Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности сушки древесины




Ироко

Ель

Дуб

Сосна

Клён

Род Клён (Acer) объединяет около 150 видов листопадных деревьев и кустарников, из которых на территории России можно встретить около 25. Живут клёны в основном 150 — 200 лет (в редких случаях — до 500 лет).

Среди твердолиственных пород древесина клёна считается одной из самых ценных. Мастера издавна относятся к ней с уважением. Например, известный по греческой мифологии троянский конь был изготовлен греками из клена. Ограничивает применение клёна только невысокая биостойкость и склонность к изменению цвета. Последний недостаток снимается использованием различных протрав и бейцев. Древесина клёна используется для производства мебели. Хорошо высушенная, она проявляет хорошую стабильность формы и размеров внутри помещений, поэтому одними из наиболее популярных изделий из нее являются столешницы, в частности для ресторанов и кафе. Вместе с другими ценными породами применяется для инкрустации в качестве контрастных деталей. Хорошо комбинируется с дубом и плодовыми породами (вишней, грушей, яблоней), с буком комбинируется хорошо, если детали из этих пород непосредственно не соприкасаются. Сочетается с деталями из металлов и стекла.

Кленовый паркет особо ценится за свою высокую твёрдость и износостойкость. Из американского сахарного клена делают полы в танцевальных залах, дорожки для боулинга и т.д. Очень хорош клен для изготовления лестниц и деталей внутренней отделки помещений. Клён — прекрасный материал для резьбы. Он обладает высоким сопротивлением скалыванию, поэтому на его древесине можно делать очень тонкие порезки, и срезы получаются четкими, чистыми и гладкими, с мягким глянцевым блеском. Причем их можно делать в любом направлении, почти не опасаясь сколов. Клён широко применяется для поделок и кухонной утвари — ложек, ковшей, резных и точеных сосудов. Их него делают весла, рукоятки инструмента, колодки ручных рубанков, измерительные и чертежные инструменты. Из древесины клёна в старину для вычёсывания пряжи делали гребень, на котором нарезалось более двухсот очень тонких и длинных зубьев.

Требовалось большое искусство и величайшая осторожность. Гребень скоблили, чистили и шлифовали, а затем пропитывали для прочности льняным маслом и сушили.

В современном производстве древесину клёна используют для изготовления лыж и ружейных лож, декоративной деревянной скульптуры с тонкой моделировкой, в ксилографии.

Для музыкальных инструментов широко используют клён-явор, или белый клён, произрастающий на Кавказе и в Карпатах. Древесина его имеет красивый текстурный рисунок, в особенности на радиальном и полурадиальном разрезах, обладает высокими акустическими и механическими свойствами. Звук в ней распространяется с одинаковой скоростью как поперёк, так и вдоль волокон. Из явора-клёна изготавливают нижние деки, обечайки, шейки и подставки для смычковых инструментов: скрипок, виолончелей, контрабасов, альтов и других. Из канадского или сахарного клёна вырабатывают шпон порой с очень причудливой текстурой под названием «птичий глаз».

Основное применение сахарного клена: паркет, массивная доска, вагонка, стеновые панели, мебель, покрытие полов гимнастических залов и дорожек для боулинга, кухонные шкафчики, столешницы, разделочные доски, игрушки, кухонная посуда, внутренняя отделка, лестницы, поручни, элементы украшения, двери.

Сосна обыкновенная (Pínus sylvestris), семейство сосновые (Pinaceae). Существует две версии происхождения латинского названия. Первая версия: от кельтского слова pin, что означает — скала, гора, то есть растущая на скалах. Вторая версия: от латинских слов pix, picis, что означает — смола, то есть смолистое дерево.

Существует от 105 до 125 видов сосен, которые рассеяны по всему Северному полушарию до полярного круга. В умеренном и холодном климате они образуют леса на равнинах, в тёплом обитают в горах.

Древесина сосны ядровая, смолистая, довольно плотная, малоупругая. У молодых и средневозрастных деревьев она прямослойная. С возрастом становится косослойной. В зависимости от особенностей условий произрастания дерева плотность и удельный вес сосновой древесины меняются. На сухих малоплодородных почвах у сосны формируется мелкослойная плотная древесина, называемая кондовой и особенно ценимая в строительстве. На плодородных, хорошо увлажненных почвах образуется крупно-слойная менее плотная мяндовая древесина с худшими механическими свойствами.

Древесина сосны отличается смолистостью, прочностью и твёрдостью, в особенности эти качества присущи центральным частям ствола, превращающимся в так называемое ядро. Это ядро отличается от наружных слоев заболони более интенсивной окраской, изменяющейся в довольно широких пределах, в зависимости от условий роста дерева.

По цвету ядра в северной России отличают обыкновенно кондовую сосну, имеющую мясо-красное или желтовато-красное ядро, и мяндовую, ядро которой окрашено в бледно-желтоватый цвет. Кондовая сосна растёт на более возвышенных местах, отличается мелкослойностью и ценится гораздо выше мяндовой, древесину которой иногда расценивают наравне с еловой.

При сушке и хранении ядро темнеет и принимает буровато-красный оттенок. Ранняя древесина светлее поздней. Сучки располагаются в сердцевине в концах годичного прибавления в росте. Побеги направлены вверх под острым углом к оси ствола, поэтому в разрезе (на пиломатериалах) имеют овальную форму. Смоляные ходы крупные и многочисленные. Древесина мягкая и легко обрабатывается, не растрескивается при высыхании. Благодаря своему красивому цвету и чётко выраженной текстуре она находит широкое применение в производстве столярных изделий, в изготовлении художественных резных и токарных изделий.

В зависимости от степени смолистости различают два сорта сосны — смолку (сильно засмолённую) и сухощепку, или дутицу, содержащую минимальное количество смолы. Сухощепку сплавляли по рекам, а смолку — нет, так как она тяжёлая и по пути может затонуть. Смолка может пролежать на дне реки не один десяток лет. Поэтому и использовали её там, где очень сыро: при постройке причалов, пристаней, мостов, деталей деревянных кораблей. Три-четыре венца из смолки плотники старались уложить в срубе первыми.

В столярном деле смолистую сосну стараются не применять. При обработке смола прилипает к инструменту и мешает строгать и пилить, забивает и засаливает шлифовальные материалы и инструменты, поднимает лаковое покрытие при случайном нагревании. Но если применяют, то перед отделкой её обязательно обрабатывают специальными составами для удаления смолы, т.е. обессмоливают.

Сухощепка идет на изготовление изделий, не способных выдержать больших нагрузок. Она легко режется и строгается, хорошо поддаётся протравке и окрашиванию.

Древесина сосны находит очень широкое применение: пиловочное бревно для выработки пиломатериалов; судостроительный кряж; палубный кряж для выработки палубных и шлюпочных пиломатериалов; карандашный кряж; авиационный кряж; клёпочный кряж для выработки деталей бочковой тары (для заливных, сухотарных бочек и ящиков); тарный кряж; шпальный кряж; фанерный кряж; балансы на целлюлозу; мачтовое и гидростроительное бревно; рудничное долготьё и рудничная стойка.

Дуб (лат. Quercus), англ. Oak — род деревьев и кустарников семейства Буковые (Fagaceae), живёт в среднем 1000 лет. Латинское название дуба, Quercus, означает «прекрасное дерево». Диаметр ствола может превышать 2 м. Чем больше возраст дерева, тем выше качество его древесины.

Род объединяет примерно 600 видов. Естественным ареалом дуба являются регионы Северного полушария с умеренным климатом. Южной границей распространения являются тропические высокогорья.

Из древесины дуба наши предки возводили срубы колодцев — вода в них не «цвела», была студёной и чистой. В крестьянском хозяйстве считались самыми лучшими дубовый стол, дубовая ступа. Из дуба гнули ободья, полозья, делали бочонки, кадки, дежки. Сваи в реку тоже забивали дубовые.

О ценности древесины говорят дошедшие до нас исторические сведения. Если за заповедное дерево какой-либо породы при Петре I налагался штраф 10 рублей, то за дуб порубщик подвергался смертной казни. В 1719 г. рубить дуб было запрещено по всей Руси.

Древесина ядра дуба мёртвая и заполнена особыми ядовитыми веществами — тилами, которые как бы консервируют древесину, предохраняя её от поражения гнилью. Наиболее ценная древесина находится ближе к сердцевине: она не коробится и не растрескивается. Цвет ядра — от светло- до тёмно-бурого, заболони — желтовато-бурый. Заболонь узкая — 8-10 годичных слоёв.

Мелкие сосуды в поздней части годичного слоя расположены радиальными рядами. Сердцевинные лучи сильно развиты и хорошо видны на всех разрезах. Древесина очень прочна, режется с трудом. Склонна к растрескиванию. Хорошо гнётся. Имеет красивую крупную текстуру. Легко окрашивается, морится до чёрного цвета. В комлевой части крупных деревьев встречается свилеватость. В радиальном распиле текстура такой дубовой доски очень красива. В обработке резцом хрупка, требует твёрдого и острого инструмента и осторожности, хорошо выдерживает крупную резьбу. Мелкие профили из дуба невыразительны. Для столярных изделий необходимо использовать дуб в возрасте 150-200 лет. Торец дубовой доски темнее пласти, это необходимо учитывать при выборе типа соединения, выходящего на лицо.

Древесина дуба отличается прочностью, крепостью, плотностью (690 кг/м3), твёрдостью и тяжестью. Свойства древесины зависят от условий произрастания дерева. Так различается:

Дубовая древесина — превосходный строительный и поделочный материал: она идёт на подводные и сухопутные постройки, устройство подводных и основных частей деревянных судов (преимущественно летнего дуба) и как бочарный, экипажный, машинный, мебельный, паркетный и столярный лес (предпочитается зимний дуб); особенно ценится для последних морёный дуб, долго пролежавший в воде и имеющий тёмную, почти чёрную древесину. Хотя теплопроизводительность дуба выше, чем других древесных пород, но для полного сгорания дубовых дров требуется большая тяга, уголь же не держит жара.

Ель (лат. Pícea) — род растений семейства Сосновые (Pináceae), по распространённости среди хвойных деревьев занимает второе место после сосны. Живет ель — 250-300 лет, встречаются деревья возрастом до 500—600 лет. В США (штат Колорадо) растет долгожительница — ель Энгельмана, возраст которой составляет 852 года.

Древесина ели белая, со слабым желтоватым оттенком, малосмолистая. У ели Энгельмана древесина более темная — желтовато-коричневого цвета. Смолянистые ходы малочисленные и мелкие. Древесина ели имеет однородное строение с хорошо заметными на всех разрезах годичными слоями, нарушаемое многочисленными сучками.

Микронеровности, остающиеся после обработки поверхности древесины ели, составляют 8-60 мкм, что существенно ниже, чем у лиственных пород. Свежесрубленная древесина ели имеет влажность около 110%. Максимальная влажность при водопоглощении — 212%.

Проницаемость жидкостями и газами вдоль волокон у ели несколько выше (на 15—20%), чем у сосны, но зато разница между газопроницаемостью в радиальном и тангенциальном направлениях у ели самая большая (в радиальном больше, чем в радиальном, в 10 раз; у сосны — в 2-5 раз).

По прочностным свойствам древесина ели несколько уступает сосне. По длительной стойкости к деформациям она практически не уступает сосне, так же как по другому показателю — способности удерживать крепления. Гнется древесина ели несколько лучше, чем древесина сосны.

По стойкости к гниению (биологическим поражениям) среди отечественных пород ель относят к среднестойким породам (она заметно уступает ядровой древесине сосны), по европейскому стандарту EN 350 — 2:1994 ель относится к малостойким породам (сосна к умеренно стойким).

Хорошая в целом обрабатываемость древесины ели резанием существенно затрудняется многочисленными сучками, твердость которых часто бывает настолько большой, что вызывает выкрашивание лезвий твердосплавного инструмента.

Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели.

Верхние деки скрипок, виолончелей, гитар издавна делают из резонансной ели, обеспечивающей инструментам красоту звучания. Она словно удерживает в себе звук. Требования к музыкальной древесине особые: не иметь сучков, завитков, крени и других пороков. Годичные слои должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными.

Музыкальные инструменты из ели обладают изумительным звуком, потому что волокна в древесине распределены очень равномерно (такую древесину называют резонансной). Скрипки итальянских мастеров, в том числе Амати и Страдивари, сделаны из ели.

В поисках хорошего материала мастера и реставраторы музыкальных инструментов находят древесину при разборке старых домов, которая за десятилетия стабильного микроклимата приобретает поистине чудесные музыкальные свойства. Дело в том, что при постепенном высыхании в капиллярах смоляных ходов древесины образуются микроскопические резонансные камеры, она как бы обретает голос.

Французский исследователь XIX века Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что она в 15—16 раз больше, чем скорость звука в воздухе. Было множество попыток заменить древесину ели древесиной других пород, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что вряд ли удастся скоро найти материал, который по своим акустическим свойствам будет подобен резонансной ели.

Древесина ели трудна в обработке из-за большой твёрдости сучков, но в некоторых местностях избы возводили полностью из ели. Считали, что в такой избе дышится легко, даже бытовала поговорка: «Изба елова, да сердце здорово».

Древесина ели мягкая, лёгкая, не очень прочная, употребляется как строительный материал (доски, брусья), для мелких поделок, для переработки в древесную массу.

Ель используется для производства продуктов лесохимического производства — бумага и картон, целлюлоза, скипидар, канифоль, дёготь, древесный уксус, метиловый спирт. Из хвои и древесины выделяют разные по составу летучие фракции, состоящие в основном из терпеноидов — т. н. эфирные масла, их главный компонент — пинен.

Ироко (Milicia excelsa) семейство Moraceae (шелковицы). Оригинальное имя было дано в честь Сенхора Милиции, управленца из государства, которое в данный момент называется Мозамбик. Экселса обозначает на латыни высокая или длинная. Синонимом является название Chlorophora excelsa. Другие названия: мвуле, одум, камбала, руле морейра, Африканский тик, Африканский дуб, Нигерийский тик, ороко, осан.

Ироко растет на обширных территориях, и его леса простираются с востока на запад всего африканского континента, но наиболее часто эта порода встречается в лесах, раскинувшихся от Берега слоновой кости до Камеруна.

Дерево ироко может достигать 48 м в высоту с диаметром ствола до 3 м. Комель практически отсутствует, а ствол почти имеет сучков на протяжении первых 21 м. Кора имеет бледный пепельно-серый цвет переходящий в черный. Листья молодых деревьев сверху имеют шершавую на ощупь поверхность, напоминающую наждачную бумагу, а снизу покрыты легким пушком. Форма листьев элиптическая или овальная, размер от 10см в ширину до 25 в длину.

Ядровая древесина имеет широкую гамму цветов от светлого до темного коричневого цвета. Заболонь легко различить по цвету от спелой древесины — она имеет бледновато-затемненный коричневый цвет. Часто присутствуют темные полосы и штришки. Средний показатель плотности древесины равен 0,55 (масса высушенной древесины/объём свежеспиленной древесины), это соответствует плотности воздушно-сухой древесины 672 кг/м3. Цвет и запах не существенны. Поверхность древесины умеренно глянцевая, волокна переплетены. Текстура умеренно крупная и ровная. Возможно, в результате повреждения дерева в полости клеток можно обнаружить карбонат кальция, образующий в древесине твердые, подобно камню, участки. Если сравнивать Ироко с Тиком, то у этих пород практически одинаковые прочностные характеристики, твердость и сопротивление прилагаемым нагрузкам. Однако Ироко немного слабее Тика при изгибе, а также имеет меньшую плотность вдоль волокон.

Древесина сушится хорошо и быстро без особых проблем. Есть небольшая тенденция к расщеплению и изменению геометрии. Коэффициенты усушки: 2,8% радиальный; 3,8% тангенциальный; 8,8% объёмный.

Ядровая древесина ироко отличается необыкновенной прочностью и никогда не требует применения консервантов. Заболонь, однако, подвергается атакам со стороны червей-сверлильщиков.

В целом с древесиной ироко работать хорошо и удобно. Доски, содержащие камневидные вкрапления воздействуют на инструмент подобно наждачной бумаге. Гвозди и шурупы удерживаются хорошо, склеивается легко. Перед полировкой рекомендуется грунтовка, в этом случае поверхность получится в высокой степени глянцевой.

Ироко используется там, где прочность и стойкость наиболее важны. Рекомендуется применение этой древесины для изготовления крышек столов и барных стоек с высокой интенсивностью использования. Применяется при изготовлении оконных рам, подоконников, порогов, дверей, шпона, мебели, при внутренней отделке и в кораблестроении. Как видите, многие области применения ироко относятся к нише тика, поскольку ироко выполняет практически ту же функцию, что и тик, но по значительно меньшей стоимости. Поэтому, ироко, можно смело назвать народным или массовым деревом-заменителем элитного тика. Цены на эту древесину не высоки, она довольно доступна на Российском рынке.

 

Подсчитано, что живое дерево вместе со стволом, ветвями, корнями, корой и листьями на 65—85% состоит из воды. Влага, доставляемая корнями из почвы, поддерживает жизнеспособность клеток растения. Но влага в природе нужна не только живому дереву, а и погибшему. Благодаря содержащейся в нем воде оно довольно быстро разрушается, превращаясь в естественное удобрение, необходимое живым растениям. Если бы этого не происходило, то многие леса земного шара были бы погребены под стволами и ветвями погибших деревьев.

Но вот древесина попадает в руки мастера-древодела, и содержащаяся в ней влага вместо положительной начинает играть отрицательную роль. Поверхность сырой древесины после точения, пиления и резания становится ворсистой и плохо поддается отделке. Ее очень трудно шлифовать, лаковые и красочные покрытия трескаются и осыпаются. После высыхания изделие коробится и покрывается глубокими трещинами. Они возникают в древесине из-за неравномерного высыхания различных ее слоев — верхние высыхают и уменьшаются в объеме гораздо быстрее, чем внутренние.

Древесина растрескивается по сердцевинным лучам. На торце треснувшего бревна или кряжа хорошо видно, что в основном все трещины идут в радиальном направлении и лишь отдельные незначительные трещины могут располагаться на границе годичных слоев. Чем сильнее усыхает древесина, тем многочисленнее и глубже возникающие в ней трещины. Мягкая и легкая древесина усыхает обычно меньше, чем твердая, плотная и тяжелая. К тому же мягкая древесина высыхает значительно быстрее, чем твердая, меньше коробится и растрескивается. По степени усушки древесину различных деревьев можно разделить на три группы: мало-усыхающие — ель, можжевельник, ива, кедр, тополь; средне-усыхающие — вяз, груша, дуб, липа, ольха, осина, рябина и ясень; сильно-усыхающие — береза, лиственница, яблоня, сирень и клен.

Еще в глубокой древности человек заметил, что древесина только после удаления влаги из легко разрушающегося сырья превращается в прочный и долговечный материал. Из него строили жилища, изготовляли орудия труда и различную хозяйственную утварь. Но как высушить древесину, чтобы в ней не образовывались трещины?

На протяжении многих веков разрабатывали народные мастера свои приемы сушки древесины, поражающие порой неожиданностью и остроумием. Деревья сушили прямо в лесу или во дворе под навесом, в отапливаемом помещении, в русской печке, в земле, стружках, в зерне, вываривали, вымачивали в воде… Применяя тот или иной способ сушки, мастера обязательно учитывали породу дерева, его строение, твердость, плотность и размеры заготовок. Подбирая подходящий материал для заготовок, они знали, что свилеватая древесина с перекрученными древесными слоями меньше подвергается растрескиванию, чем прямослойная. Им было известно, что участок ствола дерева, расположенный ближе к корню, так называемый комель, имеет более прочную древесину, меньше поддающуюся растрескиванию, чем вся остальная часть ствола. Древесное сырье сушили также с учетом условий, в которых будет находиться готовое изделие. Например, для столярных работ древесину сушили более тщательно, чем для строительных.

Влага, находящаяся в древесине только что срубленного дерева, делится на капиллярную, или свободную, и коллоидно-связанную, или гигроскопическую. Гигроскопическая влага непосредственно входит в клетки древесины. Капиллярная влага, называемая народными мастерами «лесной влагой», заполняет межклеточное пространство и каналы древесины. В процессе сушки вначале удаляется капиллярная влага, а затем гигроскопическая. В практике абсолютно сухая древесина не встречается.

В любой древесине содержится определенный процент влаги. Поэтому в деревообрабатывающем производстве при практическом определении степени влажности древесины принято указывать процентное содержание воды по отношению к 100 г условно абсолютно сухой древесины. Древесину только что срубленного дерева называют сырой. Она, как правило, имеет очень высокую степень влажности. Например, у ели и сосны она может доходить до 150%. Влажность около 200% имеет древесина, пролежавшая в воде. Ее называют мокрой. Древесину, содержащую 18—23% влаги, называют полусухой. Это значит, что на 100 г абсолютно сухой древесины приходится 18—23 г воды. А древесина, весившая в абсолютно сухом состоянии 100 г, будет весить при указанной влажности уже 118—123 г. Воздушно-сухая древесина имеет влажность 12—18%, а комнатно-сухая — 8—12%. Обычно для художественных и столярных работ применяется древесина, имеющая влажность 8—12%, а для плотницких — 12—18%. Например, стул или стол нужно делать из комнатно-сухой древесины, а резные наличники из воздушно-сухой.

Как же сушат древесину, каким образом ее из сырья превращают в чудесный солнечный материал?

Народные мастера заготавливали древесину на специально отведенных лесных участках, срубить дерево в лесу без разрешения считалось большим грехом и даже преступлением. Заготовку начинали поздней осенью, как только с деревьев упадет последний лист, и заканчивали с началом весеннего сокодвижения. В эту пору в стволах оцепеневших деревьев находится очень мало «лесной влаги». Поэтому они быстрее высыхают, меньше растрескиваются. Природа сама подсушивала древесину, а человек лишь досушивал ее одним из известных способов.

Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы, сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное русло.

Хорошо известно, что особенно трудно сушить бревна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они растрескиваются почти до самой сердцевины. Бревна многих рубленых строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако все же можно встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.

Как удалось плотникам так хорошо высушить бревна? Оказывается, трещины на бревнах все-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая бревна в срубе, плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твердую и склонную к сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины, благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.

Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник). Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что его масса становится в два раза меньше, но в основном оттого, что к перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина. Расколов половинник пополам, получают четвертину (по-старинному «четвертак»). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при усыхании трещины.

Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-резчики из Троице-Сергиевского посада Московской губернии. Они раскалывали липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через сердцевину. Возможно, этот технический прием, возникший из необходимости избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое решение многих резных игрушек.

Довольно сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. При высыхании она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины. Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной яблони. Но даже ствол засохшей яблони — сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони светлая заболонь и темное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа растрескивается в первую очередь заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и смазывают пастой торцы. После удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоев, образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из клееного блока, текстура, наоборот, подчеркивает форму и делает ее более выразительной.

Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины просверливают отверстие диаметром около пяти сантиметров. При высыхании влага одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и из внутренних слоев кряжа. Завершив работу над скульптурой, отверстия забивают деревянными пробками.

Старейший советский скульптор-анималист В. Ватагин в книге «Изображение животного» писал: «Я рублю свои скульптуры из дерева, не считаясь с тем, высохло оно или сырое. Сырое дерево гораздо легче режется, стамеска мягче врезывается в эластичный, сырой слой. Трещины все равно появятся, и тогда их необходимо будет заделать. Но в некоторых случаях при оформлении обрубка обнажаются внутренние слои, просушивание происходит равномернее и трещины не появляются или появляются в меньшем количестве». Как видим, скульптор сушил древесину одновременно с ее пластической обработкой.

Не исключено, что на законченной деревянной скульптуре, резном, долбленом или токарном изделии, выполненных из хорошо просушенной древесины, все же могут появиться одна-две трещины. Поэтому каждый мастер-древодел должен уметь искусно заделывать их. В основном трещины идут вдоль волокон, постепенно сужаясь к сердцевине. Забив в трещину небольшой кусок замазки (можно пластилина или эглина), ее затем осторожно извлекают стекой или щепкой. Замазка приобретает форму трехгранной призмы. Чтобы она не прилипала к древесине, щель перед формовкой присыпают тальком или зубным порошком. Руководствуясь полученным слепком, мастер вырезает из дерева реечки с треугольным сечением. Их обычно называют петухами. Заготовленные рейки смазывают клеем и забивают в трещины. Мелкие трещины заделывают специальной шпаклевкой (в жидкий раствор столярного клея насыпают зубной порошок). Шпаклевку подкрашивают сухими пигментами, гуашью или темперой под цвет древесины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.