КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религия развивается вместе с развитием общества
Типы определений ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ В религиоведении разработан ряд концепций религии: - теологические (конфессиональные), - философские, - социологические, - биологические, - психологические, - этнологические и др. Теологические интерпретации (конфессиональные) Попытка понять религию «изнутри», на основе соответствующего религиозного опыта. Наиболее распространенное представление: Религия – связь человека с Богом (Абсолютом, Силой, Нуминозным, Трансценденцией и т. д.). Появляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком.
Философские интерпретации
Марксистская концепция религии. Немецкие мыслители К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895) полагали, что у религии нет «собственной» (вне всеобщей) истории, «особой не от мира сего» сущности и «особого» содержания. Религия представляет собой общественный феномен, который обусловлен складывающимися в обществе отношениями, в которых человек оказывается порабощенным существом. Религия возникает из-за потребности человека в утешении, в надежде на восстановление справедливости в будущей жизни, поскольку в этой жизни человек страдает из-за своего бедственного положения, вызванного его эксплуатацией со стороны господствующих классов. Ф. Энгельс писал: «... всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». В ходе истории объекты отражения меняются. Вначале это были - силы природы, Впоследствии - силы природы + общественные силы, которые противостоят людям и столь же чужды для них. Постепенно вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего Бога, который является лишь отражением абстрактного человека. Со своей стороны класс эксплуататоров использует религию для удержания народа в повиновении. Религия может исчезнуть, если изменить общественные отношения так, чтобы человек не чувствовал себя униженным и порабощенным.
Социологические концепции религии М. Вебер, немецкий философ и социолог. Религия рассматривается как способ, при помощи которого социальному действию придается определенный смысл. Религия задает и поддерживает соответствующие смыслы, тем самым вносит «рациональность» в объяснение мира и в повседневную этику. Первоначальный хаос ощущений, в котором живет человек, становится ареной действия демонов, душ, богов, сверхъестественных сил. Религия задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, другие запрещены. Религиозность является побудительной силой, мотивом определенного рода социального действия, направленного на овладение миром. Э. Дюркгейм, французский социолог и философ Общество больше простой совокупности индивидов и имеет принудительную силу по отношению к индивиду. Индивид постоянно чувствует зависимость от общества. Религия представляет собой систему верований и обрядов, которые объединяют в одну общину всех тех, кто признает эти верования и обряды. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается перевести социальные отношения на понятный язык. В религии человек, поклоняясь богу, на самом деле поклоняется обществу. Религия выполняет ряд функций: - главная – укрепляет социальное единство (сплачивающая функция), - подготавливает индивида к социальной жизни, - тренирует послушание (дисциплинирующая функция), - поддерживает традиции, верования, ценности - возбуждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм - выполняет познавательную функцию Религиозность сохраняется, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах. Биологические концепции
Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. Основу религии составляет «религиозный инстинкт»; религиозное чувство, которое «примыкает к инстинкту самосохранения индивидуума или группы» и выступает как «оружие в борьбе за жизнь»; «ген религиозности». Религия — это «психофизиологическая функция организма». Чисто биологические объяснения не пользуются в религиоведении широким признанием.
Психологические концепции
Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Поиск основы религии происходит в эмоциональной сфере. Религию выводят из разных чувств — зависимости и страха, почитания и благоговения, любви, переживания бесконечности, нравственных чувств, чувства возвышенного и др. Религию выводят так же из интеллектуальной или волевой сферы.
У. Джеймс, философ-прагматист. Религия - совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает божеством. Религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой. Религиозное чувство не имеет специфической природы, это обычное чувство, обращенное на религиозный объект. Религиозная любовь — это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект; религиозный страх — это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары, и т.д. Истинность религии и веры в Бога проистекает из их «полезности», «выгодности». Функция религии – переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Л. Леви-Брюль, французский философ-позитивист, социолог и психолог. Интерпретировал религию на базе коллективной психологии. Отличал первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ. Первобытное мышление является мистическим, иррациональным. Первобытный человек не только имеет образ объекта, ноиощущает некую силу с ним связанную. Первобытное мышление является одновременно и пралогическим, нечувствительным к противоречиям. Вместо установления логических отношений (включений и исключений), оно подчинено закону партиципации (сопричастия). Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения. Сущность сопричастности – в том, что всякая двойственность в ней стирается, сглаживается, что, вопреки принципу противоречия, субъект является и самим собой, и существом, которому он сопричастен. Если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. Однако и наша умственная деятельность является одновременно рациональной и иррациональной. Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз: логическое мышление никогда полностью не вытеснит пралогическое мышление; всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность.
З. Фрейд, австрийский психолог, невропатолог и психиатр Психика человека включает в себя: 1) бессознательное — состоит из биологических инстинктов, требующих удовлетворения; 2) супер-Эго – комплекс моральных, этических требований, идеалов и запретов, выработанных в обществе; 3) сознание, которое пытается примерить первые два уровня, но постоянно терпит неудачу. Из-за невозможности удовлетворить инстинкты развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений приводит к появлению невроза. Религия – средство защиты от опасности индивидуального невроза. Религия – это универсальный коллективный невроз, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе. Эдипов комплекс выражается в эмоциональной привязанности мальчика к матери и двойственном отношении к отцу. Испытывая влечение к матери, мальчик одновременно ненавидит и любит отца, привязан к нему, но невольно хочет его смерти и хотя бы в воображении убил своего отца, чтобы занять место рядом с матерью. Испытывая вину он почитает Бога как идеализированного отца. Происхождение религии – из-за беспомощности человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами. Религиозную веру он считает иллюзией, которая исчезнет, когда человек избавится от невроза с помощью психоанализа. Под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией, обретет «чувство реальности». К.Г. Юнг, швейцарский психолог и культуролог Религиозные представления – продукты «коллективного бессознательного». Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, является «базовым религиозным феноменом». Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы – изначальные всеобщие образы. Они могут открываться сознанию во сне, в медиумическом трансе или в мистическом откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки, религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с более или менее «переработанными» архетипами, предстающими в виде систем символов. Религия – особая установка человеческого ума... внимательное рассмотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, понятыми как «силы», духи,., демоны, боги, законы, идеи, идеалы, обнаруженными человеком в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо способных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благоговейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что «религия» — это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененную опытом встречи с чем-то величественным и ужасающим. Религия -коллективно вырабатываемая форма защиты от невроза. Она необходимачеловеку в его стремлении к душевному здоровью. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ производится по разным основаниям Основания типологий:
Историко-культурное (хронологическое)
Теистическое (наличие или отсутствие идеи Бога)
Состав пантеона
Положение человека в мире
Этническое основание
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |