КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 17. Тенденции развития государства и права Франции в период с 1920 по 1980 г. Судебная система Франции в Новейшее время
Изучение указанной темы студентам необходимо в том плане, что при полном ее усвоении представляется возможным проследить историю буржуазного государства и права, а именно; 1) увидеть, как происходит противоборство между силами реакции и демократии за реальную власть; 2) как в результате этой борьбы изменялась форма государственного устройства, форма правления, политический режим и т.д. На примере Четвертой Республики во Франции студенты убедятся в том, что и коалиционные правительства в состоянии добиться значительных успехов демократизации государственной и общественной жизни. Вместе с тем резкое наступление внутренней и внешней реакции и одновременно слабое и нерешительное ведение политики руководства других прогрессивных партий приводят к ликвидации или к существенному ограничению демократических завоеваний. При подготовке к первому вопросу студенты должны понимать, что политическая история Франции в период между двумя мировыми войнами наглядно демонстрирует борьбу сил реакции и демократии. Необходимо знать, что в социальной структуре Франции наибольший удельный вес имела мелкая буржуазия города и деревни, вследствие чего в политической системе было велико влияние мелко-буржуазных партий. Многочисленные средние городские слои и крестьянство составляли массовую базу буржуазных партий и значительную часть избирателей. Монополистическая буржуазия, используя свое влияние на эти слои, возглавляла прямо или косвенно все буржуазные партии. Особое внимание необходимо сосредоточить на изменениях политической обстановки - за 2,5 года (с 1929 по 1932 гг.) правительство Франции менялось 9 раз, а за период с 1920 по 1940 гг. сменилось 42 кабинета министров. Государственное развитие Франции в начале XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противоборства правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя, периодической трансформации провозглашаемых конституционных принципов. Готовясь ко второму вопросу семинарского занятия, студенты прежде всего должны вспомнить конституционные законы Франции 1875 г., которые оформили Третью Республику и установили республиканскую форму правления с сильнейшей президентской властью, приведшей летом 1940 г. Третью Республику к краху. Студенты должны хорошо разбираться в причинах падения Третьей Республики - это стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупационной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название «правительство Виши» - по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным режимом, хотя самостоятельная роль этого правительства была весьма относительной. Его функции были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска. Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции («Сражающаяся Франция»). В 1943-1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944-1946 гг. Готовясь к третьему вопросу темы, студенты должны понять основные принципы и условия образования Четвертой Республики во Франции. К ним необходимо отнести следующее: а) разгром немецкой коалиции Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции; б) резкое ослабление позиций реакции; в) небывало сильное демократическое движение во Франции. В годы Второй мировой войны во Франции было создано Временное правительство, которое совместно с движением Сопротивления приняло демократическую программу действий. Программа включала следующие ключевые вопросы: а) чистку государственного аппарата от изменников и предателей Франции, их наказания; б) национализацию основных отраслей промышленности; в) участие членов движения Сопротивления в управлении страной. В октябре 1945 г. референдум определил форму государственного устройства. При рассмотрении данного вопроса необходимо особое внимание сосредоточить на выборах в Учредительное национальное собрание и проследить процесс расстановки сил внутри страны. Изучая вопрос о разработке проекта конституции 1946 г., нужно помнить, что его вырабатывали все партии и не обошлось без разногласий. Особенно существенные разногласия в проектах конституции произошли в вопросах о структуре парламента и полномочий президентской власти. Окончательный проект Конституции явился результатом компромисса противоборствующих сторон в стране. Необходимо знать процесс ее принятия и вступления в силу. Только хорошо изучив текст Конституции Франции 1946 г., можно будет перейти к изучению вопроса о государственном устройстве французской республики. А начать его изучение надо с системы высших орунов государственной власти, с порядка их образования и полномочий, вспомнив важнейшие буржуазные принципы «разделение властей» и «систему сдержек и противовесов», направленных на невозможность узурпации всей власти в какой-нибудь одной из ее ветвей. Студенты должны изучить главу VIII Конституции, которая посвящена «Французскому Союзу», обратив пристальное внимание на так называемую «реорганизацию» империи. Данная «реорганизация «империи не привела к какому-либо изменению положения во французских колониях. Здесь по-прежнему, как и во время Третьей Республики, вся фактическая власть принадлежала колониальным чиновникам, ответственным перед французским правительством и назначаемым президентом. Далее необходимо понять, что Конституция законодательно закрепила равноправие женщин с мужчинами, право на забастовки, право на труд, отдых и государственную помощь в случае нетрудоспособности, право защищать свои интересы с помощью профсоюзной организации, свободу слова, собраний, печати и манифестаций. При подготовке к четвертому вопросу необходимо рассмотреть постепенный отход от основных положений Конституции 1946 г., обусловленный, в свою очередь, социально-политическими факторами, кризис и падение парламентского режима IV республики. Необходимо рассмотреть также идейно - политическую платформу голлистского движения, определившего дальнейшее конституционное развитие французского государства. Что же касается законодательного материала, то студенты должны знать основные конституционные изменения, связанные с постепенным пересмотром положений Конституции 1946 г. в начале-середине 50-х годов ХХ века. Тщательно ознакомившись со структурой и содержанием основного закона 1958 г., можно сделать вывод о существенных, принципиальных различиях двух конституций, позволяющих государствоведам противопоставлять их друг другу. Эти главные различия студенты должны отметить. Следует подробно рассмотреть и систематизировать полномочия президента, разделив их на постоянные и чрезвычайные, а также по сферам деятельности (законодательной, исполнительной, судебной). Очень показательным является также раздел конституции, посвященный взаимоотношениям между правительством и парламентом. С учетом уже имеющегося у студентов опыта анализа формы правления в буржуазных странах следует попытаться определить ее по Конституции 1958 г. Необходимо отметить и роль конституционной практики в дальнейшем развитии государственного строя Пятой республики. Что касается последнего вопроса темы семинара, то при подготовке к нему обучающиеся должны изучить закон от 5 октября 1946 г. и определенные статьи Конституции 1946 г. в части системы пропорционального представительства, которая была введена законом 1946 г. и обеспечила представителям демократических сил большинство в парламенте. Реакционные круги повели решительную борьбу за ее пересмотр. Законом от 9 мая 1951 г. на выборах в Национальное собрание была введена мажоритарная система, дополняемая системой блокирования (объединения) списков кандидатов различных партий и избирательных группировок при подсчете голосов визбирательном округе. Заслуживают определенного внимания и изменения в порядке избрания верхней палаты парламента - Совета Республики. Порядок предусматривал, что Совет Республики избирается коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. А по закону от 23 сентября 1949 г. установлена сложнейшая система избрания членов Совета Республики избирательной коллегией.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |