КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие образования
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ Братства - организации православного украинского населения, возникли после принятия Люблинской унии 1569 г. Первоначально, организованные православной магнатско-шляхетской оппозицией во главе с князем Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Украины в составе Речи Посполитой, для чего подавали петиции королю и сейму, вели культурно-просветительную работу, выступали за восстановление православной церкви после 1596 г. и т. п. На рубеже 16—17 веков место магнатов в братствах заняли мелкие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина, боровшиеся за национально-культурно-религиозное возрождение Украины против засилия польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку православной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Использовали кроме легальных форм борьбы и казацко-крестьянские выступления. Крупнейшие братства находились во Львове, Киеве, Луцке и др. городах. Сыграли важную роль в общественно-политической жизни Украины. Противостояли наступлению католичества на Украине.
а) Развитие Украины в составе Речи Посполитой обусловило развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижении украинской культуры, языка, обычаев, православной веры и т. п. б) Развитие экономики способствовало потребности в образованных людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатания и т. п. в) Рост национально-освободительного движения со 2-й половины 16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям. г) Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влиянием культурных ценностей Западной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.
В обществе росла потребность в образованных людях как для развивающегося производства и торговли, так и дли национально-освободительного движения — идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавших старославянскому, языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык б) братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, отличаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинакового отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитывали патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию; в) в начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лавры К.Плетенецким был организован кружок литераторов, членами которого являлись З. Копыстенский, П. Беринда, Т.Земка, Л. Зизаний-Тустановский, А. Митура и др. В декабре 1610 г. ими был подготовлен к печати и вышел в свет «Часослов», в 1618 — «Визерунок цнот», в 1610 — «Анфолонион» объемом в 1048 страниц. г ) высшее образование — первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киев-братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась братством и основателем Лаврской школы архимандритом Петром Могилой (отсюда название «могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. II. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе – иезуитских школ, обучение в коллегии совпадало с европейским типом. По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму — 80 тысяч злотых. Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 высших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополнительно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к западноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) от царского правительства России лишь в 1701 г. (закрыта в 1817 г.). Она явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Яссах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого времени готовила кадры общественно-культурных деятелей не только для Украины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославянских регионов. Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок. Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. они издали в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходасевича, а затем у князя Острожского, в 1573 г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская Библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий). Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северске и др. городах. Значение — книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т. к. издаваемая литература была известна во многих странах З. Европы.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |