Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные познавательные процессы




Первичным психическим образом среды являются ощущения, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств (анализаторов).

Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды.

Ощущения, которые возникают у человека можно разделить на три группы.

К первой группе относятся ощущения, вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела (экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятся вне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные и осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываются возбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах (интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения (голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические) ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.

Принадлежность ощущений определенным органам чувств называется модальностью. Способность иметь ощущения называется чувствительностью.

Ощущение не возникает сразу, как только стимул начинает действовать на орган чувств. Чтобы ощущение возникло, необходимо чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой. Та минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Когда мы не слышим разговора из соседней комнаты, это значит, что величина раздражения, поступающего в наш слуховой аппарат, ниже порога ощущения. Чувствительность какого-либо органа тем выше, чем ниже пороги ощущений.

Благодаря ощущениям отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т.п.). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств, свойств.

Психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств, называется восприятием.

По сравнению с ощущением восприятие - более высокая форма отражения действительности.

Физиологической основой восприятия являются сложные условно рефлекторные связи в коре больших полушарий, где осуществляется синтез (объединение) возбуждений, идущих от внешних раздражителей. При восприятии происходит согласованная деятельность нескольких анализаторов, ответная реакция организма на целый комплекс раздражителей. Так, когда мы воспринимаем, например, розу, то одновременно видим красивую форму и чудесную окраску и обоняем, вдыхая приятный аромат розы, осторожно прикоснувшись к цветку, осязаем нежную мягкость ее лепестков и т.п. Все эти отдельные ощущения соединяются в коре мозга вместе, в единый комплекс. Кроме того, мы узнаем в этом предмете розу, т.е. здесь имеет место и процессы памяти. Запах цветка доставляет нам удовольствие, вызывает приятное чувство. Наконец, в процесс восприятия включается и мышление: мы можем думать о том, к какому сорту относится данная роза, производить первоначальное элементарное обобщение. В зависимости от того, какой анализатор преобладает при восприятии, различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и кинестетические восприятия.

Восприятие - активный процесс, тесно связанный с деятельностью человека. Восприятие почти любого объекта обычно происходит на фоне, который его окружает.

Обладает избирательностью, когда из множества возбуждений, которые поступают в анализаторы, воспринимается в данный момент только то, на что обращается внимание. Внимание же обычно направлено на то, что имеет для нас какое-то значение, представляет интерес, и зависит от общего содержания психической жизни человека, в частности от прошлого опыта.

Зависимость восприятия от прошлого опыта называется апперцепцией. Люди разных профессий по-разному будут воспринимать один и тот же предмет. Так, рассматривая сорванный в поле цветок, художник обратит внимание на сочетание в нем красок; ботаник посмотрит на цветок как на представителя определенного класса растений; агронома заинтересует он с точки зрения принадлежности к кормовым травам.

В процессе восприятия мы обычно объединяем отдельные элементы предмета в целое. При этом имеет значение не столько близость частей друг к другу по их местоположению, сколько их принадлежность к определенному предмету.

Восприятие обладает целостностью и осмысленностью, что является результат нашего прежнего опыта, относительной константностью, т.е. постоянством наших восприятий.

Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают для нашего сознания бесследно, а сохраняются в виде образов, которые мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов или явлений уже нет перед нами.

Образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий "следов" возбуждений, временных связей, образовавшихся там при восприятии предметов или явлений.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие-то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте называется памятью.

Если бы люди не могли сохранять и воспроизводить прошлый опыт, они были бы лишены всякой возможности умственного развития и приобретения знаний.

Большое значение имеют смысловые связи. Они представляют собой тоже ассоциации, только более сложные (комплексные). В их основе лежит понимание зависимости одних явлений от других (понимание причинно-следственных связей).

Память обладает качествами, к которым относятся: а) объем, т.е. количество предметов или фактов, которые в определенное время способен запомнить человек; б) точность воспроизведения; в) быстроту запоминания; г) длительность сохранения усвоенного и д) готовность памяти, т.е. умение быстро вспомнить то, что требуется.

Лучшей памятью обладает тот человек, у которого достаточно развиты все указанные свойства. Благодаря возможностям памяти существует процесс опосредованного познания, когда знания получаются не прямо (непосредственно через ощущения, восприятие), а косвенно, посредством понимания связей между явлениями. Процесс познания, заключающийся в отвлеченном, обобщенном и опосредствованном отражении фактов и явлений, в установлении связей и отношений между ними, называется мышлением.

Мышление тесно связано с речью. Благодаря мышлению мы только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: видя тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь.

Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение. Условием протекания любого познавательного процесса является внимание. Внимание – это психическое состояние (реакция ориентирования), характеризующее познавательной деятельности, выполняет следующие функции:

- активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

- способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации;

- обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания делятся на первичные (объем, интенсивность, устойчивость) и вторичные (колебания и переключаемость).

 

Материалы для самоконтроля

1, Выпишите понятия обозначающие психические явления.

Слёзы, мышление, память, информация, дыхание, воля, вера, страх, сердцебиение, инстинкт, анализатор, желчь, интерес, боль, чувствительность, диагноз.

2.Прочитайте и прокомментируйте текст, опираясь на знания, полученные при изучении темы.

«Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живёт, пока живёт мозг - пусть даже тело уже умерло. Если допустить, что в будущем могут появиться "живые головы - мозг без тела", то означает ли это, что такие "живые головы" будут обладать сознанием?»

3. Если психика непосредственно ненаблюдаема, то, как можно утверждать, что она познаваема?

4. Постройте логический ряд понятий так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

а) Ощущение, отражение, осязание, познание, чувственный образ
психика.

б) Восприятие, отражение, зрительная иллюзия, психика, чувствен­ное познание.

5. Из указанных в скобках слов выбрать те, которые отражают смысл понятия.

Ощущение -... (сигнал, психическое отражение, мысль, рефлекс).

Восприятие -... (чувственное познание, осмысленность, информа­ция, условный рефлекс).

6. Дайте психологическую интерпретацию приведённого ниже материала. А.Конан Дойл написал пьесу по рассказу "Пёстрая лента".

Чтобы ошеломить публику, взяли живую змею. "Весь спектакль портит отвратительное чучело змеи", – утверждала одна газета. А.К.Дойл подбирал новых змей, однако они не устраивали публику. Прибегли к реквизиту и повесили муляж. Эффект превзошёл ожидания. Газеты писали: "Прекрасно смотрится на сцене живая змея". "Такова уж ирония соотношения фактической достоверности и театральной правды",- писал А. Конан Дойл.

7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания учащихся на занятии:

а) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении
определённого отрезка времени;

б) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменения в
раздражителях;

в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутрен­
него словесного отчёта;

г) наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности;

д) использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан учебный материал;

е) использование определённых установок и психических состояний;

ж) постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.