КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология разрешения конфликтной юридической деятельности 1 страница
Завершение КЮД является последней стадией в ее развитии (о технологии предупреждения КЮД см., например, [104, 107]). В отечественной и зарубежной конфликтологии выделяются различные фазы (формы), отражающие природу данной стадии и прекращение конфликта в целом: «преодоление», «урегулирование», «регулирование», «устранение», «пресечение», «разрешение», «саморазрешение», «улаживание», «затухание», «ликвидация», «перерастание» в другой конфликт и т.д. (см., например, [6. С. 468 и след.; 9. Ч. 3. С. 56 – 195; 31. С. 172 и след.]). В.С. Жеребин считает, что «родовым понятием по отношению ко всем другим вышеназванным категориям является понятие «снятие»» [4. С. 38]. Не вдаваясь в дискуссию по поводу содержания и объема указанных понятий, теоретической и практической значимости их разграничения, соотношения друг с другом и т.п., рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы разрешения конфликтов. В отечественной литературе имеются самые разнообразные определения данного понятия. Так, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов пишут: «Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению» [6. С. 468]. Данное определение, на наш взгляд, является слишком узким и неполным, не отражающим природу рассматриваемого явления. Речь по существу идет о «саморазрешении» конфликта, поскольку прекращение противоборства в данном случае предполагает активность только самих сторон по изменению их позиций, устранению причин и условий столкновения между ними. Э.А. Уткин считает, что все «механизмы разрешения конфликта в общем сводятся к разрешению конфликта самими участниками с вмешательством третьей стороны» [17. С. 119]. Здесь по существу отрицается такая форма, как «саморазрешение» конфликта. Наиболее распространенным в конфликтологии является определение, которое дают авторы коллективной работы «Введение в общую теорию конфликтов». Они указывают: «… под разрешением мы будем понимать только то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными или силовыми средствами» [11. С. 164]. Нам представляется, однако, что проблема прекращения противоборства сторон должна рассматриваться в рамках специфической технологии разрешения КЮД. «Технологию разрешения юридического конфликта, – пишет, например, Т.В. Худойкина, – можно определить как специально созданную и эмпирически обоснованную систему методов и правил целенаправленной поэтапной деятельности в данном направлении и саму совокупность способов разрешения противоборства с определенной последовательностью их применения» [31. С. 182]. Вслед за Л.М. Романенко она указывает, что к особенности «технологизированной деятельности» необходимо относить ее целенаправленность, расчлененность на ряд последовательных стадий, использование при достижении поставленных целей специальных методов, правил, способов (процедур) (см. [31. С. 182; 100. С. 85]). Безусловно, что Т.В. Худойкиной в целом верно выбрано направление исследования данного аспекта проблемы. Нам лишь хотелось бы сделать несколько уточнений. Во-первых, определение является несколько «размытым» по своему содержанию. Система «поэтапной деятельности» и «определенная последовательность применения способов разрешения противоборства» относятся к процессуальной форме технологии. Поэтому указанный повтор в определении не совсем оправдан. Во-вторых, технология разрешения ЮК является разновидностью технологии вообще и юридической технологии в частности (последняя включает правотворческую, правоприменительную, интерпретационную и иные технологии). Отсюда следует, что технологии разрешения ЮК присущи все те общие признаки, которые характерны для экономической, политической, социальной, правотворческой, законодательной и других типов (видов и подвидов) технологий (о понятиях и элементах юридической и законодательной технологий см. [64. С. 16 – 23; 88. С. 24 – 31]). В-третьих, требуется поменять местами, уточнить и дополнить перечень основных элементов, которые рассмотрены автором. Выделяя в процессе разрешения ЮК подготовительную стадию, стадию применения способа (способов) разрешения, стадию выхода из конфликта и контроля за согласованными решениями, Т.В. Худойкина пишет, что подготовительная стадия требует совершения ряда действий, которые следует рассматривать в виде определенных этапов разрешения ЮК: а) определить полноту необходимой информации и организовать ее сбор; б) установить действительных субъектов конфликта; в) провести диагностику конфликта, т.е. определить причины его возникновения, выявить объект, предмет противобортства, выяснить мотивы поведения сторон, их цели и ориентации, а также ресурсы, которыми они располагают, и возможные действия, которые они готовы предпринять и т.д.; г) проанализировать конфликт с ситуационной и позиционной сторон, т.е. прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон; д) осуществить прогнозирование хода и последствий конфликта; е) изучить мнение конфликтующих сторон о вариантах разрешения конфликта; ж) подобрать варианты решения, удовлетворяющие основные интересы сторон; з) выбрать наиболее приемлемый способ разрешения конфликта, желательно удовлетворяющий общим критериям компромиссности, что, кстати, свойственно завершению далеко не всяких юридических конфликтов (см. [31. С. 183]). По нашему же мнению, в состав современной технологии разрешения КЮД входят следующие элементы: – формы наиболее оптимального и эффективного разрешения КЮД (саморазрешение, посредничество, судопроизводство и т.п.); – субъекты, компетентные разрешить противоборство (сами контрсубъекты, третьи стороны и т.п.); – диагностика КЮД; – система соответствующих общесоциальных, специально-юридических и технических средств (техника), которые используются при разрешении КЮД; – система приемов, способов и методов (тактика) воздействия на участников противоборства; – принципы, перспективные планы, программы и прогнозы (стратегия), позволяющие четко организовать и предвидеть характер действий и операций, выносимых решений и их последствий при разрешении юридических столкновений; – сами действия и операции, связанные с использованием соответствующей техники, тактики и стратегии, и направленные на разработку и принятие необходимых решений; – процедурно-процессуальные формы (стадии, производство, режимы и т.п.), определяющие последовательность во времени и специфику принимаемых решений; – показатели, характеризующие качество, эффективность деятельности субъектов, участвующих в разрешении конфликтов, а также принятых ими решений; – доведение решений (их различных вариантов) до контрсубъекта (контрсубъектов) и других участников КЮД; – изучение мнения противоборствующих сторон по поводу окончательного решения и его последствий; – оценка материальных (людских, финансовых, временных и т.п.) затрат, связанных с разрешением КЮД; – виды и формы реализации наиболее оптимальных и эффективных решений; – соответствующие средства, методы, виды и формы контроля за соблюдением, исполнением и т.п. принятых решений и достигнутых соглашений. Кратко рассмотрим некоторые формы и элементы технологии разрешения КЮД. 1. Одним из первых необходимо выделить саморазрешение КЮД путем переговоров (заметим, что переговоры характерны и для других форм разрешения ЮК: посредничества, арбитража, судопроизводства и т.п.; специфическая природа переговоров применительно к разнообразным формам разрешения конфликта подробно исследована в конфликтологии). Напомним, что в качестве «творцов» КЮД мы рассматривали контрсубъектов (оппонентов и т.п.), инициаторов, организаторов, подстрекателей, пособников, свидетелей и потерпевших. В большинстве случаев главную роль в разрешении КЮД отводят контрсубъектам, поскольку именно их интересы и противоречия составляют фактическую ее основу. Ими могут быть: а) индивиды (российские граждане, иностранцы, лица без гражданства; физические и должностные лица; мужчины и женщины; совершеннолетние и несовершеннолетние; вменяемые и т.п.); б) коллективные субъекты: социальные общности (группы и коллективы, нации и народности, население поселков и т.п.); общественные, политические и иные движения (правозащитные, экологические, экстремистские и т.п.); государственные и негосударственные образования (к первым относятся государство в целом, субъекты федерации, региональные государственные союзы, органы и учреждения, осуществляющие представительную, исполнительную и судебную власть, государственные организации и предприятия, выступающие в качестве хозяйствующих субъектов; негосударственные образования – это органы местного самоуправления, акционерные общества, коммерческие организации, производственные кооперативы, религиозные организации, общественные организации, учреждения, фонды, союзы и иные объединения). В качестве относительно самостоятельных субъектов КЮД мы выделяем иностранные организации (государственные и негосударственные, коммерческие и т.п.), а также международные организации (ООН, Европейский Союз, Европейский Суд по правам человека и т.п.). Все указанные и иные субъекты в различном своем сочетании могут конфликтовать и конфликтуют между собой, а также путем саморазрешения прекращать КЮД. Несмотря на ранг контрсубъектов (коллектив, организация, союз и т.п.), в конкретной конфликтной ситуации выступают конкретные люди, наделенные определенным сознанием, нацеленные на удовлетворение соответствующих потребностей и интересов. Поэтому в процессе аналитической деятельности по саморазрешению ЮК оппонентам очень важно иметь в виду как субъективные (социально-психологическкие и т.п.), так и объективные (материальные и т.п.) его элементы. Диагностика в данном случае предполагает каждой стороне КЮД определить: – объекты (материальные, социальные или идеальные; делимые или неделимые; подлежащие изъятию или замене; меру их доступности для каждой из сторон); – природные (климатические, географические и т.п.) и социальные (экономические, политические, эмоциональные, духовные, юридические т.п.) факторы, влияющие на КЮД; – причины, условия, поводы и другие формы детерминирующего воздействия на КЮД; – характер конкретных действий и операций (конструктивных или деструктивных, умышленных или неумышленных, законопослушных или противоправных, наступательных или оборонительных, основных и т.п.) сторон; – технику ведения противоборства (особенности использования общесоциальных, специально-юридических и технических средств); – тактику поведения каждого контрсубъекта (применение приемов дружелюбия и давления, психического или физического насилия, критического метода и т.п.); – время, место, конкретную обстановку, в которой находятся оппоненты; – стадии и уровень развития КЮД; – результаты и последствия (позитивные или негативные, юридические или социальные, промежуточные и т.п.); – социальные и психологические особенности каждого из оппонентов (возраст, национальность, занимаемую должность, допущенные ошибки и иные погрешности, представления друг о друге, их цели и задачи, планы и направленность воли, способности и знания, уровни рационального мышления и интересы, мотивы и эмоции, установки и т.п.). В процессе развития КЮД и ее саморазрешении принципиально важным является исследование стратегий поведения контрсубъектов и характер их взаимоотношений. Используя методику К. Томаса, в отечественной литературе выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (см., например, [6. С. 476 и след.]). Выбор стратегии саморазрешения КЮД зависит от ее типа, личностных особенностей сторон, их планов и прогнозов, материальных и иных ресурсов, уровня нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, техники и тактики поведения участников ЮК, значимости решаемой проблемы, остроты и длительности конфликта, возможных последствий для каждой из сторон для его разрешения и др. Соперничество выражается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя разрешения ЮК. Оно оправдано в ситуациях явной конструктивности предлагаемого решения, выгодности результата для той или иной стороны, важности исхода противоборства для проводящих данную стратегию, отсутствия времени на уговоры оппонента и т.д. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт определенными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать позицию другой стороны частично обоснованной и т.д. Данная стратегия эффективна в случаях понимания сторонами их равных возможностей в КЮД, наличия взаимоисключающих противоречий и интересов, угрозы потерь всего, удовлетворения временным решением и т.д. Приспособление рассматривается как вынужденная уступка или добровольный отказ от противоборства и сдачи своих позиций. Такая стратегия используется в случаях осознания оппонентом своей неправоты, незначительности объекта КЮД, отсутствия шансов на положительный исход, угрозы серьезных негативных последствий, сильной зависимости от другого контрсубъекта и т.д. Избегание представляет собой уход от решения, когда у контрсубъекта отсутствуют ресурсы и время для разрешения противоречия и удовлетворения своих интересов. Эта стратегия используется и для того, чтобы выиграть время для пополнения ресурсов с целью продолжения развития КЮД. Стратегия сотрудничества заключается в направленности сторон на конструктивное обсуждение конфликтной ситуации, их непредубежденности, понимании важности согласованного решения для обеих сторон и т.д. В основе каждой стратегии должны лежать, на наш взгляд, определенные принципы взаимодействия сторон. Так, к фундаментальным началам стратегии сотрудничества необходимо отнести требования справедливости, равноправия, честности, добросовестности, целесообразности, законности, терпимости и др. Реализация соответствующих стратегий предполагает использование применительно к каждой КЮД объективно-необходимых средств: этических и иных социальных норм, прецедентов разрешения аналогичных конфликтов и коммуникативных средств, официальных и неофициальных документов, норм и принципов права, праворазъяснительных и правоприменительных, иных индивидуально-конкретных юридических предписаний и т.д. В своей совокупности они составляют технику разрешения КЮД. Система конкретных приемов, способов и методов представляет тактику разрешения КЮД. К ним относятся: методы убеждения, поощрения, оказания услуг, выдвижения версий, обмена информацией, принуждения и др. Сердцевину саморазрешения (как и других форм разрешения КЮД) составляет переговорный процесс. Процессуальная форма переговоров включает три основные стадии. Суть первой заключается в изложении позиций сторон, внесения ими конкретных предложений для обсуждения. На второй стадии стороны доказывают и аргументируют свои позиции, вносят определенную ясность в спорные вопросы, разрабатывают варианты решений (проектов), которые принимаются за основу дальнейшего обсуждения. На третьей стадии согласовываются конкретные предложения, уточняются детали договоренностей, готовится окончательный вариант соглашения (подробнее о переговорах при разрешении ЮК см. [6. С. 499 – 524; 31. С. 200 – 212; 102; 103 и др]). В ходе диагностики и оценки КЮД, ведения переговоров, использования соответствующих стратегий, техник и тактик происходит коррекция намеченных целей и планов разрешения конфликта, определяется эффективность действий сторон и принятых ими решений, устанавливаются формы и средства контроля за достигнутыми соглашениями. Однако окончание переговоров не всегда связано с завершением КЮД. Контрсубъекты могут возвращаться на исходные позиции, возможно обострение противоборства, обращение к посредникам и другим формам разрешения КЮД. 2. Многие КЮД разрешаются путем посредничества. Посредник – это отдельный гражданин (коллектив или организация), который выступает в качестве нейтральной стороны КЮД, содействует в переговорах противоборствующим субъектам, организует их контакт и совместную деятельность, дает консультации, оказывет помощь в обмене информацией и т.д. В ходе переговоров и разрешения КЮД советы, предложения, рекомендации, выводы и пр. посредников не носят, как правило, обязательного характера и не обеспечиваются мерами государственного или иного воздействия. Посредник привлекается на любой стадии разрешения КЮД по обоюдному соглашению противоборствующих сторон. Для того, чтобы его деятельность была успешной и эффективной, он должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, желательно, чтобы посредником было авторитетное лицо, орган или организация. Во-вторых, он должен обладать определенными знаниями проблемы, навыками и умениями в разрешении КЮД. В-третьих, посредник обязан действовать объективно, избегать субъективизма в разрешении КЮД. В-четвертых, посредник занимает нейтральную позицию при разрешении КЮД, не поддерживает ни одну из противоборствующих сторон, а лишь побуждает их к анализу своих действий и помогает оппонентам принять оптимальные и согласованные решения. Деятельность посредников регулируется как юридическими предписаниями (нормативными, индивидуальными и т.п.), так и корпоративными, этическими, иными нормами и принципами, позволяющими в определенной степени формализовать применение посредничества при разрешении юридических и иных социальных конфликтов. Например, Американская Арбитражная Ассоциация (ААА) в 1986 году разработала типовые «Правила урегулирования коммерческих споров с помощью посредничества» (см. содержание указанных Правил с изменениями и дополнениями на 1.01. 1992 г. в [101. С. 113 – 114]). Данные Правила включают следующие разделы: 1. Соглашение сторон. В случаях, когда стороны в соглашении и договоре обязуются передать возникший или могущий возникнуть спор на рассмотрение посредником при содействии ААА или руководствуясь данными Правилами, они должны считать эти Правила с изменениями и дополнениями на момент передачи спора частью своего соглашения. 2. Возбуждение посредничества. Стороны могут возбудить посредничество, обратившись непосредственно в ААА или направив письменное заявление с соответствующей платой. В случае отсутствия совместного заявления или соглашения о посредничестве любая из сторон может обратиться в ААА с просьбой о привлечении другой стороны к посредничеству. На основании такой просьбы ААА связывается с другой стороной с целью получения согласия на вступление в посредничество. 3. Заявление о посредничестве. Заявление о посредничестве должно содержать краткое изложение сути спора, наименование, адреса и телефоны сторон, а также представителей, если они будут участвовать в урегулировании спора. Инициативная сторона представляет заявление в двух экземплярах для ААА и одну копию для другой стороны. 4. Назначение посредника. На основании заявления о посредничестве ААА назначает посредника для урегулирования спора. Обычно назначается единоличный посредник, если стороны не договорились или ААА не определила иначе. Если в соглашении сторон указано конкретное лицо для выполнения функций посредника или способ его назначения, применяются условия соглашения. 5. Требования, предъявляемые к посреднику. В качестве посредника не может выступать лицо, имеющее материальную или личную заинтересованность в исходе дела. Исключение составляют соглашения сторон. Посредник должен раскрыть обстоятельства, дающие основание полагать о наличии такой заинтересованности. На этом основании ААА заменяет посредника или немедленно сообщает сторонам о полученной информации. В случае их отказа от этого посредника ААА назначает другого. ААА также уполномочена заменить посредника, если назначенный не в состоянии приступить к выполнению своих обязанностей немедленно. 6. Бездеятельность посредника. В случаях, когда посредник не желает или не может выполнять свои функции, ААА назначает другого посредника, если стороны не договорились иначе. 7. Представительство. Стороны могут иметь в качестве представителей любое лицо по своему выбору. Имена и адреса представителей должны быть сообщены письменно каждой стороне и ААА. 8. Время и место посредничества. Посредник назначает время для каждого заседания. Урегулирование спора должно проходить в соответствующем региональном офисе ААА или другом подходящем месте по договоренности между сторонами и посредником. 9. Определение предмета спора. По крайней мере, за десять дней до начала первого заседания каждая сторона должна представить посреднику краткий меморандум с изложением своей позиции по всем разногласиям, которые должны быть урегулированы. По усмотрению посредника стороны могут обменяться данной информацией. К началу первого заседания посредник должен получить всю информацию, необходимую для выяснения разногласий сторон. Посредник может потребовать от сторон предоставления дополнительных материалов. 10. Полномочия посредника. Посредник не принуждает стороны к какому-либо решению, но оказывает им содействие в достижении взаимовыгодного соглашения. Посредник вправе вести переговоры с обеими сторонами или с каждой из них в отдельности, давать письменные или устные рекомендации по урегулированию разногласий. В необходимых случаях с согласия сторон посредник может запросить заключение эксперта по вопросам, касающимся специальных познаний. Предложение о назначении экспертизы может исходить как от посредника, так и от сторон. Посредник вправе окончить процедуру посредничества в любое время, если, по его мнению, дальнейшие усилия по урегулированию спора не приведут к достижению соглашения между сторонами. 11. Негласность процедуры. Урегулирование спора происходит в закрытых заседаниях, где присутствуют стороны и их представители. Другие лица могут присутствовать только с общего разрешения сторон и согласия посредника. 12. Конфиденциальность. Конфиденциальная информация, ставшая известной посреднику от сторон или свидетелей в ходе урегулирования разногласий, не может быть им разглашена. Все записи, отчеты, другие документы, полученные посредником, должны быть сохранены в тайне. Посредник не может быть принужден к их раскрытию или даче свидетельских показаний в каком-либо обязательном процессе или судебном заседании по делу, которое он рассматривал. Стороны должны сохранять конфиденциальность посредничества и не использовать в арбитражном, судебном или ином процессе в качестве доказательства: а) выраженные мнения или предложения, сделанные другой стороной относительно возможного способа урегулирования конфликта; б) уступки, сделанные другой стороной в ходе посредничества; в) выраженные мнения и предложения, сделанные посредником, или г) тот факт, что другая сторона выражала желание принять или не принять предложение посредника по урегулированию спора. 13. Недопустимость стенографических записей. Не допускается ведение стенографических записей в ходе посредничества. 14. Окончание посредничества. Посредничество должно быть оконченным: а) оформлением достигнутого соглашения сторон; б) письменным заявлением посредника о том, что дальнейшие усилия по урегулированию спора не имеют смысла; в) письменным заявлением сторон или одной из них о прекращении процедуры посредничества. 15. Освобождение от ответственности. Ни ААА, ни посредник не являются обязательными участниками в судебном разбирательстве дела, по которому велось посредничество. Ни ААА, ни посредник не несут ответственности перед сторонами за какое-либо действие или бездействие в связи осуществлением посредничества по данным Правилам. 16. Толкование и применение Правил. Посредник должен толковать и применять данные Правила в пределах, устанавливающих его полномочия и ответственность. Все другие положения интерпретируются и применяются ААА. 17. Расходы. Расходы, понесенные свидетелем, оплачиваются стороной, его вызвавшей. Все другие расходы по ведению посредничества, включая проведение экспертиз, возлагаются на стороны в равных долях, если они не договорились иначе (цит. по кн. [101. С. 113 – 114]). Посредничество может быть урегулировано с помощью этических норм и принципов. Так, в октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял «Хартию деловой и корпоративной этики» и образовал комиссию по корпоративной этике. Данная комиссия предлагает конфликтующим сторонам (предпринимателям) выбрать из ее состава посредника, который помог бы найти некое компромиссное решение. Это решение выносится с учетом соблюдения соответствующих этических правил и договоренностей самих сторон. Если соглашение через посредника не будет достигнуто, то возможно разрешение конфликта тремя арбитрами – членами данной комиссии (см., например, [52. 2002. 25 окт.]). В случае закрепления правил поведения посредника в нормативных правовых актах или договорах, его права и обязанности, а также временные и пространственные границы деятельности, соответствующие процедуры являются для сторон обязательными. Так, в соответствии со статьей 403 ТК РФ, если коллективный трудовой спор не разрешен примирительной комиссией, то, после составления примирительной комиссией протокола разногласий, стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового договора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. В юридической литературе в процессуальной форме посредничества при разрешении юридических конфликтов выделяется пять стадий: «1) соглашение сторон на возбуждение посредничества; 2) назначение посредника; 3) анализ и диагностика конфликта посредником; 4) разбирательство дела (выяснение позиций одной и другой стороны, слушание дела); 5) оформление соглашения» [31. С. 225]. На наш взгляд, к указанным следует добавить еще две относительно самостоятельные стадии: а) стадию определения качества и эффективности принятого решения и б) стадию контроля за соблюдением достигнутого соглашения. 3. Следующей формой разрешения КЮД является негосударственный арбитраж. В переводе с французского термин «arbitrage» означает третейский суд (см. [74. С. 69]). Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории России, в настоящее время регулируется федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019). В соответствии с указанным законом могут быть образованы постоянно действующий третейский суд или третейский суд для решения конкретного спора. По соглашению сторон, заключенному в письменной форме, в третейский суд передается любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между оппонентами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с российским законодательством, их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах. Следует особо отметить, что постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации и органах местного самоуправления. Организация – юридическое лицо, образовавшее постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |