Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производительность труда. Показатели измерения, факторы и резервы роста




Кадровый потенциал предприятия. Классификация персонала на предприятии. Качественные и количественные характеристики

Организация сбыта произведенной продукции, выбор каналов распределения. Заключение договоров на поставку

Материально-техническое обеспечение на предприятии. Выбор поставщика

Пути ускорения оборачиваемости

1. Приближение поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов к потребителям

2. Сокращение норм запасов материальных ресурсов

3. Автоматизация погрузочно-разгрузочных работ

4. Применение прогрессивных технологий

5. Применение более дешевых конструкционных материалов

6. Повышение конкурентоспособности продукции

7. Замена естественных процессов искусственными

8. Выбор эффективных каналов распределения продукции

Факторинг - взимание платежей и ведение бух.учета по поручению клиента. Это финансовая услуга, при которой банк или специализированная факторинговая фирма покупает у своего клиента права на получение денег от его должника. В результате такой операции предприятие получает в течение 2-3 дней от 70 до 90% суммы требования в виде аванса. Остальные 30-10% явл. для факторинговой фирмы гарантийной суммой, которая назначается к выплате предприятию при получении факторинговой фирмой счета на оплату требования должником. Факторинговая фирма получает от предприятия процент за немедленное предоставление денежных средств, премию за риск, сумму возмещения административно-управленческих расходов и сумму вознаграждения.

В случае задержки платежа пени от покупателя также получает факторинговая фирма.

Главное достоинство этой операции – ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Управление оборотными средствами включает решение следующих главных задач:

1. Расчет минимально достаточных средств для авансирова­ния оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия. Эта задача решается нормированием обо­ротных средств.

2. Выработка учетной политики предприятия для оптимизации налогообложения путем выбора методов списания товарно-материальных ценностей, определения выручки от реализации и т. д.;

3. Ускорение оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала.

Для решения данных задач на предприятии должны разрабаты­ваться организационные и технико-экономические мероприятия по ускорению прохождения каждого этапа движения оборотных производственных фондов и фондов обращения от оплаты поставщикам до получения денежных средств от потребителей. Эффект ускорения выражается в уменьшении потребности в оборотных средствах.

 

В условиях рынка планирование МТО включает исследование рынка сырья и материалов, определение потребности в материальных ресурсах, составление плана закупок материальных ресурсов с использованием стоимостного анализа заготовительной сферы.

Исследование рынка сырья и материалов предполагает:

- выработку четкой стратегии снабжения,

- систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материальных ресурсов; о новых технологиях изготовления важнейших для предприятия-потребителя материалов; ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

При выработке стратегии снабжения решается вопрос о том, будет ли предприятие само производить те или иные комплектующие, материалы или закупать их на стороне.

После исследования сырьевого рынка рассчитывается потребность в необходимых видах сырья и материалов. Часто используют 2 метода:

1. Расчет на плановой основе. В данном случае речь идет о зависимом спросе. Если использование предмета прямо связано с планами производства других изделий, то предмет имеет зависимый спрос. Т.к. планы производства разрабатываются заранее, зависимый спрос можно прогнозировать с достаточно высокой степенью точности. Исходными данными для расчета являются: план производства, конструкторские спецификации, нормы расхода материальных ресурсов, инвентаризационные данные по каждой позиции.

Система управления запасами, характеризующимися зависимым спросом, называется планированием материальных потребностей. И ее цель иметь в запасах только то, что непосредственно требуется для выполнения плана текущего производства.

2. Расчет на расходной основе (планирование). Базируется на четком учете складских остатков материала и постоянном пополнении запасов путем регулирования сроков поставок или размеров партии. В этом случае спрос на предметы снабжения не зависит от планов производства других изделий, т.е. является независимым спросом.

После определения потребности разрабатывается план закупок материальных ресурсов.

Выбор поставщика осуществляется в случае, если среди поставщиков нет монополизма. При прочих равных условиях предпочтительнее пользоваться услугами местных поставщиков. Когда поставщиков немного (2-3), то критериями выбора наиболее выгодного могут быть: производственные мощности; цены; надежность.

Когда поставщиков много, выбор проводят в 2 этапа:

1. На первом этапе производится предварительный отбор, когда из первоначального списка исключаются те, которые не удовлетворяют предприятие-покупателя.

Критерии исключения:

· Удаленность поставщика

· Качество и цена, не соответствующие требованиям

· Неподходящая партия поставки

· Несоответствующая требованиям упаковка

· Не удовлетворяющая форма оплаты и др.

2. 2ой этап – оставляют 2-3 поставщиков и окончательный выбор проводят с помощью системы балльной оценки (матрица принятия решений).

Хороший поставщик поставляет материалы в срок, обеспечивает стабильно высокое качество ресурсов, назначает приемлемую цену, обеспечивает хорошее сопутствующее обслуживание и техническое содействие, выполняет данные обещания.

 

С закупкой материальных ресурсов непосредственно связано определение экономичной партии заказа – количество, которое обеспечивает минимальные суммарные годовые затраты на размещение, выполнение и хранение запаса.

Экономичная партия может быть определена:

q эк. = КОРЕНЬ\ под корнем 2*S*Q

i

q эк. – экономичный размер заказа;

Q – годовая потребность в материале;

S – затраты, связанные с размещением и выполнением 1 заказа. Они включают затраты на поиск поставщика, заключение контракта с ним, на контроль выполнения заказа, стоимость доставки материалов покупателю;

i - затраты, связанные с хранением единицы материалов на складе. Они включают плату за аренду склада, все затраты на складские операции, на оплату труда, содержание складского оборудования, электроэнергию, материалы для текущего ремонта склада.

При принятии решения о величине закупаемой партии следует учитывать скидки, которые предоставляет поставщик за объем закупаемого количества.

Сбыт – это деятельность по организации системы продвижения продукции от производителя к потребителю.

Каналы распределения (сбыта) - совокупность предприятий и организаций, и отдельных лиц, которые доставляют товары или услуги от производителя к потребителю.

Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Посредники – юр.л и физ.л, которые помогают в продвижении товара и услуг по каналу сбыта от производителя к потребителю (оптово-розничные фирмы)

· Изготовитель

· Оптовая торговля

· Мелкооптовая торговля

· Розничная торговля

· Потребители

Каналы распределения могут характеризоваться по числу составляющих их уровней. В зависимости от количества участников различают каналы сбыта: прямой и косвенный. Прямой - канал сбыта товара от производителя к потребителю без участия посредников.

Прямой сбыт позволяет производителю кратчайшим путем вы­ходить на потребителя с целью установления контактов, получения заказов и реализации товаров, он позволяет производи­телю полностью контролировать продвижение его товаров на рын­ке. Для осуществления прямого сбыта производитель создает опре­деленные структуры: отдел сбыта, сбытовые филиалы и представительства, оптово-сбытовые базы, фирменные магазины.

Косвенный - канал сбыта товара от производителя к потребителю с участием 1 или нескольких посредников. Он пред­полагает наличие в канале сбыта различного рода независимых тор­говых посредников, которым производитель передает часть своих сбытовых функций, т.к. посред­ники способны выполнять их более эффективно и с меньшими за­тратами, чем сам производитель.

Договор поставки определяет приобретение или отчуждение товара в процессе предпринимательской деятельности. В силу этого договора предприниматель (поставщик-продавец) обязуется передать в собственность другого предпринимателя (покупателя) в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности.

Договор поставки используется как на стадии производства товара (для закупки необходимого оборудования, инструмента, сырья, материалов и т.п.), так и на стадии его реализации (для возмездного отчуждения товара другим лицам и получения прибыли).

 

Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции, т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют собой промышленно-производственный персонал (ППП). К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия, управления предприятием со всеми отделами и службами.

Работники промышленно-производственного персонала подразделяются на 2 основные группы: рабочие и служащие. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом ОС, перемещением грузов и др. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

В группе служащих выделяются: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, бухгалтера, юристы) и служащие- технические исполнители (кассиры, агенты, делопроизводители, чертежники).

Кадровый состав предприятия и его изменениеможно оценить при помощи определенных количественных, качественных характеристик и показателей эффективности.

1. Количественная хар-ка трудовых ресурсов предприятия определяется показателями:

- списочная численность – численность работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников;

- явочная численность – количество работников списочного состава явившихся на работу

- среднесписочная численность работников – определяет численность работников за определенный период. Она применяется для расчета производительности труда, средней з/пл, коэффициента текучести кадров и др. показателей. Определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на кол-во календарных дней месяца.

2. Качественная хар-ка трудовых ресурсов предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для достижения целей предприятия.

Профессия – это особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

Специальность – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

3. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия измеряется такими показателями, как выработка и трудоемкость.

П роизводительность труда (Пт) – это показатель эффективности труда работающих, способности конкретного работника производить продукцию, оказывать услуги, выполнять работу в единицу рабочего времени.

Уровень Пт определяется двумя основными показателями: количеством продукции, выработанной в единицу времени (выработка В), и затратами времени, необходимыми на изготовление единицы продукции (трудоемкость t).

В= N/T или В= N/Чппп - прямой показатель

t= T/N – обратный показатель

N - кол-во продукции в натуральном или денежном выражении

Т - затраты времени(труда) на производство продукции (человеко-часы или человеко-дни)

Чппп - численность промышленно- производственного персонала

Для измерения производительности труда используют методы:

-натуральный

-стоимостный

-трудовой

Натуральный – объем выработанной продукции исчисляется в натуральном выражении (тоннах, метрах, штуках и др.). Достоинств а: простота организации учета, реальное отражение сложившегося уровня производительности труда. Но использование метода невозможно на большинстве предприятий, выпускающих несопоставимую и разнородную продукцию.

Стоимостный – показатель производительности труда определяется как соотношение произведенной продукции, выраженной в денежных единицах, к затратам рабочего времени. Метод универсальный.

Трудовой – точно характеризует динамику производительности труда. На рабочих местах, в бригадах, на участках и в цехах при выпуске разнородной, незавершенной продукции производительность труда определяется в нормо-часах. Используется метод редко, т.к. его применение требует хорошо организованного процесса нормирования труда.

Факторы роста производительности труда – это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень и динамика.

На уровне предприятия выделяют 5 групп факторов роста производит. труда:

1. Регионально-экономические: природно-климатические условия, их изменения, сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов.

2. Факторы структурных сдвигов – сдвиги в изменении доли покупных изделий и полуфабрикатов.

3. Факторы ускорения НТП: внедрение новой высокоэффективной техники, применение прогрессивных технологий.

4. Организационные факторы – совершенствование управления и организации пр-ва.

5. Социальные факторы – улучшение условий труда, сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда.

Под резервами роста производ. труда на предприятии подразумеваются имеющиеся, но еще не использованные реальные возможности ее повышения за счет экономии труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.