Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советская система государственного управления




В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1946-1953 гг.)

План лекции:

1. Реформирование высших и центральных органов управления.

2. Демилитаризация управления страной.

3. Послевоенные репрессии и их смысл.

 

Переход советского общества после победы СССР над фашистской Германией к мирному строительству отличался сложной противоре­чивостью. С одной стороны, некоторое ослабление политического и идеологического контроля накануне и в годы войны, а также победо­носное ее завершение способствовали усилению «демократического импульса», породили большие надежды в широких слоях населения на возможность эволюции советской политической системы, разви­тие демократической альтернативы.

Экстремальные условия ведения войны заставили сталинское руководство частично отказаться от во­люнтаристских методов в хозяйственной сфере, что проявилось в активизации различных форм свободного рынка, известной реабили­тации мелкотоварного производства.

Существенные изменения за го­ды войны произошли в СССР в сфере общественного сознания. На­род-победитель, выигравший одну из самых кровопролитных войн, впервые почувствовал свою значимость в качестве творца истории, а не только «винтика» государственной машины. Даже в среде значи­тельно обновленной за годы войны партийно-государственной но­менклатуры росло осознание неизбежности перемен.

С другой стороны, именно после войны советский режим оконча­тельно эволюционирует в режим единоличной власти Сталина, приоб­ретает тоталитарный характер. На этом фоне происходило дальнейшее усиление власти Сталина, который постепенно перестает считаться не только с мнением своего ближайшего окружения, но и с самой партией. С 1939 г. не было созвано ни одного партийного съезда. За все послевоенные годы состо­ялось только два пленума ЦК партии. Даже Политбюро собиралось не в полном составе, его заседания ограничивались узким кругом наиболее приближенных к Сталину лиц. Усиливается также роль личного секре­тариата Сталина и специального его сектора, возглавлявшегося генера­лом А.Н. Поскребышевым.

Монополизация Сталиным ленинизма и скрытая замена последнего сталинизмом находит свое воплощение в известной формуле: «Сталин - это Ленин сегодня». Трансформация большевизма в сталинизм отчетливо проявилась в усилении идеологи­ческого консерватизма, результатом которого стала изоляция страны от всего остального мира. Выражением нового курса явилась проведенная летом 1946 г. кампания борьбы с «космополитизмом и преклонением перед иностранщиной».

Изменения в системе государственного управления в первые послевоенные годы касались в основном положения и структуры орга­нов исполнительной власти. После войны Сталин вернулся к выска­занным им в конце 1930-х гг. теоретическим положениям относитель­но реабилитации идей сильного государства вопреки марксистскому тезису о его отмирании. Реабилитация институтов, воплощавших тра­диционное государство, происходила даже на уровне символов, новых наименований.

В марте 1946 г. на основании внесенных в Конститу­цию СССР изменений и дополнений Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР. С целью усиления контроля за решением всех важнейших государственных дел по инициативе Сталина были созданы два оперативных органа: в мар­те 1946 г. - Бюро Совета министров СССР (сначала его председателем был назначен Берия, а затем его заменил Сталин) и в 1950 г. - Бюро Президиума Совета министров СССР.

По аналогии с правительством СССР Совнаркомы союзных и ав­тономных республик преобразовывались в Советы министров союз­ных и автономных республик. По мнению исследователей, эти преоб­разования были направлены на усиление роли государственного аппарата в системе власти и управления Советского государства. Зна­чительно повышался статус IIрезидиумов союзного и республикан­ских Советов министров. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств (по закону 1946 г. было образовано 49 мини­стерств, в том числе 30 общесоюзных и 19 союзно-республиканских; в 1947-м их было уже 58, в 1948 г. - 59).

Переход от войны к миру потребовал отмены режима военного вре­мени. Вместе с демобилизацией армии, численность которой к концу войны достигла 11,3 млн человек, было отменено чрезвычайное поло­жение в стране, упразднялись чрезвычайные органы управления: Госу­дарственный комитет обороны, Ставка Верховного главнокомандова­ния и др. В 1946-1948 п. прошли выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, позволившие обновить депутатский корпус, практически не менявшийся в годы вой­ны. Были приняты меры по усилению коллегиальности в деятельности Советов, чему способствовали более регулярный созыв их сессий, уве­личение числа постоянных комиссий.

В соответствии с Конституцией 1936 г. в 1948-1949 гг. впервые в истории Советского государства состоялись прямые и тайные выборы народных судей и заседателей, что должно было способствовать усилению законности в стране.

Первоочередной задачей послевоенного времени являлось форси­рованное восстановление разрушенного войной народного хозяйства и перевод экономики страны на мирные рельсы (конверсия произ­водства). В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план вос­становления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем, так же как и в предшествующий период, приоритет отдавался разви­тию тяжелой и особенно оборонной промышленности. В 1947 г. была проведена денежная реформа, в ходе которой старые деньги подлежали обмену в соотно­шении 10: 1, что негативно сказалось на благосостоянии крестьянско­го населения, в подавляющем большинстве не прибегавшего к услу­гам сберегательных касс. Одновременно были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. При этом огромные средства продолжали вкладываться в военно-промышленный ком­плекс, прежде всего в реализацию атомного проекта, превращавшего СССР в одну из ядерных держав, в связи с чем объявленная конвер­сия проводилась лишь частично.

Были отвергнуты предложения председателя Госплана Н.А Вознесенского, отстаивавшего необходимость более сбалансиро­ванного развития народного хозяйства, преодоления диспропорций между отраслями экономики, которые сложились в 1930-е гг. в резуль­тате осуществления ускоренной индустриализации, и - по аналогии с восстановительным периодом после Гражданской войны - выступав­шего за приоритетное развитие легкой и пищевой промышленности.

В начале 1946 г. Сталин публично заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и по­строение коммунизма. Позже в работе «Экономические проблемы со­циализма в СССР» (1952) он теоретически обосновал установку на воз­вращение к принудительным и волевым методам в управлении страной.

В послевоенный период раскручивается новый виток репрессий, являвшихся одним из главных средств сохранения системы, усиливает­ся идеологический контроль во всех сферах жизни общества. В первую очередь преследования коснулись военных, популярность которых, выросшая за годы войны, не могла не беспокоить Сталина. Были арес­тованы близкие к маршалу ГК. Жукову генералы П.Н. Понеделин, Н.К. Кириллов, маршал авиации А.А Новиков. Сам Жуков обвинялся в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров и противо­поставлении себя правительству и Верховному главнокомандованию. В июне 1946 г. прославленный полководец был освобожден от должно­стей главкома сухопутными войсками, главноначальствующего Совет­ской военной администрации в Германии и заместителя военного ми­нистра и назначен командуюшим в Одесский военный округ.

Репрессиям подверглась также часть высших партийных функцио­неров, благонадежность которых ставилась Сталиным под сомнение. Осенью 1948 г. после смерти А.А. Жданова была организована крупней­шая чистка партийной организации Ленинграда - города, к которому Сталин всегда относился с подозрением. В общей сложности по «ленин­градскому делу» было арестовано около 2 тыс. человек. Среди отданных под суд и затем расстрелянных 200 видных партийных, советских и хо­зяйственных работников были: председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов, член Политбюро ЦК ВКП(б) и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) и член ЦКА.А. Кузне­цов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.с. Попков, председатель Ленинградского горсовета П. Лазутин. Все они были об­винены в измене Родине, намерении превратить ленинградскую парторганизацию в опору для борьбы с ЦК партии и т.п.

Отражением борьбы за власть следует считать стремление Сталина в последние годы нахождения у власти ограничить влияние наиболее известных в государстве руководителей - Молотова, Хрущева, Мико­яна, Маленкова, Берия и др. Им противопоставлялись новые, более молодые выдвиженцы вождя, которые мало знали о действительном смысле партийных интриг и на поддержку которых можно было рас­считывать. Вероятно, именно эту цель преследовал Сталин, согласив­шись на созыв (после l3-летнего перерыва) очередного, XIX съезда ВКП(б), который открылся 5 октября 1952 г. На нем Политбюро было преобразовано в Президиум ЦК, имевший значительно более широ­кий состав (25 членов и 11 кандидатов). Одновременно был удвоен со­став Секретариата ЦК (с 5 до 10 членов) и ЦК партии (его численность достигла 232 человек). По мнению Н.С. Хрущева, высказанному на XX съезде партии, такое расширение состава высших партийных орга­нов потребовалось Сталину для того, чтобы ослабить позиции старой «сталинской гвардии» в лице Молотова, Маленкова, Микояна, Кага­новича и др. (по некоторым версиям, планировалось их физическое устранение), окружив их «новичками», менее опытными и легче управляемыми. Съезд принял решение о переименовании партии в КПСС, узаконив тем самым завершение большевистского периода в истории Советского государства.

Контрольные вопросы:

1. Укажите задачи, вставшие перед советским государством после завершения Великой Отечественной войны.

2. Какие органы государственной власти прекратили свое существование после окончания Великой Отечественной войны и почему?

3. Как изменилась структура органов высшего государственного управления во второй половине 1940-х гг.

4. Что такое конверсия и как она осуществлялась после окончания Великой Отечественной войны?

5. Почему советское государство после окончания Великой Отечественной войны не отказалось от милитаризации экономики?

6. По каким направлениям развивались в последние годы жизни И.В. Сталина репрессионные процессы?

7. Дайте характеристику «ленинградскому делу».

8. Когда ВКП(б) была переименована в КПСС и с какой целью?

9. Что представлял из себя окончательно оформленный после Великой Отечественной войны культ личности И.В. Сталина?.

10. Охарактеризуйте отличия ленинизма от сталинизма.

 

Литература:

1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.

2. История государственного управления в России: Учебник / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М., 2009.

3. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

4. Короткевич, В.И. История современной России. 1991-2003 [Текст]: учеб. пособие / В.И. Короткович. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 296 с.

5. Сергеев С.А., Цейтлин Р.С. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие. М., 2003.

6. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.

 

Электронные ресурсы:

1. Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс] – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/

3. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История [Электронный ресурс] – http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1

5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы [Электронный ресурс] – http://historydoc.edu.ru/

6. Российский электронный журнал «Мир истории» [Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.