Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие функции права




В современной отечественной литературе за исключением отдельных нюансов сложились в основном два взгляда на понятие ФУП (о возникновении и развитии учений о ФУП см., например, [194. С. 6 и след.]). Так, одни авторы (Т.Н. Радько, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик и др.) полагают, что ФУП можно определить как обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения (см. [29. С. 42; 194. С. 28]); другие (Н.Н. Вопленко, Л.А. Морозова, В.В. Оксамытный, А.И. Абрамов и др.) – считают, что речь в данном случае должна идти об основных, главных направлениях юридического воздействия на общественные отношения (см., например, [80. С. 346; 145. С. 175; 193. С. 13; 196. С. 45]). Например, М.И. Байтин пишет: «Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрываются общечеловеческая и классовая природа, а также социальное назначение права» [54. С. 138].

В литературе правильно обращается внимание на нецелесообразность определять ФУП через основные, главные, наиболее существенные направления его воздействия на объективную реальность, поскольку получается, что неосновные направления действия права вообще не должны рассматриваться в связи с его функционированием. Тем более, что в философских, социологических да и юридических исследованиях проводится четкое разграничение на основные и неосновные, явные и латентные функции, подфункции и т.д. (подробнее об этом см. [6. С. 88-97; 47. С. 13; 187. С. 214-232; 188. С. 27]).

Анализ указанных и иных определений, а также собственные размышления на этот счет привели нас к выводу о том, что ФУП обладает следующими признаками.

1. В функциях выражается активная, динамичная роль системы права в регулировании (закреплении, упорядочении, охране и т.п.) общественных отношений. С.С. Алексеев, например, с учетом новых подходов к освещению ФУП как нормативно-ценностной регулирующей системы отмечает, что право обеспечивает такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой в соответствии с потребностью в реализации начал нормативности достигается постоянное и стабильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода «увековечивание») выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов развития общественной жизни (см. [71. С. 314]).

2. О ФУП, как и функциях иных юридических явлений, составляющих ПСО, можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят реально действующие субъекты практики и правоотношений. Именно через действия (деятельность) конкретных людей, их коллективов и организаций выражается творчески-преобразующий и конструктивный характер права, его собственная и инструментальная ценность.

3. ФУП – это относительно обособленные направления более или менее однородного (гомогенного) воздействия права (регулятивное, карательное, восстановительное и т.п.) на те или иные сферы (экономическую, политическую, духовную и т.п.) общественной жизни.

4. Функция – это всегда целенаправленное воздействие права. Она непосредственно связана с задачами (целями, программами, планами и т.п.), стоящими перед субъектами права, правоотношений и юридической деятельности. Задачи обусловливают наличие и существование тех или иных функций, конкретное их содержание и способы юридического воздействия на реальную действительность. Причем несколько функций (например, превентивная, компенсационная и т.д.) могут быть нацелены на выполнение какой-то конкретной задачи (охрану собственности), а с помощью одной функции (например, регулятивной) могут одновременно решаться несколько задач (установление субъективных прав и обязанностей личности, государственная регистрация статуса той или иной организации и т.д.).

5. ФУП предполагает не любое, а лишь позитивное, прогрессивное воздействие права на общественные отношения. Следует согласиться с С.С. Алексеевым в том, что «право как эффективный (и даже по ряду отношений – оптимальный, уникальный) регулятор жизни общества, способный воспроизводить данную социальную систему, вносить в нее нормативные начала и обладающий рядом высоко значимых регулятивных свойств, достоин достаточно высокой социальной оценки» [71. С. 324].

Негативное, отрицательное влияние права на реальную действительность необходимо рассматривать в качестве его дисфункций. Примеров тому в современной российской действительности немало.

6. В функциях предметно конкретизируются свойства права, его сущность, содержание и формы. Т.Н. Радько неоднократно подчеркивает, что функции права представляют собой проявления его имманентных специфических свойств. Именно в функциях аккумулируются свойства права, вытекающие из его качественной самостоятельности как социального феномена. Они обусловлены сущностью права и определяются его назначением в обществе (см. [26. C. 54-56; 187. С. 209]). Вместе с тем изменение задач, стоящих перед обществом (государством, отдельными организациями и другими субъектами), а значит, и изменение ФУП соответствующим образом влияет на структуру, отдельные элементы содержания и форм права. Так, осложнение экологической ситуации в России и других странах потребовало не только проведения значительных природоохранных мероприятий, создания специальных органов экологического контроля, но и способствовало формированию самостоятельных отраслей (подотраслей, институтов) экологического права.

7. Важно подчеркнуть, что не только ПСО в целом или отдельные ее элементы, но и сами ФУП на различных уровнях и с различной степенью детерминированы конкретными факторами (способами и т.п. ) объективной и субъективной реальности. Именно в процессе функционирования права особенно четко проявляется "работа" всех элементов механизма детерминации, которые либо способствуют, либо тормозят процесс эффективной реализации НПП (о механизмах детерминации юридических явлений см. [6. С. 31-38]).

8. В ФУП отражается его роль, социальное и специально-юридическое назначение в жизни общества. Поэтому не случайно, что некоторые авторы (Ю.Г. Ткаченко, А.И. Абрамов и др.) само определение функций полностью сводят к конкретной роли (назначению) права по организации (упорядочению, урегулированию и т.п.) общественных отношений (см. [193. С. 13; 195. С. 34 и след.]).

9. В отечественной и зарубежной науке принято различать понятия «функции права» и «функционирование права» (см., например [145. С. 175; 187. С. 210-211; 194. С. 33]). Это разграничение искусственное, которое по сути дела подтверждают и сами авторы, выдвинувшие данное положение. Так, Т.Н. Радько пишет: «Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права – значит вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения). Если «функция права» – понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи в праве), то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено… Функционирование права – вопрос, непосредственно связанный с проблемами функций, так как характеристика системы функций – это, по существу, характеристика функционирования права» [187. С. 210].

ФУП – это реальный, динамичный, объективно-субъективный процесс целенаправленной правовой деятельности субъектов, преобразующий реальную действительность, который предполагает анализ не только внешне выраженных ее (деятельности) сторон, но и внутренних (субъективных, психологических и т.п.) аспектов. Данное положение является методологически исходным при характеристике содержания ФУП, их форм, уровней эффективности и ценности в конкретных сферах общественной жизни.

В литературе выделяются и другие признаки ФУП: стабильность, непрерывность, длительность, постоянство, направленность на осуществление коренных задач и др. (см., например, [80. C. 346; 145. С. 175; 187. С. 209]). Их скорее всего следует относить к определенным разновидностям (постоянным, основным и т.п.), а не ко всем ФУП.

Все отмеченные выше и иные признаки по существу и раскрывают понятие ФУП, позволяя более предметно и четко сформулировать его определение.

Таким образом, функции права – это такие относительно обособленные направления однородного, предметного и прогрессивного воздействия системы права на реальную действительность, в которых проявляется его природа (содержание и формы, системные качества и т.п.), творчески-преобразующая роль, назначение, собственная и инструментальная ценность в жизнедеятельности людей, их коллективов и организаций, общества в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.