Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4. Математическое описание процессов преобразования энергии




Цель лекции:

- ознакомить студентов ссистемой уравнений, описывающих процессы электромеханического преоб­разования энергии, дифференциальными уравнениями, описы­вающих переходные и установившиеся про­цессы в обобщенной машине, моделью обобщенного электромеханиче­ского преобразователя.

Содержание лекции:

- система уравнений, описываю­щих процессы электромеханического преоб­разования энергии;

- дифференциальные уравнения, описы­вающие переходные и установившиеся про­цессы в обобщенной машине;

- модель обобщенного электромеханиче­ского преобразователя.

Математическая модель электрической машины — это система уравнений, описываю­щих процессы электромеханического преоб­разования энергии с допущениями, обеспечи­вающими необходимую точность решения для рассматриваемой задачи. Математиче­ские модели электрических машин широко используются для исследования электроме­ханических систем благодаря применению аналоговых и цифровых вычислительных ма­шин. В настоящее время созданы модели, позволяющие исследовать практически лю­бые задачи, встречающиеся в электромаши­ностроении.

Несмотря на бесконечное конструктив­ное разнообразие индуктивных электрических машин все электрические машины с круговым полем в воздушном зазоре можно свести к обобщенной электрической машине. Обобщенная элек­трическая машина — это идеализированная двухполюсная машина с двумя парами об­моток на статоре и роторе. В ней энергия магнитного поля сосредоточена в воздуш­ном зазоре и поле синусоидальное. В воз­душном зазоре обобщенной машины вра­щающееся магнитное поле может создавать­ся обмотками статора и ротора. Напряжения статора или ротора создают сдвинутые во времени токи, а за счет пространственного сдвига обмоток в зазоре создается вращаю­щееся поле.

Машины постоянного тока получаются из модели обобщенной электрической ма­шины, если обмотки ротора или статора питать через преобразователь частоты.

В машинах постоянного тока преобра­зователем частоты является механический преобразователь частоты — коллектор. По­стоянный ток преобразуется в многофазный переменный ток, который создает вра­щающееся поле, неподвижное относительно обмотки возбуждения, расположенной на статоре.

Как в машинах переменного, так и в машинах постоянного тока много фазная симметричная обмотка приводится к двух­фазной, которая и рассматривается в обоб­щенной электрической машине. Процессы преобразования энергии в много­полюсных машинах приводятся к процессам в двухполюсной машине.

Уравнения обобщенной электрической машины были предложены Г. Кроном в 30-х годах, и в последние десятилетия теория обобщенной машины получила дальнейшее развитие в работах советских и зарубежных ученых.

 

 

 

Рисунок 4.1 - Модель двухфазной машины в не­преобразованной системе координат

 

Дифференциальные уравнения, описы­вающие переходные и установившиеся про­цессы в обобщенной машине в естественных или фазовых непреобразованных координа­тах (см. рисунок 4.1), имеют вид

 

uas=iasras+dψas /dt;

ubs=iasras+dψas /dt; (4.1)

- uas=iasras+dψas /dt;

- ubs=iasras+dψas /dt.

 

В (4.1) потокосцепления обмоток

 

Ψas= Lasia s+ M(cos Ө)iar + M (sinӨ) ibr;

Ψas= Lbsibs + M(cos Ө)ibr – M (sinӨ)iar; (4.2)

Ψar= Laria r+ M(cos Ө)ias - M (sinӨ) ibs;

Ψar= Lbribsr+ M(cos Ө)ibs + M (sinӨ)ias.

 

 

В (4.1) и (4.2) uas, ubs, uar, ubr - напряжения на обмотках статора и ротора; ias, ibs, ir, ibr токи в обмотках статора и ротора; ras, rbs, rr, rbr — активные сопротивления обмоток статора и ротора; Las, Lbs, Lr, Lbr — индуктивности обмоток статора и ротора; М — взаимная индуктивность между обмот­ками статора и ротора; Ө — угол между осями обмоток статора и ротора.

Если подставить (4.2) в (4.1), получатся громоздкие уравнения с периодическими коэффициентами. Для упрощения уравнений электромеханического преобразования энер­гии рассматривается псевдонеподвижная ма­шина, в которой в обмотки ротора вводится ЭДС вращения. При этом в неподвижной и вращающейся машинах токи, активная и реактивные мощности остаются неизмен­ными.

В неподвижной системе координат α, δ уравнения обобщенной машины, выражен­ные через потокосцепления, выглядят следующим образом:

 

 

uαs = iαs rαs + ;

uβs = iβs rβs + ; (4.3)

 

uαs = iαs rαs + + ωrψβr;

uβs = iβs rβs + - ωrψαr. (4.4)

 

 

Подставляя в (4.4) значения потокосцеплений

(4.3)

 

ψαs = Lαsiαs + Miαr;

ψβs = Lβsi βs + Miβr; (4.5)

ψαr = Lαriαr + Miαs;

ψβr = Lβri βr + Miβs;

 

получаем выраженные через токи уравнения напряжений для машины, которые удобно записывать в матричной форме:

 

  uαs   0 0     iαs
  uαr   uβr   = Lβrωr r - r -Lαrωr X iαr     iβr
  uβs     0 0   iβs

 

В (4.1)-(4.5) uαs, uβs, uαr, uβr, iαs, iβs, iαr, iβr, - соответственно напряжения и токи в об­мотках статора и ротора по осям α и β; rαs, rβs, rαr, rβr, — активные сопротивления обмоток статора и ротора; М — взаимная индуктив­ность; Lαs, Lβs, Lαr, Lβr, — полные индуктивности обмоток статора и ротора по осям α и β; ωr — угловая скорость ротора.

Индуктивности обмоток определяются по известным соотношениям

 

Lαs =M +lαs; Lβs =M +lβs

 

где lαs, lβs, lαr, lβr — индуктивности рассеяния об­моток статора и ротора по осям α и β.

Активные сопротивления и индуктивно­сти в (4.4) относятся к фазе машины и опре­деляются расчетным и опытным путем.

Применяя преобразования координат при инвариантной мощности, получают уравнения в других координатах.

Процессы преобразования энергии в пе­реходных процессах описываются уравне­ниями напряжений (4.1) или (4.2) и уравне­нием движения

 

Mэ = (4.6)

 

где Мэ — электромагнитный вращающий мо­мент — момент, создаваемый машиной; Мс — момент сопротивления с учетом момента тре­ния; р — число пар полюсов; J — момент инерции.

 

Вращающий момент

Мэ , (4.7)

 

где m — число фаз.

Вращающий момент может быть выра­жен:

через потокосцепления (4.5)

 

Мэ = , (4.8)

 

через потокосцепления и токи статора:

 

Мэ = , (4.9)

 

через потокосцепления и токи ротора:

 

Мэ = . (4.10)

 

Справедливость (4.8) - (4.10) подтверж­дается, если в (4.9) подставить значения потокосцеплений и токов из (4.2). Вращающий момент после преобразований (4.9) - (4.10) может иметь и другой вид. Вращающий мо­мент можно определить также через намаг­ничивающие токи и через изменение энергии магнитного поля или из выражения вектора Пойнтинга.

При круговом поле в воздушном зазоре наращивание сложности уравнений происхо­дит при учете нелинейностей параметров и учете нескольких контуров на статоре и роторе.

Уравнения электромеханического преоб­разования энергии усложняются при наличии двух полей в воздушном зазоре машины. При эллиптическом поле система уравнений электромеханического преобразования энер­гии состоит из восьми уравнений напряже­ния и уравнения электромагнитного момента с четырьмя парами произведений токов в об­мотках статора и ротора. Число уравнений увеличивается при учете контуров с токами на статоре и роторе. Учет нескольких полей и контуров на статоре и роторе приводит к системе с несколькими десятками уравне­ний. Наиболее простая система уравнений — система уравнений третьего порядка — полу­чается, если использовать описание процес­сов преобразования энергии через обобщен­ные векторы

U= ; (4.11)

 

U= - jωrψr.

 

Система уравнений (4.11) и уравнение движения (4.6) описывают динамические и статические характеристики электрической машины.

Уравнения установившегося режима по­лучаются из дифференциальных уравнений путем замены в уравнениях электромехани­ческого преобразования энергии оператора дифференцирования

d/dt ↔jω

В установившемся режиме уравнения на­пряжений и уравнение движения могут рас­сматриваться независимо друг от друга. Простейшие уравнения в установившемся ре­жиме получаются из схем замещения элек­трических машин и упрощенных уравнений, на базе которых строятся векторные диа­граммы. Круговое поле в воздушном зазоре может быть только в идеализированной маши­не. В воздушном зазоре реальной электриче­ской машины имеется бесконечный произ­вольный спектр гармоник поля, состоящий из временных и пространственных гармоник. Высшие гармоники в воздушном зазоре ма­шины появляются за счет несинусоидаль­ности напряжений, несинусоидального рас­пределения МДС, неравномерности зазора, насыщения и других причин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.