КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные изменения в семейном праве современной Европы
Основные тенденции развития имущественных и договорных отношений в европейском праве и США в XX в. (4 часа) Изменения во французской государственности в первой половине XX в.(2 часа) Эволюция американского конституционализма. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (2 часа) Эволюция германской государственности от Веймарской республики к фашистской диктатуре (2 часа) ТЕМА 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 20 СТОЛЕТИЯ. В начале 20-х гг. в политической практике Германии обозначилась тенденция усиления исполнительной власти в лице президента. Несмотря на то что закон о выборах президента был принят в мае 1920 г., они так и не были проведены. В результате мощного политического давления, оказанного социал-демократами на политическую общественность, была проведена легализация президентского статуса Эбберта, который временно исполнял до этого обязанности президента страны. Первые выборы президента состоялись в Германии лишь в 1925 г., после смерти Эбберта и принесли победу ставленнику правых националистических сил — фельдмаршалу Гинденбургу. После его прихода к власти обширные властные полномочия главы государства (в том числе и право распускать рейхстаг) преобразуются в прямое президентское правление, признаком чего стало формирование неконституционного правового поля. Еще одним фактором, способствовавшим установлению тоталитарной государственности, стало возрастание влияния левых партий. В этих общественно-политических условиях сформировалась фашистская партия, называвшаяся Национал-социалистической рабочей партией Германии. Приоритетными направлениями нацистской идеологии стали лозунги национального единства, расового очищения, социализации экономики, усиления государственного регулирования, огосударствления крупных монополий и конфискации военных прибылей. Ослабление позиций центристских партий обусловило возможность перерастания политического радикализма в особый уклад военно-политической диктатуры, поставившей страну на порог национальной катастрофы. Усиление влияния правых партий было вызвано экономическим кризисом 1929—1933 гг., проявления и последствия которого использовались консервативными политическими силами для аргументированного отхода от демократических принципов, провозглашенных Веймарской конституцией. Уличные беспорядки 1932 г. спровоцировали роспуск рейхстага и организацию новых выборов в парламент. Они привели к внушительной победе нацистов, которые получили 230 депутатских мандатов, что не означало абсолютное большинство, однако при условии заключения политического союза с консерваторами позволяло влиять на принятие важнейших политических решений. 3 января 1933 г. А. Гитлер был назначен президентом на пост рейхсканцлера и приступил к формированию коалиционного правительства, где преобладали консерваторы. Уже спустя несколько месяцев деятельность всех политических партий была поставлена под контроль правительства и государства. В стране стал складываться новый государственно-правовой уклад в рамках продолжавшей номинально существовать Веймарской республики. Он характеризовался концентрацией исполнительной, законодательной, административной и судебной власти в одних руках, созданием внеконституционных репрессивных органов власти, тотальным контролем государства над всеми отраслями жизнедеятельности общества, всеобъемлющим нарушением прав и свобод граждан, милитаризацией экономики, господством расовой идеологии, имперскими внешнеполитическими амбициями государственного руководства, сращиванием государственных и партийных структур, преследованием инакомыслия и устранением политического плюрализма. Одним из основополагающих законодательных актов, обосновавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения народа и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил правительству неограниченное право издания законов, нарушая тем самым основной конституционный принцип организации власти — разделения властей. После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. правительство приняло закон об объединении постов президента и канцлера. Главой государства стал Гитлер, которому теперь принадлежали права внешнеполитического представительства, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвычайного положения, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждался постановлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он именовался «вождем нации». Реализации внутри- и внешнеполитической доктрины III Рейха способствовала соответствующая правовая политика. Новые тенденции, воплотившие в себе новейшие концептуальные разработки, стали результатом поиска эффективных способов преодоления глобального кризиса. В одних странах этот выход был найден в установлении тоталитарных режимов (Германия, Италия, Испания), в других — в социализации государственной политики (Франция), а в третьих — в политике государственного регулирования экономики (США). Экономический кризис, пришедший на смену периоду стабильности и относительного благополучия, получил в США название «великой депрессии». Национальный доход снизился на 48%, разорилось 40% национальных банков, около 25% трудоспособного населения осталось без средств к существованию. В этих условиях президент Г. Гувер и его администрация продолжали настаивать на концепции государства как независимого арбитра в сфере экономических отношений, что проявлялось в отсутствии каких-либо мер со стороны государственной власти по преодолению деструктивных последствий кризиса. Стало очевидным, что механизм самооздоровления экономики дал сбой. В этих условиях развернулась избирательная кампания по выборам президента и в Конгресс. В результате в 1932 г. к власти приходит Ф.Д. Рузвельт, бывший до этого губернатором штата Нью-Йорк. Новая администрация приступила к проведению политики государственного регулирования экономики, получившей название нового курса. Его основополагающие принципы были сформулированы в период предвыборной кампании: введение элементов экономического планирования, государственный контроль над финансовой сферой, регулирование торговли драгоценными металлами, социализация политики и т.д. Банковский кризис марта 1933 г. способствовал наделению президента чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики. Политика нового курса включала несколько направлений: регулирование финансовой сферы и декретирование золотого содержания доллара, восстановление национальной промышленности, административную и финансовую поддержку фермерства, ослабление социальной напряженности и смягчение социальных последствий кризиса. Чрезвычайный банковский закон поставил под контроль правительства и президента международные финансовые сделки, прекратил обмен банковских билетов на золото. Государственное казначейство получило право выпускать необеспеченные золотом банкноты. Были проведены меры по девальвации национальной валюты. Правительство ввело ряд ограничений на банковскую деятельность, направленных на оздоровление финансово-банковской системы в целом. В этих же целях был установлен жесткий контроль за рынком ценных бумаг. Функционирование отдельных отраслей промышленности регулировалось кодексами честной конкуренции, которые представляли собой инструктивные акты и содержали предписания относительно объема выпускаемой продукции, цен ее реализации, порядка сбыта, условий найма рабочих, размера заработной платы, условий кредитования. Вся промышленность подразделялась на 17 групп, каждая из которых руководствовалась своим кодексом. Государственному регулированию подвергся и аграрный сектор. Целью правительственных мероприятий в этой сфере являлось повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, а также социальная поддержка фермеров, для чего была создана Национальная администрация. Правительство провело рефинансирование фермерских долгов при условии сокращения посевной площади. В 1933 г. были предприняты чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. Правительство и созданные им новые федеральные структуры организовали систему молодежных лагерей и различные общественные работы, которые финансировались государством (например, строительство дорог). С 1935 г. устанавливалась федеральная система страхования, впервые в истории США предусматривавшая пособия по безработице и пенсии по старости. К этому периоду относится становление трудового права. Законом от 1933 г. устанавливалось право на создание профессиональных объединений, которые рассматривались в качестве посредников в социально-трудовых отношениях. Окончательная легализация профсоюзной деятельности отразилась в законе Вагнера от 5 июля 1935 г. После переизбрания в 1936 г. на пост президента Ф. Рузвельта политика нового курса получила законодательное оформление в качестве новой системы регулирования социально-хозяйственных связей. Официально политика нового курса осуществлялась до весны 1939 г., но в годы Второй мировой войны получила дальнейшее развитие. Тогда было образовано несколько правительственных управлений, централизовавших функционирование связанных с войной отраслей экономики. Несмотря на введение элементов централизации и плановости, новый курс не представлял собой отход от принципов рыночной экономики, свободной конкуренции и демократии. Эти меры носили временный характер и были вызваны экстремальными условиями глубокого экономического кризиса. Основы государственного строя Франции после Первой мировой войны формально определялись конституционными законами 1875 г. Основной тенденцией развития послевоенной государственности стало ослабление власти главы государства (президента), что привело к нарушению равновесия между исполнительной и законодательной властью. Организационное оформление правительственная структура получила лишь в 1934—1935 гг. В этой связи Третья республика 30—40 гг. получила название Режима Собраний, который характеризовался абсолютизацией полномочий законодательной власти. Чрезмерный контроль парламента над правительством обусловил политическую нестабильность и правительственную неразбериху. В условиях мирового экономического кризиса начала 30-х гг. и обострения социальных конфликтов значительно возросла роль правых профашистских политических групп. В феврале 1943 г. во Франции была предпринята попытка фашистского путча, которая провалилась благодаря созданию мощного антифашистского фронта, в состав которого вошли представители либерально-демократических сил. Усиление реакционных тенденций в политике привело к созданию Народного фронта — союза антифашистских сил страны (коммунисты, социалисты, радикалы и др.). Выборы 1936 г. принесли победу Народному фронту, в результате чего было сформировано правительство из социалистов и радикалов. Политика нового правительства ознаменовалась рядом социальных преобразований, а также антифашистскими мероприятиями. Это способствовало предотвращению установления во Франции авторитарного режима. Поражение Франции в войне против гитлеровской Германии летом 1940 г. обусловило падение Третьей республики и установление режима Виши. Конституционные законы 1975 г., устанавливавшие республиканскую форму правления, сохранялись номинально. Фактически же была установлена диктатура. Специальными декретами маршал Петэн отменил пост президента республики и возложил всю полноту власти на себя. Установленный Петэном военно-авторитарный режим существовал до поражения гитлеровской Германии во второй мировой войне. Уже в период оккупации в рамках движения Сопротивления стала формировать новая система власти. Создал ее генерал де Голль, находившийся тогда в эмиграции. Временное правительство, которое возглавил генерал, осуществляло управление страной после освобождения Франции в 1944-1946 гг. Основной тенденцией развития гражданского права на протяжении 20-го столетия являлось возрастание роли государственного регулирования и повышение значения институтов и конструкций частного права. В результате некоторые области гражданско-правовых отношений переносятся в область конституционного права. Это отражало интересы и потребности социума в целом, но и создавало гарантии от чрезмерного государственного вмешательства. В большей степени эта тенденция коснулась вещного права. Собственность претерпела трансформацию из индивидуальной (абсолютной и никем не ограниченной) в социальный институт. Социализация собственности была реализована в правовых системах Англии, Франции, Германии и США. XX век привнес в источники права дифференциацию в право собственности по объектам и субъектам. В этой связи различают публичную и частную собственность. Субъектами права публичной собственности выступают государство, субъект федерации, муниципалитет, коммунальная община. Публичная собственность неделима и носит коллективный характер. В современных гражданско-правовых источниках исключительной государственной собственностью являются национальные парки, прибрежная полоса, пляжи, ценные природные ископаемые и т.д. Под защитой государства, как правило, находятся вода, почва, флора и фауна. В первой половине XX века и после завершения второй мировой войны в Европе широко распространилась практика национализации. В первую очередь это было характерно для периодов социалистических революций, а также в процессе создания социалистического лагеря. Кроме радикальных вариантов национализации имели место и более умеренные, реализованные в странах, сохранивших буржуазную демократическую государственность. Так, в Англии, например, была проведена программа национализации общественно значимых, но убыточных отраслей: угольной, транспортной и электроэнергетической. Основным методом проведения национализации стал выкуп государством этих отраслей у прежних владельцев, а также создание общественных корпораций, в управлении которыми участвовали и представители профсоюзов. В качестве обязательных условий национализации современные законодательства европейских стран называют общественные интересы, законодательное закрепление, обязательная компенсация, судебный порядок возмещения стоимости имущества в случае возникновения имущественных споров и претензий. Дальнейшее развитие в этот период получил институт доверительной собственности, возникший в Англии. Траст предполагает, что лицо, учредившее доверительную собственность, передает ее в управление другим лицам. Эта юридическая конструкция используется в целях защиты интересов недееспособных лиц, замужних женщин, а также благотворительных и иных учреждений. На основе трастов создаются различные инвестиционные объединения. В случае отчуждения доверительной собственности закон защищает права и интересы бенефициантов. Однако они лишь получали определенные выгоды, гарантированные правом справедливости, и не могли подавать иски для защиты своих прав. Таким образом, траст предусматривает расщепление собственнических прав между собственником (бенефициантом) и управляющим. Вещное право развивалось под влиянием корпоративного предпринимательства, что обусловило становление акционерного (корпоративного) права. По мере развития рыночной экономики и интеграционных процессов возросло значение в праве юридических лиц. В системе общего права отсутствует понятие юридического лица. Фактически ими являются акционерные общества. В послевоенный период обозначилась демократизация акционерного капитала, то есть юридически закрепленная возможность распространения ценных бумаг среди широкого круга лиц. Важнейшие изменения произошли и в сфере договорного права. В романо-германской правовой системе обязательственное право рассматривается в качестве центрального раздела гражданского права. Обязательство трактуется как обязанность одного лица совершить или не совершать какого-либо действия в интересах другого лица. Они могут возникать из закона или из деликта. Распространяется практика возмещения ущерба за угрозу возникновения деликта. В современном праве расширяется и детализируется перечень убытков, подлежащих возмещению. В рамках германского права было разработано понятие «фиктивных» убытков. В этом случае исчисляются не только фактические убытки, но и потенциальные. Легитимно закрепляется новьй вид обязательства — из необоснованного обогащения. Важное значение продолжают сохранять обязательства из договоров. Современное законодательство усиливает договорную ответственность. В юридической практике закрепляется правило, суть которого заключалась в том, что обязательство не должно ущемлять интересы третьих лиц. Несмотря на то что в общем праве отсутствует дефиниция «обязательственное право», оно становится важнейшим элементом гражданского права Англии и США. Принцип свободы заключения договоров закрепляется на конституционном уровне. Основным источником регулирования договорных отношений становится законодательство штатов. Закон закрепил новую разновидность договоров — лизинг, сочетавший аренду-продажу товара. Новацией стал и договор о передаче научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью. Значительным изменениям подверглись традиционные договора купли-продажи. Появилась продажа в кредит, с рассрочкой платежа, с аукциона и т. п. Вместе с тем в сферу гражданско-правовых отношений вторгаются нормы императивного характера, что было обусловлено широким распространением административных договоров. Семейное право традиционно рассматривается в качестве важнейшего института частного права. Поэтому источниками регулирования правоотношений в этой области являются гражданские кодексы или иные акты гражданского законодательства, а также судебная практика по семейно-имущественным делам. В Германии и Испании функционируют унифицированные нормы семейно-брачных отношений. В Англии и США параллельно сосуществуют несколько систем правовые норм, регламентирующих эту сферу отношений между людьми. Это обусловлено многоуровневой системой национального законодательства. Так, в США функционируют как общефедеральные нормы, так и законы отдельных штатов, где наблюдаются существенные различия. С точки зрения источников, регулирующих семейные отношения, можно выделить страны, где эти нормы включены в гражданские кодексы, и те, где функционируют обособленные законы о браке и семье. Основной тенденцией развития семейно-брачного законодательства стала его демократизация. В 60-70-х гг. во многих европейских государствах были осуществлены реформы.семейно-брачного законодательства. Это стало результатом социальной и политической активизации молодежи и женщин, а также следствием охватившего всю Европу феминистского движения. Спор между гражданским и церковным браком закончился в пользу гражданского. Законодательство многих европейских стран подчеркивало, что брак является светским, а не религиозным институтом. В современном праве доминирует представление о браке как договоре, который в силу определенных обстоятельств может быть признан недействительным (например, когда один из супругов ввел другого в заблуждение относительно его материального положения).. В юриспруденции распространено мнение о том, что брак — это правоотношение, порождающее юридический статус. Этот тезис используется для обоснования государственного вмешательства в эту сферу гражданского права. Возраст брачного совершеннолетия в разных странах колеблется в значительных пределах: от 21 года для мужчин (в некоторых штатах США) до 12 лет у женщин (в Испании). Повсюду запрещены браки между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также между братьями и сестрами. Но законодательство различных европейских стран отличается различной степенью консерватизма. Так, в Швеции запрещены лишь браки между ближайшими родственниками. А в Ирландии запрет касается 28 степеней родства. Важнейшим условием заключения законного брака является ставшее традиционным для Европы требование к супругам не состоять в другом браке. В последнее время в законодательстве ряда европейских стран выдвигаются нетрадиционные требования к брачующимся: например, принадлежность вступающих в брак к разному полу. Это требование нашло отражение в английском брачном законодательстве. В Голландии, наоборот, закон разрешил заключение однополых браков. В законодательстве ряда стран встречаются требования и ограничения относительно состояния здоровья вступающих в брак. В ряде американских штатов сохраняются ограничения временного характера на вступление в повторный брак обвиненного в супружеской неверности (если это стало причиной развода). Новацией в XX столетии стало признание равного статуса в браке мужчин и женщин. Супруги стали рассматриваться как полноправные партнеры. Наиболее отчетливо тенденция либерализации проявилась в практике расторжения брака. Доказательств виновности одной из сторон не требуется. Хотя в некоторых американских штатах это правило действует до сих пор. В целом современное законодательство признает свободу развода. В Италии возможность развода была признана лишь в 1970 г., в Португалии — в 1976 г., а в Испании — в 1981 г. В некоторых странах для получения развода достаточно заявления об этом обоих или даже одного из супругов. Примером такого подхода может служить Швеция, где в случае одностороннего заявления развод оформляется по истечении шестимесячного срока, даже если у супругов имеются несовершеннолетние дети. Однако и это ограничение не применяется, если супруги не проживали вместе в течение двух лет. В большинстве стран основанием для развода является распад брака, признаками чего могут являться раздельное проживание супругов, разногласия между ними, супружеская неверность, жестокое обращение, злоупотребление алкоголем, уход из дома одного из супругов и другие. Во Франции брак может быть расторгнут вследствие прекращения семейной жизни, когда супруги не живут вместе в течение шести лет или когда один из супругов в течение такого же срока страдает психическими заболеваниями. Это так называемые «безвинные» основания для развода, к которым относится и несовместимость характеров. Непосредственное решение о разводе принимают либо суды, либо органы регистрации актов гражданского состояния. В современной юридической практике существует понятие судебной сепарации (разлучения) супругов, основанием чего могут являться брачные правонарушения: супружеские измены, жестокое обращение и т.п. В Англии и Франции решение о сепарации нередко используется в качестве промежуточной меры перед оформлением развода. Расторжение брака для бывших супругов и для детей влечет целый ряд юридических последствий, затрагивающих раздел имущества и содержания. На регламентацию алиментиронания повлияла утрата представления о разводе как наказании за вину. Поэтому во многих европейских странах устанавливается одинаковый размер материальной помощи, которую должны оказывать супруги друг другу. При этом учитываются состояние здоровья, возраст, длительность брачных отношений, материальные нужды и потребности разведенных, наличие несовершеннолетних детей. Уравниваются имущественные права супругов. Закон уделяет внимание регулированию как личных, так и имущественных отношений супругов. Наиболее обстоятельно регулируются вопросы режима имущества супругов, порядка управления им и предоставления содержания. В современном европейском праве существует три вида правового режима имущества супругов: общности владения, раздельного владения и смешанный тип, который часто называют режимом «отложенной общности». Юридическим основанием применения того или иного режима является брачный контракт либо соответствующие статьи закона (легальный режим). Средством защиты личных и имущественных прав супругов стал рассматриваться брачный контракт. Он регламентирует статус добрачного имущества мужа и жены, режим имущества, нажитого в браке, а также имущественные санкции в случае развода. Легальный режим общности имущества предусматривается в законодательстве Франции, Испании, некоторых американских штатов. Режим раздельного владения доминирует в ФРГ, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. Права и обязанности супругов регулируются по-разному в различных европейских странах в зависимости от степени либеральности семейного права. Так, в Англии господствует традиционное представление о том, что обеспечение жены всем необходимым и предоставление ей содержания является основной обязанностью мужа. Демократизация коснулась и сферы отношений между детьми и родителями. Происхождение ребенка, рожденного в браке, устанавливается путем регистрации новорожденного с указанием его отца и матери по обоюдному согласию супругов. Установление родителей детей, рожденных вне брака, осуществляется их легитимацией путем вступления родителей в брак после их рождения, а также на основании добровольного заявлении отца о признании отцовства. Законом допускается практика установления отцовства в судебном порядке. Несмотря на улучшение статуса внебрачных детей, между ними и законнорожденными сохраняются отличия. Наиболее четко это проявляется в сфере наследственного права. Многие европейские государства не присоединились к международной Концепции о правах детей, рожденных вне брака, от 1975 г. Этот документ декларировал равные права детей независимо от статуса законно- или незаконнорожденных. Комплекс прав и обязанностей родителей связан с их взаимным алиментированием. Как правило, алименты на содержание детей выплачиваются родителями, проживающими отдельно, до достижения детьми совершеннолетия. После этого дети, в свою очередь, в предусмотренных законом случаях обязаны содержать родителей. Во многих правовых системах устанавливается юридическая ответственность родителей за противоправные действия несовершеннолетних детей. Законодательное признание получают права детей на гуманное обращение, на среднее образование и т. д. Их. нарушение со стороны родителей влечет уголовную ответственность последних.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |