Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территория Природно-ресурсный потенциал Население и трудовые ресурсы Промышленность Сельское хозяйство Инфраструктура




Законы, закономерности и принципы РПС

Теории размещения производительных сил

Тема 1. Теоретико-методологические основы размещения производительных сил

III. Итог урока

- Дайте определение понятию «духовная деятельность».

- Как связаны между собой духовная деятельность и духовные ценности?

- Как идет процесс усвоения духовных ценностей? Какие он имеет особенности?

- Какие ценности в жизни человека вы считаете первостепенными? Почему?

Домашнее задание Выучите § 18, выполните задания.

 

1. Производительные силы: понятие и роль

Литература

1. Казакова Н.А. Размещение производительных сил: Учебное пособие. – Харьков, ХНУ им. В.Н. Каразина, 2006. – 137 с.

2. Розміщення продуктивних сил: Підручник / В.В. Ковалевський, О.Л. Михайлюк, В.Ф., Семенов та ін.; За ред. В.В. Ковалевського, О.Л. Михайлюк, В.Ф., Семенова. – К.: Т-во “Знання”, КОО, 2001. – 353 с.

3. Стеченко Д.М. Розміщення продуктивних сил і регіоналістика: Навч. Посіб.- К: Вікар, 2001.- 377с.

4. Черняк Л.Г., Клиновий Д.В. Розміщення продуктивних сил України. Навчальний посібник – Київ: ЦУЛ, 2002-470с.

5. Шевчук Л. Розміщення продуктивних сил.-Л.: ВЦ ЛНУ імені Івана Франка, 2001.

6. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование).

Слайд 13-14 1. Производительные силы: понятие и роль

Слайд 15 Человеческие ресурсы

Слайд 16 Средства производства

Слайд 17Размещение производительных сил: определение

n Пространственное расположение ПС в совокупности с процессом их временного развития

n Динамичное положение, которое характеризует разделение ПС на территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных регионов и определяется особенностями территориального разделения труда, свойственного данной социально-экономической системе

Слайд 18Территориальные социально-экономические системы

n Результат РПС – формирование территориальных социально-экономических систем (ТСЭС)

n ТСЭС – это формы пространственной организации социально-экономической жизни и деятельности общества (предприятие, город, район, область, страна, регион и т.п.)

Слайд 19Компоненты ТСЭС

Слайд 202. Теории размещения производительных сил

Теория сельскохозяйственного штандорта Йоганна Тюнена. В своих исследованиях Й.Тюнен предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и одновременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Критерий оптимизации размещения в работах Й.Тюнена — минимизация транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка. В результате выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственного производства.

Кольца Тюнена. Й.Тюнен доказал, что оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства (в рамках сделанных им допущений) — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности.

Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство, и чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге, Й.Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых выступают:

высокопроизводительное пригородное хозяйство; овощные культуры и молочное животноводство (2);
лесное хозяйство; лесоводство (3);
гоюдосеменное производство; зерновые культуры (4);
выгонное хозяйство; кормовые культуры (5);
поля трехпольного севооборота; трехпольный севооборот (6);
зона скотоводческого производства. экстенсивное животноводство (7).

Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов может быть другим, однако принцип их чередования сохраняется.

Одновременно Й.Тюнен обосновал основные положения теории земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму земельной ренты.

Рациональный штандорт промышленного предприятия Вильгельма Лаунхардта. Главное открытие немецкого ученого В.Лаунхардта — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Для решения этой задачи В.Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.

Решающим фактором размещения производства у В.Лаунхардта, так же как и у Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды — точка А (рис. 1.1), пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Расход руды на выплавку 1 т металла равен а, расход угля — b, стоимость металла — с. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС = S1, ВС — S2, АВ — S3

Пунктом размещения металлургического завода в принципе может быть каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1 т металла, будут равны:

Рис. 1.1. Локационный треугольник В. Лаунхардта

(aS3 + S1)t — при размещении завода в точке А;

(aS3 + S2)t— при размещении завода в точке В;

(aS3 + S2)t— при размещении завода в точке С.

Оптимальным вариантом размещения завода будет тот пункт, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.

Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: АМ = r1, ВМ = r2, СМ= r3. Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны Т= (Аr1 + Вr2 + Сr3). Выполнение требования Т- min дает точку оптимального местоположения предприятия.

Данная задача может быть решена двумя методами: геометрическим и механическим.

Геометрический метод нахождения точки размещения состоит в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как a: b: с). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например, когда S1 > S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника.

Механический метод решения рассматриваемой задачи аналогичен методу нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (Qa,Qb,Qc) пропорциональные a, b, с. Весовой треугольник В.Лаунхардта — это одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения экономических задач.

Теория промышленного штандорта Альфреда Вебера. Немецкий экономист А.Вебер поставил перед собой задачу создать общую, чистуюサ теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й.Тюненом и В.Лаунхардтом, введя в анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу по минимизации общих издержек производства, а не только транспортных.

Фактором размещения А.Вебер назвал экономическую выгоду, которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготавливать данный продукт в одном какомлибо месте с меньшими издержками, чем в другом месте.

Отсеивая элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения, А.Вебер оставил три фактора:

1) издержки на сырье;

2) издержки на рабочую силу;

3) транспортные издержки.

Однако первый из них, как считает А.Вебер, можно выразить в виде различий в транспортных издержках, исключив тем самым его в качестве самостоятельного фактора. Остальные же условия, влияющие на размещение предприятий, он предлагал рассматривать как некоторую объединенную агломерационную силу, или как третий штандортный фактор. В конечном счете в расчет принимаются три фактора: транспорт, рабочая сила, агломерация.

Дальнейший анализ проводился последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья имеет место минимальная величина транспортных издержек. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для нахождения этого пункта используется весовой (локационный) треугольник ВЛаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес.

Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия издержек на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наиболее низкими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы А.Вебер прибегает к построению так называемых изодапан — линий, соединяющих эти пункты одинаковых издержек отклонения. Поскольку приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления, в каждом направлении должны существовать такие пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми.

Графически (рис. 1.2) такие линии можно представить в виде замкнутых кривых, которые огибают пункт транспортного минимума (Р) и соединяют точки одинаковых отклонений в транспортных издержках при перемещении производства в рабочие пункты (L1 или L2). При этом изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, называется критической изодапаной для данного рабочего пункта.

 

Рис. 1.2. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны

Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, если вне ее, то перемещение невыгодно. Например, если для рабочего пункта L1 критической изодапаной является A3, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если же критической изодапаной является A4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте L2.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия А.Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации. Для этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений.

Смысл этого понятия поясним на следующем простом примере.

Пусть различным объемам агломерированной массы (например, годовым выпускам продукции) соответствуют различные удельные издержки.

1) 100 т —> 10 руб.;

2) 400 т — > 6 руб.;

3)1600 т — >4руб.;

4) 6400 т — > 3 руб.

Уменьшение удельных издержек при росте объема производства отражает эффект концентрации. Разница в издержках для этих агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концентрации производства составит для второго уровня 4 (10—6); для третьего — 6 (10—4), четвертого — 7 (10—3). Эти величины (4, 6, 7) и представляют собой те сбережения, которые получаются для различных степеней агломерации и которые повышаются при укрупнении производства. Их А.Вебер и называл индексами сбережений при агломерации.

Анализ влияния фактора агломерации на размещение производства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, кроме транспортного.

Для определения места размещения агломерированного производства вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометрическое место точек, в котором перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства.

А.Вебер утверждал, что отклонение изолированных производств от их транспортных пунктов имеет смысл только тогда, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте. Таким местом является площадь общего сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так как только внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения, т.е. не превышают агломерационных сбережений (рис. 1.3).

Агломерируемые производства должны размещаться в заштрихованном сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.

 

Рис. 1.3. Транспортные пункты и площадь агломерации

А.Вебер рассматривал различные ситуации при осуществлении агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов. Пусть М — производственная масса какого-либо крупного производства. Величина сбережений от агломерации в расчете на единицу продукта будет выражаться в виде функции сбережения — g(M). Тогда общая величина сбережений на всю производственную массу будет равна:

Э, = M x g(M).

Допустим, что с крупным производством сливается мелкое производство с производственной массой т. Тогда общая сумма сбережений для двух производств составит:

Э2 = (М+ т) х g(M+ m).

А.Веберу первому удалось разработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Однако А.Вебер, так же как и его предшественник В.Лаунхардт, не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия.

Теория центральных мест Вальтера Кристаллера (1893-1969 гг.) представляет собой первую теорию о размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве.

В 1933 опубликовал книгу «Центральные места южной Германии» («Die zentralen Orte in Süddeutschland»), в которой изложил теорию центральных мест.

Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В.Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания (рис. 1.4).

Теория В.Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — в

средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.).

Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.

Рис.1.4. Размещение зон обслуживания и населенных пунктов согласно теории В.Кристаллера

Тип иерархии определяется по числу центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту данного уровня. Число подчиненных центральных мест, увеличенное на единицу, обозначается буквой К. Любой центр всегда имеет зависимое от него одинаковое количество поселений, занимающих более низкую ступень.

Рассмотрим, например, случай, когда имеется трехступенчатая иерархия поселений: город — поселок — деревня. Тогда при К= 7 вокруг каждого города будет расположено шесть поселков, а вокруг каждого поселка — шесть деревень, т.е. вокруг города будем иметь всего шесть поселков и 36 деревень. При четырехступенчатой иерархии (город — поселок — поселение — деревня) вокруг города разместятся шесть поселков, 36 поселений и 216 деревень и т.д. Общая формула для отражения зависимости между числом мест на каждой ступени иерархии и значением К имеет следующий вид:

Мп = (К-1)п,

где Мп — число зависимых мест на той или иной ступени иерархии; п — ступень иерархии.

Количество возможных типов иерархии в принципе может быть различным. Однако наибольшее внимание В.Кристаллер и его последователи уделили анализу трех типов, или вариантов, иерархии: при К= 3,4,7. Эти варианты иерархии систем расселения интерпретируются следующим образом.

Вариант при К= 3 обеспечивает оптимальную конфигурацию рыночных зон (территорий, население которых приобретает товары и услуги в данном центральном месте). Обслуживание территории достигается наименьшим возможным числом центральных мест. При этом каждое центральное место обслуживается тремя центральными местами следующего, более высокого уровня иерархии и находится на равных расстояниях от них.

Вариант при К= 4 создает наилучшие условия для строительства транспортных путей, так как в этом случае наибольшее число центральных мест будет расположено на одной трассе, соединяющей более крупные города, что обеспечивает минимальные издержки на строительство дорог, т.е. данное центральное место будет находиться на кратчайшем расстоянии до ближайших центров более высокого уровня иерархии.

Вариант при К= 7 представляется целесообразным, если необходим четкий административный контроль. В этом случае все центральные места, зависимые отданного, полностью входят в его зону.

Из приведенных примеров видно, что функции поселений различны, каждое из них имеет свой радиус влияния и притяжения. В соответствии с этим возможны и разные способы территориальной организации систем расселения, при которых создаются наиболее благоприятные условия выполнения тех или иных их функций. Рассмотренные три случая, соответствующие значениям показателя К, можно интерпретировать как рыночную, транспортную и административную ориентации в формировании территориальной структуры расселения.

Теория центральных мест В.Кристаллера хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформулировать общие представления о целесообразности расселения на той или иной территории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую эталон системы расселения, с которым следует сравнивать складывающиеся в реальности системы расселения с целью выявления направлений их совершенствования. Известны также примеры практического применения теории центральных мест к решению конкретных проблем территориальной организации хозяйства и расселения в различных странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.