Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умови прийняття управлінських рішень




Природа, сутність та класифікація рішень у сфері менеджменту

Тема 8 Рішення в менеджменті

1. Природа, сутність та класифікація рішень у сфері менеджменту

2. Умови прийняття управлінських рішень

3. Технологія розробки рішень

4. Моделі та методи оптимізації рішень

 

 

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, со­кращающих разрыв между настоящим и будущим желательным со­стоянием организации. Данный процесс включает много разных эле­ментов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности органи­зации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей.

Выделяют два уровня решений в организации: индивидуаль­ный и организационный

Принятие решений в организации характеризуется как:

• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

• процесс взаимодействия членов организации;

• выбор альтернатив в рамках социального и политического со­стояния организационной среды;

• часть общего процесса управления;

• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

• важно для выполнения всех других функций управления.

То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных реше­ний — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффек­тивности работы менеджера.

 

В зависимости от того, как процесс принятия решения восприни­мается и интерпретируется на индивидуальном или организационном уровне, можно выделить четыре модели принятия решений (рис.1.4).

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках тако­го подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнури­тельный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углуб­ленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно опреде­ляются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для органи­зации в целом.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение пробле­мы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на кратко­срочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях от­дельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетвореннос­ти, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации.

 

Политическая модель организационных решений обычно отра­жает желание членов организации максимально реализовать в пер­вую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанав­ливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффек­тивности политики, используемой различными участниками про­цесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.