Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые формы предприятий. 1. Совершенная конкуренция предполагает, что:




Тесты

 

1. Совершенная конкуренция предполагает, что:

а) ни один продавец не может повлиять на цену;

б) покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке;

в) одному покупателю противостоит множество продавцов;

г) имеет место свободный вход на рынок.

2. В какой из рыночных моделей цена для продавца задана:

а)чистая монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция;

г) монополистическая конкуренция

3. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) не окажет никакого влияния на цены;

в) приведет к росту рыночной цены;

г) сократит рыночное предложение и повысит цену продукта.

4. Неценовая конкуренция характерна для:

а) чисто монополистического рынка;

б) рынка совершенной конкуренции;

в) монопсонического рынка;

г) монополистической конкуренции.

5. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

а) зерна;

б) транспортных услуг;

в) автомобилей;

г) ценных бумаг.

6. Какой из перечисленных критериев является показателем монопольного положения фирмы:

а) величина финансовых активов;

б) получаемый доход;

в) численность работников;

г) объем продаж на рынке.

7. В отличие от конкурентной фирмы монополия стремится:

а) производить продукции больше, а цены снижать;

б) производить продукции меньше, а цены повышать;

в) производить продукции меньше и цены снижать;

г) производить больше продукции и повышать цены.

8. В модели монопсонии предполагается, что:

а) действует неограниченное число покупателей;

б) продавцы не влияют на цены;

в) цены диктуют продавцы;

г) на рынке действует один покупатель.

9. Где, по-Вашему, была бы уместна естественная монополия:

а) производство автомобилей;

б) производство электроэнергии;

в) передача электроэнергии;

г) водоснабжение.

10. В качестве барьера для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательное оформление исключительных прав;

, г) все вышеперечисленное верно.

11. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) повышение цен на товары более высокого качества;

в) эксплуатация трудящихся путем повышения цен на потребительские товары;

г) все предыдущие ответы неверны.

12. Когда на конкретном рынке функционирует несколько продавцов, то это:

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) монопсония;

г) монополистическая конкуренция.

13. Когда множество продавцов на рынке несовершенной конкуренции противостоит множеству покупателей, то это:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) монопсония;

г) олигополия.

 

================================== * * * ===================================

Г Л А В А 6 ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Среди трех основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики: домохозяйства (население), предприятия (фирмы) и государство предприятиям принадлежит особенно важная роль, так как именно предприятия создают экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. В предыдущих главах анализировалась та среда, в которой функционирует фирма, предметом анализа данной главы является само предприятие.

 

 

6.1. Предприятие: сущность и основные характеристики

 

Предпринимательская деятельность организационно выступает в форме предприятия. Предприниматель, объединяя в одном производственном процессе ресурсы (труд, земля, капитал) создает предприятие (фирму). (В зарубежной литературе обычно употребляется понятие «фирма», в советской и российской экономической литературе более распространено понятие «предприятие». Хотя в точном значении слова под предприятием понимается организация, которая занимается одним видом деятельности и выполняет определенные функции по производству товаров и услуг, а под фирмой понимают организацию, которой характерны различные виды деятельности или которая представляет собой объединение предприятий, тем не менее понятия «фирма» и «предприятие» часто употребляются как синонимы.)

Предприятие – это обособленная, самостоятельная ячейка экономики, где происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли. По определению Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» «Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный... для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли».

Признаками предприятия являются:

• технико-производственная обособленность. Всякое предприятие – это технологически связанный между собой комплекс вещественных факторов производства и соответствующий коллектив работников, объединенных наличием частного разделения и кооперации труда;

• наличие организационного единства, структурная оформленность. Внутренняя структура фирмы носит иерархический характер, т.е. в процессе управления фирмой соблюдаются соподчиненность и сбалансированность функций, строгое следование определенным правилам со стороны участников производственного процесса, которые становятся существенными отличительными признаками предприятия;

• экономическая обособленность, предполагающая: обособление кругооборота ресурсов, самоокупаемость и самофинансирование процесса воспроизводства, самостоятельность в принятии хозяйственных решений, экономическую ответственность, наличие специфического экономического интереса.

С юридической точки зрения предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, признаками которого согласно ГК РФ (ст. 48) являются:

• наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

• самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие отвечает по своим обязательствам имеющимся у него имуществом;

• самостоятельное выступление в гражданском оборотеотсвоего имени, что означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Важный признак предприятия – его мобильность. Поскольку сама предпринимательская деятельность предполагает постоянный поиск нового, постольку и предприятие не может представлять собой раз навсегда данную, закостеневшую систему. Структурные и организационные изменения, усовершенствования, направленные на освоение новой продукции, повышение ее качества, снижение издержек производства – характерная черта эффективно функционирующего предприятия.

Хотя само определение предприятия содержит в себе характеристику цели его деятельности, следует отметить, что в конкретных рыночных условиях в качестве цели деятельности предприятий могут выступать: стремление выжить, предполагающее получение минимальной прибыли (или даже убытков), увеличение объема продаж и доли участия на рынке, повышение качества продукции и т.п. Например, некоторые японские фирмы определяют цели деятельности как стремление «...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества».

Каждое коммерческое предприятие может быть охарактеризовано по разным признакам:

• по форме собственности: индивидуальное частное, акционерное, кооперативное, государственное, муниципальное и т.д.;

• по принадлежности капитала: национальное, иностранное, смешанное. В России на 1 января 1997г. наряду с 2,5 млн. российских действовало 14,5 тыс. совместных и иностранных предприятий;

• по роду предпринимательской деятельности – производственное, посредническое, финансовое, информационное, консультационное и т.п.;

• по отраслевой принадлежности: промышленное, транспортное, банковское, торговое, научно-исследовательское и т.д.

Отраслевое распределение российских предприятий на 1 января 1999 г. было таково (в тыс.):

промышленность – 351,4

сельское хозяйство – 333,4

строительство – 297,6

торговля и общественное питание – 929,1

финансовые и кредитные учреждения – 50,6 (на 1.01.1998 г.)

• по контролю: головное, дочернее, филиал, ассоциированное (входящее в объединение)

предприятие;

• по размеру: крупное, среднее, малое;

• по организационно-правовой форме: единоличное предпринимательство или объединение

предпринимателей (товарищество, акционерное общество, кооператив).

Остановимся подробнее на двух последних характеристиках предприятия.

Классификация предприятий по размером осуществляется обычно по численности занятых или по объему годового оборота. По критерию численности работающих в разных странах по-разному определяют размер предприятия. Например, в США к малым относят предприятия, где число работников не превышает 500 человек; в Японии к малым относятся хозяйствующие субъекты с числом до 300 человек в промышленности, строительстве, на транспорте, до 100 человек – в оптовой торговле, до 50 человек – в розничной торговле; в Европе, как правило, малыми считают фирмы с числом работников до 200 человек и т.д.

В России согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства» (Приложение 6.1) малыми считаются предприятия, средняя численность работников которых не превышает 100 человек (промышленность, строительство, транспорт), 60 человек – в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 человек – в торговле.

Малые предприятия не являются особым видом предпринимательской деятельности. Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, оно может функционировать в любой сфере экономики, быть самостоятельным или входить в какое-либо объединение. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.

Малые предприятия как наиболее мобильная форма бизнеса оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способствуют быстрому насыщению рынка товарами, создают новые рабочие места, способствуют быстрому освоению достижений НТП, формируют конкурентную среду. Именно поэтому государства всех стран оказывают поддержку малому предпринимательству, предоставляя таким предприятиям налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь.

В настоящее время малые предприятия занимают высокий удельный вес в экономике большинства стран.

Так, в США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих; доля этих предприятий в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны превышает 50%. В Японии действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% ВВП. В странах ЕС доля работающих на малых и средних предприятиях составляет 72%, а их удельный вес в ВВП превышает 65%.

В России в 1997 г. функционировало 850 тыс. малых предприятий, на которых работали 6 млн. человек, т.е. менее 10% всей численности работающих. Число малых предприятий значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30–50 жителей, то России необходимо 3,5–5 млн. малых предприятий.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» в России предусматривает целый ряд организационных, налоговых, кредитных льгот. Для поддержки малого бизнеса в России создан специальный Фонд поддержки малого предпринимательства.

В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы, и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться, так называемые, венчурные (от англ. эдвенчур – приключение, смелое предприятие) предприятия. Венчурное предприятие – это малые предприятия, занятые научными исследованиями, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции), и т.п. Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию «рисковых проектов».

Венчурные предприятия часто создаются для опробирования, «прокатки» крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта. Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются другими компаниями, 20% разоряются.

 

 

Под организационно-правовой формой предприятий подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Наиболее распространены следующие организационно-правовые формы предприятий.

Индивидуальное (единоличное) предприятие – предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности. По своим обязательствам индивидуальное (единоличное) предприятие, его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела такого предприятия ведет его владелец или уполномоченные им служащие. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако существуют и очень крупные единоличные предприятия: группа Лазеров (Франция); группа Юносоров (Швеция). За последние 30–40 лет многие единоличные предприятия были преобразованы в акционерные общества – итальянская фирма «Оливетти» (1960 г.), германская фирма «Крупп» (1968 г.), американская фирма «Форд» (1956 г.).

Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют:

Товарищества (партнерства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капитала его участников и предполагающие непосредственное участие его членов в делах предприятия. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (число голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.

Товарищества выступают в разных формах:

полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью). Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов участников и полученных доходов и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности и предусматривает полную солидарную ответственность. Это означает, что партнеры отвечают по всем обязательствам фирмы, возникающим в связи с ее функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества. В форме полных товариществ часто выступают торговые, консалтинговые (дающие консультации по проблемам рыночной конъюнктуры) фирмы, адвокатские конторы;

товарищество с ограниченной ответственностью несет ответственность лишь в пределах капитала товарищества. Все участники товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Последние могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других участников товарищества;

смешанное (коммандитное) товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц и включает действительных членов и членов– вкладчиков. Действительные члены смешанного товарищества несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Члены– вкладчики несут ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в имущество товарищества.

Еще одна форма коллективного предпринимательства – производственные кооперативы. ГКРФ определяет производственный кооператив (артель) как «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности..., основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов» (ст. 107). Имущество кооператива делится на паи его членов (часть имущества по решению членов кооператива может составить неделимые фонды). Отличительная особенность кооперативов от других видов совместного предпринимательства состоит в обязательном трудовом участии. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по обязательствам кооператива и своим личным имуществом. Доходы кооператива распределяются в соответствии с трудовым участием члена кооператива. При выходе из кооператива член кооператива получает свой пай.

Акционерные общества (корпорации) – форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Акционерные общества позволяют юридическим и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерные общества – основная организационная форма крупных предприятий.

По словам Д.Хаймана, автора одного из самых популярных учебников по микроэкономике, «главное преимущество корпоративной формы ведения бизнеса над некорпоративными формами – это способность привлекать средства, наращивая таким образом капитал. Чтобы вести свои операции и развиваться, крупная фирма нуждается в способе привлекать значительные средства. Издержки и риски мобилизации средств существенным образом уменьшаются посредством инкорпорации. По этой причине корпорация является доминирующей формой организации бизнеса для крупных предприятий».

Сопоставление характеристик разных форм предприятий дает следующую картину (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.