Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции многолинейного развития




Концепции однолинейного прогрессивного развития

Философия истории

Множество философско-исторических концепций можно свести к трем группам:

· концепции однолинейного прогрессивного развития,

· концепции многолинейного развития,

· концепции циклического развития.

Представители этой группы — Гегель, Маркс — считали, что история человечества едина, все народы идут к одной цели. Только цели философы предлагали разные.

По Гегелю, в истории действует ми­ровой разум, который постепенно разворачивается и направляет людей. Цель всемирной истории — познание мировым духом самого себя.

По Марксу, все народы должны прийти к коммунизму. В светлом будущем не будет эксплуатации, нищеты, полностью будут удовлетворены все материальные потребности людей, люди будут управлять машинами, а в свободное время заниматься самоусовершенствованием.

У Гегеля и Маркса конечная цель человечества — торжество разума и свободы на земле

Согласно теории осевого времени Карла Ясперса (1883-1969) в V веке до нашей эры в мировой истории произошел резкий поворот, как бы повернулась ось истории. Почти одновременно на Западе, в Китае и Индии возникли крупные философские школы, появились великие мыслители, мировые религии. В Китае тогда жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии — Будда, в Иране — Заратустра, в Палестине — пророки Илия и Исайя, в Греции — Парменид, Гераклит, Платон. Народы, прошедшие мимо идей осевого времени, остались на уровне «природного» существования: они изменяются, развиваются, деградируют, причем все эти изменения совершаются очень медленно.

Развитие общества, по Ясперсу, многолинейно

4.2.3. Циклические концепции истории: замкнутые культуры

Освальд Шпенглер (1880-1936) считал, что никакой единой истории нет. Линейная схема «Древний мир — Средние века — Новое и новейшее время» не выдерживает критики. В каждой древней культуре были свои средние века, свое Новое время, свой феодализм и капитализм.

Нет линейной истории - есть циклическое развитие замкнутых в себе культур. Шпенглер насчитал восемь культур, существовавших в человеческой истории: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя в Америке. Он ожидал рождения и девятой — русско-сибирской культуры.

Каждая культура — это организм, живущий примерно тысячу лет. Всякая культура, как и человек, переживает детство, юность, возмужалость и старость. Старость — это переход культуры в цивилизацию. Цивилизация — это конец культуры. По Шпенглеру, например, Древняя Греция - это культура, а Древний Рим — уже цивилизация. Бездушные, чуждые философии и искусства, ценившие одни материальные успехи, римляне стояли на самом краю неизбежной катастрофы всей античности.

Шпенглер обратил внимание на тот факт, что в эпоху умирания культуры (этап цивилизации) резко падает рождаемость. Так падала она в Древнем Риме (там издавались даже императорские указы, которые разрешали брать бесплатно пустующие земли, разводить там хозяйство, растить семью). Ничего не помогало: ко второму захвату варварами Рима население римской империи сократилось настолько, что могло всё вместиться в одном Риме. Варвары лишь ускорили смерть некогда могущественной культуры.

Сегодня в Европе идет падение рождаемости. Люди не хотят иметь детей не потому, что они бедные и им трудно прокормить ребенка, но потому, что подсознательно всеми владеют усталость, душевный надлом и безотчетный страх перед будущим, считал Шпенглер.

Шпенглер предрек в XX веке «закат Европы»

4.2.4. А. Тойнби: мировые цивилизации

Арнольд Тойнби (1889 - 1975) был не только продолжателем идей О. Шпенглера. Он в значительной степени развил концепцию циклического развития истории, подкрепив ее еще большим историческим материалом. В огромной двенадцатитомной работе «Постижение истории» Тойнби насчитывал 37 цивилизаций.

Цивилизация — это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

• индусская;

• исламская;

• христианская.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).

Движущей схемой истории согласно Тойнби является:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

ответ цивилизации в целом на вызов.

Некогда древние греки, жившие в Аттике, занимались скотоводством. Но когда пастбища Аттики высохли, а угодья истощились, народ перешел к возделыванию оливковых плантаций. Одним маслом жив не будешь, и афиняне стали менять его на скифское зерно. Масло наливали в глиняные кувшины и транспортировали по морю, а это стимулировало гончарное производство и искусство мореплавания. Греки начали разрабатывать и серебряные рудники, потому что торговля требовала денег. Таким образом, афиняне во сто крат приумножили свои богатства.

Тойнби приводит много примеров неспособности людей ответить на вызов. Такова судьба цивилизации майя. Знаменитые огромные пирамиды когда-то были свидетельством победы человека над природой. Но даже с высоты своих дворцов и пирамид майя не смогли увидеть подкрадывающегося врага. Человек не смог предотвратить наступление леса, который поглотил возделываемые поля, площади и дома, а потом добрался до дворцов и храмов.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

· творческого меньшинства;

· инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Инертное большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой и умирание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 7030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.