КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешнеторговая политика страны
Внешняя торговля всегда была и остается объектом пристального внимания государства. Существуют два основных вида внешнеторговой политики: политика свободной торговли и политика протекционизма, Свободная торговля (фритредерство) – это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Она может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер (протекционизм группы стран в отношении стран, не входящих в группировку). Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами. Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенные пошлины устанавливаются в виде твердой ставки за единицу товара (например, 2000 руб. за тонну) или в виде процента к цене товара. Таможенные пошлины могут быть: • дифференциальные – разные ставки на одинаковые товары; • преференциальные – устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран; • покровительственные, устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок. Разновидностью покровительственных пошлин являются антидемпинговые пошлины, которые применяются в том случае, если импортер продает на внешнем рынке товар по ценам, ниже действующих на внутреннем рынке. По объекту обложения различают импортные и экспортные пошлины. Первые взимаются при выпуске импортных товаров на внутренний рынок, вторые – при выпуске товара за пределы государственных границ. Последствие введения таможенных пошлин двояко. С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественного производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности. Тариф всегда выгоден производителям отечественных товаров, конкурирующих с иностранными. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен и снижению импорта товаров, на которые эти пошлины распространяются. Введение тарифных барьеров вызывает ответную реакцию других стран, объемы мировой торговли сокращаются, что ведет к менее эффективному использованию мировых ресурсов. Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются другие, нетарифные методы, которые представляют собой административное регулирование внешней торговли путем: • квотирования экспорта-импорта – установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров; • введения государственной монополии на торговлю определенными товарами; • лицензирования – требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени; • добровольного ограничения экспорта – принятие экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта; • введения технических и санитарных стандартов; • налогообложения импортной продукции. • выдачи субсидий – денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного. Хотя позиции протекционизма в современном мире довольно устойчивы, либерализация торговли на основе интеграционных процессов, предполагающих создание таможенных союзов, зон свободной торговли, является основным направлением развития торговли в современных условиях. «...Беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, в большей степени увеличивает потенциально реальный национальный продукт всех стран и создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре», – писал Самуэльсон. Внешняя торговля России. О состоянии внешней торговли России можно судить на основании данных табл. 16.1 и 16.2. Таблица 16.1 Внешняя торговля России (в млрд. долл. США)
Таблица 16.2 Структура внешней торговли России в 1997 г. (в %)
Сегодня на долю России приходится менее 3% внешнеторгового оборота мира, что, конечно, не соответствует ее экономическому потенциалу. Как свидетельствуют приведенные данные, в России в последние годы наблюдается рост внешнеторгового оборота, 79% которого приходится на страны дальнего зарубежья и 21 % на страны СНГ. Географическая структура внешнеторгового оборота характеризуется увеличением торговли со странами Западной Европы и относительным сокращением доли азиатских стран. Усиление ориентации российской внешней торговли на страны Запада связано с возможностью получения кредитов, высоких технологий, новых машин и оборудования. В товарной структуре экспорта России сохраняется сырьевая ориентация. Доля экспорта в производстве важнейших сырьевых товаров составляла в 1997 г.: нефть сырая – 42,7%, газ – 36%. минеральные удобрения – 72%, круглый лес – 23% и т.д. Отсюда очевидна основная задача развития внешней торговли России – повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и увеличение ее экспорта. Вывоз за рубеж готовой продукции дает в 10 раз больше экспортного дохода, чем продажа на мировом рынке сырья и энергоносителей. В российском импорте преобладают машины, оборудование и продовольствие. Однако следует отметить некоторое снижение в последний год доли продовольствия и сельскохозяйственного сырья в импорте. Организация внешней торговли в России базируется на двух основных законах: Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Приложение 16.1), который «определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности» и Федеральном законе «О таможенном тарифе» (Приложение 16.2), который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации – инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Основными целями таможенного тарифа являются: • рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию; • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; • защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Выводы
1. Мировая торговля – исторически первая форма международных экономических связей. Именно развитие торговли привело к формированию мирового рынка и мирового хозяйства. Мировая торговля позволяет расширить производственные возможности общества, более эффективно использовать ограниченные ресурсы. Внешняя торговля любой страны характеризуется такими показателями как: внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо, экспортная, импортная доля в ВНП, экспортный потенциал, структура внешней торговли и др. 2. Теория сравнительных преимуществ объясняет, какие товары странам выгодно вывозить, а какие ввозить. Согласно этой теории, если страна специализируется на производстве и вывозе тех товаров, издержки производства которых относительно ниже издержек производства других товаров, то от такой специализации выигрывает и сама страна и мировая торговля в целом. 3. В отношении внешней торговли государство может проводить либо протекционистскую политику, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов, либо полностью отказаться от каких-либо внешнеторговых ограничений (политика «свободной торговли»). Протекционистская политика может осуществляться тарифными методами, предполагающим введение разного рода пошлин на ввозимый и/или вывозимый товар, а также путем установления разного рода барьеров нетарифного характера (квотирование, лицензирование, введение технических и санитарных стандартов и т.п.) 4. Внешнеторговый оборот России характеризуется высокими темпами роста: за. 1993–1997 гг. он увеличился более чем в 1,5 раза, при этом экспорт почти на четверть превышает импорт. В структуре экспорта абсолютно преобладают энергоносители (нефть, газ) и металлы, в импорте же превалируют машины, оборудование и продовольственные товары. Необходимым условием развития внешней торговли в России является повышение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей и сокращение торговли товарами первичной переработки.
Приложение
16.1. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. (СЗ, 1995, № 42, ст. 3923) с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 8 июля 1997 г. (СЗ, 1997, № 28, ст. 3305) [извлечение]
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |