КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная перцепция
Восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков составляют социальную перцепцию. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии и поведения. На основе внешней стороны поведения мы как бы “читаем” внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. Выделяют четыре основные функции социальной перцепции: - познание себя; - познание партнера по общению; - организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; - установление эмоциональных отношений. Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция). Осознание себя через другого человека имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению). На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению? К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести: выражение его лица (мимику), способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. К способам межличностной перцепции относят: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим человеком познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Эмпатия - это эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. Эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Аттракция (дословно - привлечение) - представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Рефлексия - это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. У каждого человека есть свои “излюбленные” схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения: 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства; 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину). При изучении процесса каузальной атрибуции, стремление к выяснению причин поведения, выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности). Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю. Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее. когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту. материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке. Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры). В жизни конкретного человека как отдельного представителя человеческой общности его личность и его психика представлены в неразрывном единстве. Развитие личности не может быть сведена к развитию познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или группами).
Материал для самоконтроля 1. Выберите себе партнера и побеседуйте с ним, расположившись: а) напротив друг друга; б) боком друг к другу (через угол стола); в) спиной друг к другу; г) на разных уровнях (один сидит, другой стоит).
2. Выберите правильный ответ. Успех общения во многом зависит от учета психологических особенностей студентов. Однако большинство преподавателей фиксируют только: а) знания, умения, навыки; б) коммуникативные черты (приветливость, искренность, доверие); в) эмоциональный мир; г) волевые черты.
3. Выберите правильный ответ. Высокая техника общения: а) помогает получить от людей желаемого тобой результата; б) помогает добиться успеха в любой профессии; в) позволяет манипулировать людьми; г) формирует чувство уверенности в себе.
4. Студенты не хотят сдавать экзамен данному преподавателю, а хотят сдавать другому педагогу. Опишите варианты психологических причин. Определите правильный ответ в каждом варианте..
5. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если а) часто находится поблизости; б) обладает качествами, противоположными нашим; в) компетентен в проблемах, в которых мы плохо разбираемся; г) похож на вас.
6. Выберите правильный вариант. Овладевая общением: а) изучайте опыт коллег и литературу; б) сравнивайте свое поведение в сложной ситуации с поведением других; в) не копируйте, а вступайте в творческий контакт с коллегой; г) изучайте литературу по техникам общения.
7. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание "комплекс Наполеона", фиксирующее наличие особых характерологических качеств у мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое обоснование этого явления? 8. Из жизни и литературы известно, насколько неожиданными иной раз Чем можно объяснить подобное явление? 9. По мнению российских ученых, личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия человека с окружающей Можно ли говорить в этом случае о типологии личностей, в которой человек рассматривается как представитель одной из этих групп? 7. Перечисленные ниже особенности поведения человека, характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.
Список литературы
Обязательная литература
1. Психология и педагогика. Учебно-методический комплекс: материалы для студентов заочной и дистанционной формы обучения. – Томск, Изд-во ТПУ, 1998, - 91с. 2. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Э.Н.Камышев, Иванкина Л.И. Дубинина И.А. и др./ – Томск, Изд-во ТПУ, 2000, - 80с. 3. Психология. Учебник для технических вузов. /Под общей редакцией В.Н. Дружинина/. – СПб.: Питер, 2000. – 608с., (Серия «Учебник нового века»). 4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: ПИТЕР, 2004. – 432 с.
Дополнительная литература 1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: МПА, 1994. 2. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с. 3. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред.А.А. Бодалёва и др./ – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.. – 585с. 4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576с.
Эдуард Николаевич Камышев Антонина Владимировна Коваленко Любовь Ивановна Иванкина Наталья Николаевна Макарова Людмила Львовна Попова Леонид Александрович Шиканов Ирина Анатольевна Дубинина
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |