![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура советского общества
Октябрьская социалистическая революция в России и культурная революция. Приобщение широких народных масс к достижениям науки, техники, искусства. Взлёт народной культуры: инициатива и творчество. Место и роль культуры в развитии социалистического общества. Ошибки, извращения и достижения в развитии социалистической культуры. Основные политические события и социокультурные процессы 20-х, 30-50-х, 60-80-х годов. Культура и искусство в послеоктябрьский период. «Революция и искусство», «искусство и народ» - центральные проблемы творчества. (А.Блок, В.Маяковский, К.Петров-Водкин и В.Кандинский, И.Фомин. В. Татлин, В.Мейерхольд и Е.Вахтангов). Революционный «авангард»: футуристы, супрематисты, кубисты, имажинисты, конструктивисты и т.д. Поэты Пролеткульта и «Кузнецы». Ленинская критика пролеткультовских и футуристических теорий, его концепция культурной революции и отношение к культурному наследию. Революционный романтизм и революционный рационализм художественного творчества, их модификации. Зрелищность, «общенческая», «игровая» ориентация искусства. Художник как выразитель «Мы – сознания». Взаимодействие профессиональной и самодеятельной культуры. Положительная роль организационных мероприятий первого советского правительства в отношении культуры. Негативная роль политической регуляции. 20-е годы – путь от самодеятельного искусства, его дилетантизма к профессиональному искусству и развитию художественного сознания. Эволюция Пролеткульта и ЛЕФа. Производственное искусство (А.Гастев, Н.Асеев, В.Хлебников, А.Родченко, А.Попова, В.Арбатов). Идейно-эстетическая борьба между различными объединениями и группировками. Реалистические и романтические установки творчества, общегуманная ориентация (М.Булгаков, А.Платонов, А.Ахматова, О.Мандельштам, А.Грин, Б.Кустодиев, П.Корин, А.Таиров, Н.Мясковский, А.Вронский и др.) Основная тема 20-х, 30-х годов - историческая судьба народа, рабочий класс, социальные изменения в деревне. Становление творческого метода социалистического реализма, его решения, политика и стили (М.Горький, М.Шолохов, Д.Фурманов, Л.Леонов, братья Г.и С.Васильевы, Н.Тихонов, М.Светлов, С.Эйзенштейн, В.Иогансон, С.Герасимов, А.Довженко, М.Греков, И.Дунаевский, Р.Глиэр и др.). Нарастание регулятивного воздействия идеологии, администрирования в культуре в 30-50-е годы. Унификация художественного сознания и репрессии, «нормативно-лакировочная «эстетика»», фальсификация истории и искажение современной картины мира; «социальные маски» в искусстве. Великая Отечественная война и особенности развития советской культуры. Роль культуры в утверждении советского патриотизма и гражданственности. Жёсткая идеологизация и бюрократизация сферы культуры в 40-50-е гг. Организация всесоюзных смотров, декад искусства советских наций и народов. Изменения в жанрово-видовой культуре искусства. Влияние литературно-повествовательных принципов отражения действительности. Развитие оперно-балетного творчества, хорового пения и танцевальных ансамблей. Массовые праздники, шествия, парады. Монументализм в архитектуре и скульптуре. Влияние фольклора на профессиональное искусство. Искусство и культ личности. Официальное искусство и «неведомые шедевры». Влияние социально-политической оттепели 50-60-х гг. на культуру. Ведущие деятели культуры 60-х гг. (М.Ромм, С.Герасимов, Г.Чухрай, М.Калатозов, М.Хуциев, А.Твардовский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, В.Шукшин, О.Гончар, Б.Пастернак, Ю.Любимов, Г.Товстоногов, Д.Шостакович, Д.Кабалевский, А.Пахмутова, С.Чуйков, Э.Илтнер, Т.Салахов, Т.Яблонская). Научные достижения и открытия, массовые средства информации и коммуникации, транспорт, уровень материально – экономического развития. Мифологемы официального искусства 70-х-начала 80-х гг. Застойный характер системы управления культурой. Потребность в многообразии путей художественного познания. Негативное влияние идей технократизма на формирование личности. Потребность в общекультурном и гуманитарном воспитании молодёжи. Появление неформальных творческих объединений. Отток творческих сил за рубеж. Развитие «конструктивистско-формалистической линии», эволюция от абстрактного до «концептуального» искусства. «Экспрессионистическое художественное течение», отказ от позитивной оценки реальности. Многообразие социально-психологической и эстетической палитры альтернативного искусства. Особенности развития «массовой культуры» в СССР. Утверждение ценности и уникальности человеческой личности. Художественность и культура, диалог с историей, экологическая ситуация, национальное и общечеловеческое – основные проблемы творчества. Ведущая роль искусства слова, киноискусства, музыки (Ч.Айтматов, В. Распутин, В.Астафьев, В.Быков, В.Гроссман, Г.Матевосян, А.Вампилов, С.Параджанов, А.Тарковский, Л.Шепитько, А. Шнитке, В.Понков, Е.Моисеенко, Т.Назаренко и др.). Национальное и интернациональное советское искусство. Нарастание демократических процессов в культуре.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |