КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие науки
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Украина в первой воловине XIX в. развивалась в рамках Российской' империи, проводившей антинародную политику русификации (запрещение использования украинского языка в школах, создание препон на пути развития украинской культуры и т. п.). Развивающиеся в недрах Феодализма капиталистические отношения дали толчок росту национального самосознания народа, что отразилось и на культуре: все отчетливее стали проступать национальные черты в литературе, театре, музыке, архитектуре и т. п. Благодаря развитию капитализма росла потребность общества в просвещении (техника требовала от рабочих знаний), науке (новые разработки которые могли принести прибыль) и т. п.
В начале XIX в. в России была проведена реформа системы просвещения (1802 —1804 гг.), по которой: 1. Учебные заведения делились на 4 разряда: - приходские школы — создавались при церкви и за 1/2 года в селах или за 1 год в городах обучали детей чтению, письму, арифметике и «Закону Божьему». - уездные училища — светские начальные школы в городах — за 3 года обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, физике, геометрии, естествознанию, «Закону Божьему»; - гимназии — за 7 лет обучения давали среднее образование. Изучались латинский, немецкий, французский языки, философия, статистика, юриспруденция, политэкономия, физика и т. п. Выпускники получали право поступать в университеты или же становиться преподавателями начальных школ; - лицеи и университеты — давали высшее образование. Три лицея (в Кремнице на Волыни, Одессе, Нежине) за 9 или 10 лет давали 2. Особенности развития просвещения: — просвещение носило классовый характер, т. к. в средние и высшие учебные заведения запрещался доступ детей рабочих и крестьян; — большинство населения оставались неграмотным, т. к. даже начальные школы охватывали меньшую часть детей и прежде всего крестьян; — русификаторская политика запрещения на Украине преподавания в учебных заведениях на украинском языке.
Несмотря на слабую материальную базу и стремление царизма превратить университеты и оплот официальной науки, они становились центрами развития естественных, гуманитарных наук. Крупнейшими учеными первой половины XIX в. на Украине были: Н. Костомаров - видный украинский историк, автор многочисленных исторических трудов («Богдан Хмельницкий», «Мазепа и мазепинцы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павло Полуботок» и др.) и крупный общественный деятель буржуазно-либерального направления. Он являлся одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского общества, после разгрома которого был сослан на 9 лет в Саратов. После возвращения из ссылки стал профессором Петербургского университета; М. Максимович - ученый-энциклопедист, написавший более 100 И. Срезневский - воспитанник Харьковского университета, ученый-славист, основатель отечественного славяноведения, поддерживал связи с членами «Русской тройки». Н. Осиповский - профессор математики Харьковского университета, автор трехтомного «Курса математики», который несколько десятилетий был основным учебником по математике в вузах. Первый ректор Харьковского университета; М. Остроградский - ученый-математик, основатель Киевской математической школы.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |