Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологические черты древневосточной




Происхождение права и государства(2 часа)

 

Предыстория права и государства начинается в первобытном обществе. В процессе анторопосоциогенеза человеческое общество формировалось на основе общепринятой и общеобязательной си­стемы норм, которая противопоставлялась инстинктам животно­го мира. Поэтому система социального регулирования зарождает­ся на стадии родовой общины. Родовая община — объединение людей одного рода (т.е. нескольких поколений, происходивших от общих предков), которые имели коллективную собственность и вели хозяйство на основе половозрастного разделения труда. Вер­ховная власть находилась в руках совета старейшин: он руководил производством и распределением продуктов, исполнением рели­гиозных обрядов, мог принудить членов коллектива к действиям в интересах сообщества.

Целью социального регулирования в первобытном обществе являлась охрана целостности рода и обеспечение его нормально­го функционирования. Нормы поведения выражали биосоциаль­ные условия жизнедеятельности (имели природные, биологи­ческие, хозяйственные обоснования), отличались жестокостью и не предполагали социальной активности. Они выступали в виде мононорм-обычаев, включающих в себя мораль, этикет, религи­озные предписания, зачатки права. Связь с мифологией, религи­ей делала обычай обязательным для всего сообщества. Особенно­стью социального регулирования в первобытных обществах было доминирование запретов-табу (например, принцип экзогамии — запрет вступать в брачные отношения внутри рода). Выделялись и позитивные обязывания, касавшиеся порядка распределения до­бычи, ритуальных обрядов (инициации), празднеств.

Процессы образования государства и формирования позитив­ного права были ускорены неолитической революцией (6—4 тыс. лет до н.э.) — переходом от присваивающего хозяйства к произво­дящему. Она способствовала формированию постоянного избы­точного продукта и изменила формы социальной организации.

Возникает патриархальная семья, состоявшая из отца-патриар­ха, его жен, детей и их семей, ближайших родственников с семья­ми, рабов. В таких семейно-клановых группах исчезает равенство и выстраивается система социальных рангов (пол, возраст, принад­лежность к определенному поколению стали определять статус каждого в группе). Власть патриарха носила обязательный харак­тер и являлась властью положения, т.е. не связывалась с личными качествами и не зависела от воли членов группы. Предоставляемые лидеру привилегии рассматривались как эквивалент сложным ад­министративным функциям, которые он выполнял внутри клана. Со временем из родовой собственности выделяется семейная и возникает сельская территориальная община.

Протогосударство (чифдом, вождество) — это политическая структура, в которой существует социальное и имущественное не­равенство, разделение труда, обмен деятельностью. Протогосудар­ство возникает как группа общинных поселений, подчиненных центру — резиденции вождя.

Возникают предпосылки формирования позитивного права: обычаи рода или племени трансформируются в правовые обычаи (изустные законы, основанные на традиции). Появляется норма­тивное регулирование, т.е. общие объективные правила, ограничившие возможность для произвольного толкования. Позитивные обязывания приобретают властный характер. Наряду с запретами появляются дозволения как права отдельных членов коллектива поступать по своему усмотрению. Таким образом, социальные субъекты получают определенную свободу и самостоятельность. Постепенно протогосударства трансформируются в ранние госу­дарства. Правовой обычай сменяется писаными законами, что сви­детельствует о возникновении позитивного права. Появление пи­саных источников права означает возникновение у государства способности устанавливать общеобязательные нормы, поддержан­ные государственным принуждением. Частью государственной организации становится суд. Развивается карательная функция го­сударства.

ТЕМА 2. ПРАВОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА. (4 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.