Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления в губерниях и уездах




По аналогии с российскими губерниями на присоединенных землях вводилась и система местного управления. Главным лицом в губерниях был генерал-губернатор, который считался наместником императора на этой территории. Ему были подчинены все учреждения и должностные лица во вверенных ему территориях. Он руководствовался указами императора, законом «Учреждения для управления губернии Всероссийской империи», а так же предписаниями сената, которые предоставляли ему широкие полномочия. В каждой губернии действовало губернское правление, казенная палата, рекрутская управа, межевая контора и др. На белорусско-литовские губернии также была распространена российская (введенная еще Петром І) 14-классная система чинов и рангов. Не только высшие чиновники назначались в эти губернии из центральных регионов империи, но, не доверяя местным уроженцам, царские власти нередко приглашали и более мелких чиновников из других губерний. Так, в 1795 г. в минских губернских учреждениях работало чиновников: по 8 чел. из Архангельского и Олонецкого наместничеств, 1 – из Тверского и 2 – из Могилевского. Однако чиновники из других мест не оставались надолго в крае, где все им было чуждым: язык, обычаи, вера. И в связи с их нехваткой Екатерина II разрешила назначать на административные должности в новые губернии и местных жителей, но при условии избирать их «из тех, кои непоколебимой верности, при владении собственностью и при других достоинствах имели чины польские».

Главным органом уездной власти считался нижний земский суд, который следил за поддержанием порядка, обеспечивал своевременную выплату жителями налогов и исполнения ими различных повинностей. Возглавлялся земским исправником и исполнял чисто полицейские функции. Если в России земский исправник избирался из дворян, то в Беларуси царское правительство на это не решалось. Во всех пяти губерниях земские исправники назначались Сенатом по представлению министра внутренних дел, сделанного на основании предложений губернатора. Земский исправник обязан был каждые две недели посылать рапорт губернатору о состоянии дел в уезде и выполнял указания вышестоящих чиновников. Как и в губерниях, в уездах были коллегиальные органы (почтовый дом, уездное казначейство) и должностные лица (уездный землемер, уездный доктор и др.), которые обязаны были посылать соответствующие сведения в губернское правление, которое, обобщая поступающие сведения по самым разным вопросам, готовило общую справку о состоянии дел в губернии за меся и посылало генерал-губернатору. Губернское правление – это чисто бюрократический орган при губернаторе, насчитывавший более 2 тыс. чиновников, которые вели все делопроизводство в губернии.

 

3. Органы управления городами. Городские реформы

В городах главными органами были городское правления во главе с городничим и городовой магистрат. Последний был выборным органом, состоящим из двух бургомистров и четырех ратманов, избираемых на три года из наиболее зажиточных купцов и мещан. Но состав магистрата часто менялся. Так, в 1798 г. По указу Сената в городах Минской губернии, имевших ранее магдебургское право, восстанавливалось прежнее число членов городского магистрата. Например в Минске городской магистрат состоял из 9 человек: 2 бургомистра, 4 ратмана и 3 лавника.

С 1801 г. На территорию Беларуси было распространено Городовое положение и Грамота, данная городам (1785 г.) С этого момента фактически отменяются все привилегии, данные городам Беларуси в правление Павла 1. Однако и в 1805 г. в составе городского магистрата г. Минска, Речицы и других городов Беларуси находились лавники, так как и в правление Александра 1 для пяти губерний Беларуси были сделаны некоторые отступления от общего штата управления губерниями. Окончательно устраняются особенности в составе городских магистратов Беларуси только после 1830 г., когда по указу императора на территорию Беларуси было полностью распространено законодательство России и прекращено действие статута 1588 года.

Городское правление, возглавляемое городничим, осуществляло полицейские функции. Но по мере введения закона «Устав благочиния или полицейский» 1782 г. Изменилась и организация охраны общественного порядка в городах Беларуси. На основе примерного штата городской милиции, утвержденного императором в 1799 г., были составлены штаты полиции конкретно для каждого города Беларуси. В городе создавалась управа полиции во главе с городничим. Город (например Минск) делился на 2 части, в каждую из которых определялось по одному частному приставу и одному квартальному надзирателю. Каждая часть города делилась настолько отделений, сколько необходимо было ночных сторожей, которых назначали поочередно от домов каждого отделения. Подобная организация полиции в городах просуществовала до полицейской реформы 1862 г.

 

4. Реформы 60-70-х годов, особенности их проведения на Беларуси.

Реформы Александра II потребовали перестройки старых и создания новых как центральных, так и местных учреждений. В качестве совещательного органа с законодательной инициативой возникает совет министров. Для продвижения крестьянской реформы создаются учреждения по крестьянским делам. Последовавшие за крестьянской: реформа судебная имеет характер правовой реформы, и это отражается на судоустройстве; реформа местная вызывает к жизни земские учреждения; в этих новых учреждениях уже присутствует выборный народный элемент. Реформы Александра II дали толчок экономическому развитию страны и потребовали улучшения и введения новых кредитных учреждений. При Александре III кредитно-финансовые учреждения получают дальнейшее развитие; наоборот, городовое положение 1870 года, положение о земских участковых начальниках, целая серия судебных новелл сужают компетенцию судебных и местных учреждений, из них вытесняется выборный народный элемент, и они превращаются в сословно- административные учреждения.

Совет министров, образованное указом 12-го ноября 1861 года учреждение совещательного характера по вопросам администрации и законодательной инициативы, собиралось по усмотрению Государя Императора и под Его личным председательством. В состав Совета входили министры и лица, назначаемые по усмотрению Государя. До его образования в России не существовало учреждения, которое объединило бы законодательную инициативу отдельных министерств. Как учреждение, объединяющее законодательную инициативу, Совет министров касался вопросов, предшествовавших составлению законопроекта. К числу таких вопросов относились, например, "первоначальные предположения", возникающие в отдельных министерствах об изменении или отмене какого-либо действующего закона. По вопросам администрации Совет министров рассматривал предоставляемые Государю отчеты министров, обсуждал меры, требующие общего содействия разных ведомств, дела, вносимые по особым повелениям Государя Императора. Докладывали дела министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел.

Учреждения по крестьянским делам. Начало этих учреждений положено освободительным актом 19 февраля 1861 года. С освобождением крестьян необходимо было создать учреждение, близко стоящее к народу и помещикам, которое могло бы регулировать вновь возникающие экономические и юридические отношения между тем и другими. Таким учреждением, по мысли редакционных комиссий, должен был стать институт мировых посредников, который предполагался выборным. Предполагалось предоставить крестьянам право выбирать их из числа местных дворян, но эта мысль не получила осуществления, и мировые посредники избирались губернатором из составленных уездным дворянским собранием списков дворян, обладающих цензом в 150 десятин, а утверждались указами сената. В сферу компетенции мировых посредников входили 4 рода дел: 1) судебные - разрешение споров и жалоб, возникающих из земельных отношений между помещиками и крестьянами, 2) распорядительные - по составлению уставных грамот, по понижению повинностей и платежей и о размере надела, 3) нотариальные и 4) судебно-полицейские разбирательства по делам, в которых сумма иска не превышала 30 руб. (споры по найму сельских рабочих и пр.). Мировые посредники наблюдали за крестьянским общественным управлением и могли штрафовать (до 5 руб.) и подвергать аресту (до 7 дней) в том числе и волостных старшин. Мировые посредники "первого призыва" были выбраны из лучших интеллигентных сил. После образования в 1864 году выборных земских и мировых учреждений наиболее энергичные из мировых посредников перешли в земства, предпочитая работать в более свободной сфере. В 1865 году судебно-полицейские разбирательства отошли от них к мировым судьям. В 1868 году в отчетах губернаторов 25 из 28 губернаторов отрицательно оценили деятельность мировых посредников из-за жалоб на их бездеятельность и медлительность, и в 1874 году мировые посредники были упразднены. Обязанности посредников перешли к уездным по крестьянским делам присутствиям и непременным членам. Уездное присутствие под председательством предводителя дворянства состояло из председателя местной земской управы, исправника и непременного члена, являющегося главной силой в составе этих присутствий. Ценз и порядок назначения его был такой же, как у мирового посредника, но утверждался он министром внутренних дел, а избирался на 3 года. Компетенция такая же, как у мирового посредника, за исключением судебно-полицейских и нотариальных дел. Высшей инстанцией стало губернское по крестьянским делам присутствие, в состав которого входил губернский предводитель дворянства, прокурор, управляющий государственными имуществами и 2 члена из местных дворян (оклад - 2000 руб. в год). Председательствовал губернатор. Позже, по закону 12 июля 1889 года, в 37 губерниях Европейской России было введено положение о земских участковых начальниках, которые заменили мировых судей, непременных членов и уездные по крестьянским делам присутствия. Там, где не было земских и мировых учреждений, земские начальники заменили мировых посредников. Мировые посредники удержались в западных губерниях. Непременные члены и уездные по крестьянским делам присутствия оставались в губерниях Белоруссии.

Земские учреждения образованы с 1-го января 1864 года для заведования делами, относящимся к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и уезда. 12 июня 1890 года было утверждено новое положение о губернских и уездных земских учреждениях, по которому предметами ведомства земских учреждений являются: заведование местными губернскими и уездными повинностями, денежными и натуральными капиталами и имуществами земств, делами по обеспечению народного продовольствия и т.д.; Земские учреждения имеют право именем земства приобретать и отчуждать имущества, заключать договоры. Губернатор надзирает за правильностью и законностью действий земских учреждений. Для обсуждения правильности и законности постановлений и распоряжений земских учреждений и для решения других дел образовано в каждой губернии губернское по земским делам присутствие. Губернское по земским делам присутствие, под председательством губернатора, состоит из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего казённой палатой, прокурора окружного суда, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города и одного члена от губернского земского собрания. В губернском по земским делам присутствии дела решаются по большинству голосов, а при равенстве их - председатель даёт перевес тому мнению, к коему он присоединяется. Губернатор, если не соглашается с решением большинства членов присутствия, приостанавливает исполнение решения и представляет дело министру внутренних дел, который, или предлагает губернатору привести решение в исполнение, или входит в сенат с представлением об его отмене. Земские учреждения состоят из уездных и губернских земских собраний и управ. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых уездными избирательными собраниями и волостными сходами, а губернское - из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из числа гласных этих собраний. Гласные избираются на три года. Правом участия в земских избирательных съездах пользуются состоящие в русском подданстве лица мужского пола, достигшие 25 лет, которые не менее 1-го года владеют в уезде на праве собственности или пожизненного владения количеством земли не менее 1/10 части числа десятин, требуемого для участия в избирательных собраниях или другим недвижимым имуществом, оцененным не ниже 1.500 рублей. Губернские и уездные гласные при вступлении в исполнение своих обязанностей приносят присягу. Обязанности гласного исполняются безвозмездно. Никто из гласных без уважительных причин не может уклоняться от присутствия на земских собраниях. К обязанностям земских собраний принадлежит общая распорядительная власть, надзор за исполнительными органами и решение дел, отнесённых к ведению собраний. Губернским земским собраниям в пределах губернии и уезда предоставляется: производство выборов в указанные законом должности и определение размера содержания, присваиваемого сим должностям; определение порядка действий земских исполнительных органов и снабжение их надлежащими инструкциями; рассмотрение смет и раскладок денежных и натуральных повинностей и т.д. К ведомству уездных земских собраний в особенности относятся: раскладка внутри уезда сборов; представление губернским земским собраниям сведений, заключений и предложений по предметам ведомства земских учреждений, представление губернскому земскому собранию предложений о ходатайстве перед правительством по предметам, касающихся местных польз и нужд. Очередные земские собрания созываются один раз в год: губернские не позднее декабря, а уездные не позднее октября. Распоряжения о своевременном созыве и открытии земских собраний делаются земскими управами с разрешения губернатора. Чрезвычайные земские собрания назначаются или разрешаются министерством внутренних дел, а созываемые в особо важных случаях, как то: во время народных бедствий и по военным обстоятельствам - губернатором. Земские собрания открываются и закрываются: губернские - лично губернатором, а уездные - председателем собрания. Для законного состава заседаний земского собрания требуется присутствие не менее половины числа гласных. Дела решаются простым большинством голосов. Некоторые постановления земских собраний (например, о разделении земских путей сообщения на губернские и уездные, об изменении направления земских дорог) подлежат утверждению губернатором, некоторые (например, об обращении земских дорог в просёлочные, о сборах с проезжающих по земским дорожным сооружениям и переправам) подлежат утверждению министром внутренних дел. Губернские и уездные земские управы состоят из председателя и двух членов. Число членов губернской или уездной земской управы может быть увеличено по постановлению земского собрания до 4-х, а в губернской управе, с разрешения министра внутренних дел, до 6-ти. На земские управы возлагается непосредственное заведование делами земского хозяйства и управления. Земские управы могут требовать законного содействия от всех начальств и учреждений. На обязанности губернской земской управы, кроме распоряжения имуществами земства и вообще земским хозяйством губернии, лежит ещё составление губернских смет, раскладок и отчётов, подготовка для земского собрания сведений и заключений, надзор за поступлением земских доходов, расходование губернских земских сумм, ведение (под наблюдением земского собрания) исков по имуществу, делам земства и рассмотрение жалоб на уездные земские управы.

На уездные земские управы возлагаются: 1) местные, по поручениям губернской земской управы, распоряжения по устройству путей сообщения и по исполнению потребностей воинского и гражданского управления; 2) представление отчётов; 3) доставление местных сведений, необходимых для сметы губернских земских повинностей; 4) ведение земских окладных книг по определяемым для того министерством внутренних дел формам. Должности председателей и членов земских управ замещаются на выборах в земских собраниях.

В Беларуси реализация буржуазных реформ имела некоторые особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. За крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и Минской) было признано право сохранения дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели мести «отрезки» и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян. Более того, восстание крестьян под руководством К.Калиновского в 1863 г. Заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное положение крестьян, которое в других губерниях длилось до 1883 г., т.е. на больше части Беларусь крестьянская реформа проводилась на более льготных условиях. Система, структура и компетенция органов крестьянского самоуправления ничем не отличалась от аналогичных органов России.

Все другие буржуазные реформы были проведены на территории Беларуси значительно позднее (на 10-20 лет), чем в центральных губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет выборные начала и другие положения буржуазных реформ. Но даже в таком виде проведенные буржуазные реформы в Беларуси создавали более благоприятные условия для развития буржуазных отношений во всех сферах общественной жизни, чем в России.

 

5. Государственная дума

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав. В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату, и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Порядок выборов в Государственную думу Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов. В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начало. Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании "Положения о выборах в Государственную думу" от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу".Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.

Сфера компетенции Государственной думы По Основным Законам, изданным 23 апреля 1906 года, Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой: никакой новый закон не может последовать и воспринять силу без одобрения Государственной думы и Государственного совета. Государственной думе было предоставлено право законодательной инициативы - она имела право возбуждать предположения об отмене или изменении действовавших и издании новых законов (за исключением Основных законов). К предмету ведения Государственной думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог и т.д. Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если "эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению". Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны в Государственной думе каждый раз, когда ни об этом заявляли. Законопроекты вносились в Государственную думу министрами, комиссиями Государственной думы или поступали из Государственного совета. В перерывах между заседаниями Государственной думы законодательные функции передавались императору.

Структура и регламент работы Государственной думы Для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее 1/3 её членов. Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору "О занятиях Государственной Думы".

Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы. Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 г. — по государственной обороне).

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей. Государственная Дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки.

Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов. Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы. Принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Государственного совета.

Для самостоятельного изучения: Государственная Дума 1-4 созыв, депутаты от Беларуси в Государственной Думе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.