Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарное производство. Товар и его свойства




 

Необходимой и безусловной предпосылкой существования рынка является товарный характер производства.

Экономическая практика знает два основных типа хозяйства (производства): натуральное и товарное.

Натуральное производство – это производство, в котором продукты создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личных потребностей самого производителя. Натуральному производству присущи замкнутость, ограниченность, традиционность, рутинная техника и медленное развитие.

Товарное производство – это производство, в котором продукты создаются для обмена (продажи). В нем продукты производятся самостоятельными, друг от друга не зависящими, обособленными производителями.

Условиями возникновения и существования товарного производства являются:

1. Общественное разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности. Отдельный член общества, специализируясь на производстве определенного продукта или услуги, создает их для других членов общества, нов свою очередь нуждается в благах, производимых другими. Таким образом, общественное разделение труда служит формой связи между людьми.

2. Частная собственность как основа экономической (хозяйственной) самостоятельности производителей. Так как факторы производства находятся в частной собственности, то и продукты производства принадлежат всецело тем, кто является собственниками факторов производства. Именно при этом условии отдельные производители, связанные общественным разделением труда, должны обмениваться продуктами.

3. Обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями. Потребитель получает большинство необходимых ему товаров (и услуг) в результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен носит свободный характер, осуществляется по взаимному желанию двух сторон, без принуждения, то между производителями и потребителями возникают отношения свободного обмена.

Результатом товарного производства является товар – продукт, предназначенный для продажи, обмена. Товары – это не только продукты в их вещной форме, но и услуги, информация, знания, результаты творческого труда и др.

Всякий товар обладает двумя свойствами (признаками): полезностью и ценой.

Полезность товара (U) – это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность и польза – понятия разные. Полезность выражает не столько физические свойства товара, сколько отношение к ним потребителя, т.е. субъективное восприятие товара. Польза же – понятие объективное. Например, сигареты для курильщика бесспорно обладают полезностью, в то время как пользы для здоровья курение не приносит.

Полезность любого экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага. В экономической теории полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара.

Добавочная полезность, извлекаемая потребителем от дополнительной единицы товара называется предельной полезностью (MU). Согласно закону убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (рис. 3.1.) Первая пара туфель (при отсутствии таковых) обладает очень высокой полезностью, полезность второй пары туфель несколько ниже,.. десятая пара обладает меньшей полезностью, чем девятая, девятая меньшей, чем восьмая и т.д.

Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику совокупной (общей, суммарной) полезности (АU), приносимой всей массой потребляемых благ. Очевидно, что с увеличением количества товаров данного вида, обладающих полезностью для потребителя, происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 3.2).

 

 

По мере увеличения количества пар обуви их общая полезность возрастает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т.д.), но поскольку каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все медленнее и медленнее.

Наибольшую сложность представляет собой второй признак товара – его цена (р). Вопрос о сущности, природе цены является камнем преткновения для многих поколений экономистов-теоретиков.

Согласно воззрениям одних из них, цена – это денежное выражение стоимости. Стоимость же создается в процессе производства, она объективна и поддается эмпирическому измерению.

Другие отрицают существование внутренней присущей товару стоимости, полагая, что стоимость (ценность) – понятие субъективно-оценочное. Реально же существует только цена товара – пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.

Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теорий стоимости (цен), поэтому она называется неоклассическим синтезом. Согласно этой теории:

• рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;

• спрос определяется предельной полезностью товара – способностью товара удовлетворять

потребности людей;

• предложение зависит от издержек производства;

• издержки производства характеризуют затраты ресурсов, используемых для производства данного товара.

Таким образом, в цене в концентрированном виде отражается соотношение потребности в данном товаре и объема ограниченных ресурсов, которые выделяются обществом для удовлетворения этой потребности.

3.2. Деньги: сущность, функции и количество

 

Какие различия не существовали бы в трактовке стоимости, цены – бесспорно одно: количественно цена – это определенная сумма денег. Так что же такое деньги? В теории рыночной экономики под деньгами понимается все то, что принимается продавцами для оплаты товаров и услуг, или все то, что выполняет функции денег.

Отличительной особенностью денег является их абсолютная ликвидность. Вообще ликвидность – это возможность использования активов (актив – это всякая собственность, имеющая стоимостную оценку: акции, облигации, недвижимость и т.п.) в качестве платежного средства. Ликвидность связана с издержками обмена. Чем меньше издержки обмена (потери при обмене), чем полнее сохраняется номинальная стоимость актива, тем выше его ликвидность.

Издержки обмена денег равны нулю, т.е. они непосредственно, в своей первичной, исходной форме, без всяких преобразований способны быть средством платежа, расчетов.

Сущность денег проявляется в их функциях.

Деньги в функции меры стоимости (меры цен) позволяют измерить, сосчитать, учесть количество и даже качество различных товаров в одних и тех же денежных единицах счета. Возможность измерения и сопоставления товаров является первейшим условием эквивалентности (равноценности) обмена.

Функцию меры стоимости деньги выполняют с помощью масштаба цен – денежной единицы, устанавливаемой в законодательном порядке каждой отдельной страной. Подобно тому как длина измеряется в метрах, а вес – в килограммах, так для соизмерения стоимости (цен) товаров и услуг используются определенные денежные единицы. В разных странах существует различный масштаб цен – разные денежные единицы (рубль, доллар, франк, марка и т.д.).

Вторая – важнейшая функция денег – средство обращения. Посредством денег осуществляется обмен товарами и услугами между людьми, предприятиями, странами. Как средство обращения деньги позволяют заменить натуральный обмен (Т – Т) на обмен с помощью денег (Т – Д – Т). В этом процессе деньги играют роль посредника, т.е. выполняют функцию средства обращения.

Для того чтобы деньги выполняли функцию средства обращения, они должны обладать приемлемостью, т.е. признаваться каждым покупателем и продавцом. Этот признак денег подчеркнут ст. 29 и 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации» и далее: «Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации».

Наконец, третья функция денег – это их функция как средства сбережения, накопления. В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство. Противоречие между качественной неограниченностью денег (как средства обмена и платежа) и их количественной ограниченностью стимулирует их накопление. Выходя на некоторое время из сферы обращения, деньги превращаются в средство будущих платежей.

Исходя из их функций, деньги часто определяют как «универсальный товар, обмениваемый на любые продаваемые товары и услуги и пригодный для расчетов и платежей в настоящем и будущем».

В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег: товарные, бумажные и современные кредитные деньги.

Товарные деньги – это определенный вид товара. У разных народов в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п. Затем на несколько тысячелетий функции денег монополизировали благородные металлы – золото и серебро. Выполнению золотом и серебром функций денег способствовали такие их физические свойства как однородность, делимость, сохраняемость, редкость.

Бумажные деньги – это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные деньги практически не имеют собственной вещественной стоимости. Раньше они выступали как представители (заместители) золота в обращении. Современные бумажные деньги – банкноты – это долговые обязательства государственных центральных банков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио – выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.

Современным наличным деньгам присущи такие качества, как всеобщее признание; удобство пользования, достигаемое за счет портативности, узнаваемости денежных знаков; делимость, проявляющаяся в способности денежных единиц делиться на части;

надежность против подделки; однородность, выражающаяся в том, что деньги одного и того же достоинства должны обладать равной покупательной способностью вне зависимости от формы, в которой они представлены.

Большая часть современных денег – это безналичные деньги, которые существуют только в виде записей в бухгалтерских книгах банков (расчетные, текущие, сберегательные и т.п. счета). Деньги, хранящиеся в банках, фактически предоставляются их собственниками в кредит банкам и потому называются кредитными или банковскими деньгами.

Итак, современные наличные деньги – это долговые обязательства центральных государственных банков, а безналичные – это долговые обязательства коммерческих банков.

Четкое представление о видах, характере современных денег дает возможность определить их количество. Совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения и накопления образуют денежную массу.

Отдельные виды денежных средств, обращающиеся в стране, в соответствии с присущим им уровнем ликвидности объединяются в денежные агрегаты (М). Агрегат с более высокой степенью ликвидности входит составной частью в комплекс с более низким уровнем ликвидности. В результате образуется система агрегатов, каждый из которых характеризуется определенными показателями состава и структуры денежной массы.

Наиболее часто употребляются следующие денежные агрегаты:

М0 – наличные металлические и бумажные (банкноты) деньги в обращении (без кассовой наличности банков).

M1 включает М0 и деньги на беспроцентных счетах до востребования (чековые вклады).

М2 состоитиз M1, сберегательных счетов и небольших срочных вкладов.

М3 образуется из М2 и крупных срочных вкладов.

Представление о динамике денежной массы в России дает табл. 3.1.

Таблица 3.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.