разделение граждан по имущественному положению и обусловленность этих прав и обязанностей афинян), государственных (изменение значения народного собрания, создание гелиэи, совета четырехсот, ограничение полномочий ареопага, попытка разграничения органов исполнительной и государственной власти) реформ. При подготовке к этому вопросу следует помнить, что именно реформы Клисфена явились завершением процесса образования государства в Афинах. В ответе следует раскрыть содержание политических и государственных реформ Клисфена, выявить общее и особенное в революциях, которые возглавили Солон и Клисфен. Освещая вопрос о роли реформ Солона и Клисфена в формировании рабовладельческого государства в Афинах, необходимо дать оценку этим реформам, показать их историческую обусловленность, место и значимость в относительно длительном (по сравнению с Древним Римом) процессе возникновения полисного Афинского государства (демократической рабовладельческой республики) из противоречий, развивающихся внутри родового общества. Ответ на второй вопрос предполагает знакомство не только с реформами Солона и Клисфена, но и с содержанием и механизмом взаимодействия (взаимосвязи) основных элементов (принципов) замкнутого, самодостаточного социально-экономического, политического и идеологического организма, каковым является античный полис. Афинское государство являлось образцом рабовладельческой демократической республики. При характеристике государственного строя Афин, в период наивысшего расцвета демократии в V - IV в. до н.э., следует не только охарактеризовать государственный механизм, но и показать его классовую природу, вскрыв ограниченный, рабовладельческий характер афинской демократии. Изучая историю становления и организации государственной власти в Спарте необходимо отметить, что в основе их лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации. Необходимо помнить, что государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти. Особое внимание следует уделить рассмотрению таких органов государства как: архагеты (цари), совет старейшин (герусия), народное собрание. Рассматривая второй вопрос семинара основное внимание следует обратить на основные черты афинского права. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза. Изучение источников афинского права следует начать с мононорм (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания), которые приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы Драконта, изданные в 621 г до н.э., санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Законодательство Солона, относящееся к 594 г. до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |