Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции 1 страница




Гигиенические основы чередования труда и отдыха

В разделе гигиены труда (тема №13) мы останавливались на понятии «рациональный труд и отдых», из которых складывается гигиенический режим трудового дня. К личной гигиене относится соблюдение периодов чередования труда и отдыха, как элемента санитарной культуры человека. Правильно организованный труд сочетает в себе продолжительность нагрузки и период отдыха, которые зависят от характера труда, возраста, пола и индивидуальных особенностей. По учению И.П. Павлова в утомлении ведущую роль играет высшая нервная система и, чтоб остаться здоровым, надо предупреждать истощение ЦНС. Этому служит правильная организация труда и отдыха. Отдых должен быть противоположен труду, но всегда активным и со сменой деятельности: смена занятий снимает утомление. После физической работы должна быть легкая нагрузка на незагруженные мышцы. Людям умственного труда целесообразен отдых в виде легкой физической работы. Бездеятельный отдых не способствует восстановлению сил. Производственная гимнастика для «сидячих» профессий в перерывах увеличивает производительность труда на 14%. В то же время отдых в отличие от работы должен быть непродолжителен, так как проходит состояние врабатываемости.

 

ТЕМА 7.1. ГИГИЕНА ДЕТСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

1. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию школы дошкольных учреждений.

2. Гигиенические требования во время учебно-воспитательного процесса.

3. Организация питания учащихся в образовательных и дошкольных учреждениях.

4. Организация режима дня и учебных занятий в образовательных учреждениях.

5. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений.

6. Показатели физического развития детей и подростков.

7. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви.

8. Санитарно гигиеническое благополучие в быту.

9. Оздоровительные мероприятия в образовательных и дошкольных учреждениях.

 

Строительство и устройство дошкольных детских учреждений производятся в соответствии с санитарными нормами «Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений» (1985). Они включают в себя следующие основные гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений:

1. Рациональнее решаются вопросы адаптации детей, организация воспитательного режима и медицинского обслуживания групп в объединенных яслях-садах. Оптимальное число детей – 280-320 чел.

2. Радиус обслуживания должен быть не более 0,3 км.

3. При планировке учреждений соблюдается принцип групповой изоляции.

4. Земельный участок исчисляется из расчета 30-40 м2 на 1 место и разбивается на площадки по числу групп, на которых должны быть оборудованы навесы от солнца и дождя.

5. Здания должны быть не более 2-х этажей. Лучшая система - павильонная (блочная), позволяющая выделять в отдельные блоки детей младшего, преддошкольного и школьного возрастов.

6. Групповая ячейка в здании на одну ясельную группу (на 20 детей) включает приемную (15 м2), игральную – (50 м2) с буфетной (3 м2), спальню (50 м2) и туалетную (12 м2). На детей дошкольного возраста групповая ячейка рассчитывается на 25 детей.

Помещения общего пользования (комната для музыкальных занятий, физкультурный зал, бассейн) должны располагаться изолированно от детских групп.

Пищеблок обязательно располагается на первом этаже, имеет отдельный вход с участка и должен иметь набор всех необходимых помещений.

Медицинский пункт располагается на первом этаже и состоит из медицинского кабинета и комнаты заболевшего ребенка, должна иметь запасной выход на улицу.

Расположение зданий школ на территории города осуществляется с учетом радиуса обслуживания, в соответствии с санитарными правилами «Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных поселений» (1989). В соответствии с ними радиус обслуживания не должен превышать 0,3-0,5 км пешеходной доступности. Школа должна находится в пределах микрорайона. Наилучший вариант размещения школы - внутриквартальное, вдали от магистральных дорог с интенсивным движением транспорта. Строительство школ осуществляется по типовым проектам «Общеобразовательные школы и школы-интернаты» (1986). Основным типом школ принята общеобразовательная трудовая политехническая школа с продленным днем. Она должна располагаться на участке площадью 0,8 га - для начальной и 1,5 га – для средней школы, на котором можно удобно и рационально расположить все необходимые объекты. Застройка участка не должна превышать 15%, а зеленые насаждения должны составлять не менее 50%, спортивная зона – 35% и остальная площадь – зона отдыха (площадка для подвижных игр). Здание школы должно располагаться в глубине участка, не ближе 15 м к его границе.

Гигиенические принципы эксплуатации здания школы должны осуществляться в соответствии с санитарными нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (2002). В этих правилах указаны требования к участку и помещению школы; санитарному состоянию учреждения, тепловому режиму, освещению и оборудованию классных комнат, учебно-воспитательному процессу, медицинскому обслуживанию и питанию учащихся. Количество ученических мест зависит от типа школы: начальная, неполная средняя и средняя. От этого же зависит и состав помещений.

Основными учебными помещениями в школе является классная комната, учебный кабинет, лаборатория. В них учащиеся проводят большую часть времени – поэтому этим помещениям уделяется особое внимание. Целесообразно создавать специализированные секции – по дисциплинам естественно-математического и гуманитарного циклов.

Классы должны быть достаточной площади, кубатуры, иметь хорошую вентиляцию, естественное и искусственное освещение. Все учащиеся должны хорошо слышать преподавателя и без напряжения читать написанное на доске. Класс рассчитан на 35-40 детей. Гигиеническая норма площади классной комнаты – 1,25 м2 на одного ученика. При высоте помещения 3,3 м воздушный куб на одного учащегося составляет 4,5 м3. Норма вентиляции на одного учащегося – 15 м3, поэтому должна быть 3-х-кратная смена воздуха (15:4,5) в течение часа. Это с трудом можно достичь, если установить фрамуги и вытяжные каналы - поэтому воздушный режим должен тщательно соблюдаться.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже, а лучше в пристройке. При спортивном зале должны быть снарядная, раздевальные для мальчиков и девочек с душевыми и туалетами, комната для преподавателя.

К основным школьным помещениям также относятся помещения для трудового обучения учащихся 5 –11-х классов. Должны быть два помещения мастерских – столярная и слесарная, из расчета 6 м2 на одного человека.

К воспитательным помещениям относятся – актовый зал, библиотека, рекреационные помещения. к служебным – столовая, медицинский пункт, гардероб и санузлы.

Рекреационные помещения предназначены для отдыха учащихся во время перемен. Ими являются коридоры вдоль кабинетов и лабораторий – для этого ширина их должна быть не менее 2,8 м с односторонним расположением кабинетов и 4 м – при двухстороннем.

Гардеробы должны быть на первом этаже, в классах и рекреациях устраивать гардеробы запрещается. Туалетные комнаты должны быть на каждом этаже, отдельно для девочек и мальчиков.

Библиотека в современных школах должна быть справочно-информационным центром, обеспечивать возможность индивидуальных занятий учащихся.

Столовая предусматривается при 100 учащихся и более. Должна обеспечивать 2-х-разовое горячее питание для детей продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.

Медицинский пункт должен включать следующие помещения: кабинет врача площадью 14 м2 и длиной не менее 7 м (для определения остроты зрения и слуха), кабинет зубного врача, процедурный кабинет, кабинет психолога, самостоятельный санузел.

В последнее время отмечаются гигиенические преимущества обучения девочек и мальчиков до 7 класса в однородных по полу классных коллективах. Раздельное обучение имеет серьезную физиологическую основу: у мальчиков позднее формируется комплекс необходимых для школы функций; требуется разный язык в изложении материала и поведении учителей; девочки отличаются большей работоспособностью и усидчивостью; у мальчиков, воспитываемых вместе с девочками не развивается активная предприимчивость – брать ответственность на себя, а девочки становятся активными, равняясь на мальчиков. При раздельно-параллельном обучении годность юношей к службе в Армии значительно возрастает.

Учебная мебель должна отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям, обеспечивать проведение воспитательной и учебной работы, развивать художественный вкус. Гигиенические требования к детской мебели и инструментам включают их анатомо-физиологическое соответствие возможностям организма с учетом роста и возраста. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, легкой, доступной для поддержания в чистоте. Покрытие должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей водой с моющими средствами и обработку дезинфицирующими веществами. Строительные и отделочные материалы не должны выделять в воздух вредных химических веществ. В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддержания длительное время вынужденной рабочей позы – напрягаются мышцы спины, шеи, живота, ног.

При неправильном устройстве мебели, несоответствии ее размерам росту и пропорциям тела ребенка – статическая нагрузка резко возрастает. Это приводит к нарушениям функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сдавливанию передних отделов межпозвоночных дисков, нарушению осанки (сколиоз) и зрения (близорукость).

Правильным считается положение тела, если: сохраняется устойчивое равновесие и нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищевой систем, слухового и зрительного анализаторов. Менее утомительная поза – с малым наклоном корпуса вперед. Для соблюдения физиологической позы парта и стул должны соответствовать антрометрическим данным: высота сиденья = длине голени со стопой и глубина сиденья = длине бедра. Чем больше площадь опоры (сиденье, спинка стула, пол, подножка) – тем меньше мышечное утомление.

К сведению: В учебной мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула. Эти соотношения нормируются величинами: дифференция, дистанция сиденья и дистанция спинки.

Дифференция – это расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья. Оно равно разности высоты сиденья и высоты локтя плюс 5-6 см. Завышенная/заниженная дифференция вынуждает школьника опускать/поднимать правое плечо во время письма (плечи закрепляются на разных уровнях), что искривляет позвоночник или увеличивает расстояние от глаз до книги.

Дистанция спинки - это расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула. Оно не должно превышать переднезаднего диаметра туловища ребенка более, чем на 5 см. При завышенной дистанции у школьника уменьшаются возможности использовать спинку стула как дополнительную опору. При недостаточной дистанции ребенок оказывается зажатым между крышкой парты и спинкой стула.

Дистанция сиденья – это расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья – она должна быть только отрицательной (не менее 4 см и не более 8 см). При нулевой и особенно при положительной дистанции учащийся вынужден тянуться предплечьем, что приводит к неудобной позе При этом важно не только обустроенное рабочее место в соответствии с ростом ребенка, но и роль педагога – воспитывать правильную посадку, приучать его сохранять во время занятия наименее утомительную позу (медперсонал осуществляет периодический контроль за осанкой детей в классах).

Для правильного рассаживания школьников в начале года заполняют «листок здоровья» - в нем отмечают рост, зрение, слух и номер мебели (всего 5 номеров). За первыми партами отводятся места для слабо видящих/слышащих. Слабовидящих сажают ближе к окнам, часто болеющих ОРЗ – дальше от окон.

Большую роль играет классная доска. Она может быть разной конструкции (створчатая, раздвижная), с разным покрытием (линолеум, стеклоэмаль) и цветов (черная, темно-коричневая, темно-зеленая). Но лучшая работоспособность при темно-зеленой доске – видимость на 11% выше, чем на черной доске.

Учебные пособия. Чтение – это не только один из способов восприятия информации, но и активная работа органа зрения и мозга. Поэтому существуют гигиенические требования к учебным пособиям: к качеству бумаги, шрифту, набору, формату, весу книги и переплету.

Бумага для учебников должна быть: (1) белой или слегка желтой, чтобы обеспечивался достаточный контраст между печатными знаками и фоном; (2) ровной и гладкой, без значительного глянца и (3) не должен просвечивать текст с обратной стороны листа. Санитарное состояние учебника отражает качество переплета и бумаги: низкое качество переплета, использование шероховатой, легко впитывающей влагу бумаги способствует быстрому загрязнению и порче учебника. Он должен быть небольшого формата, с легким переплетом, не из толстой бумаги, чтобы не отягощать школьника.

Печать должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков используют цветную печать.

Шрифт должен быть простым, четким, без украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами. Размер шрифта должен постепенно переходить от младшего до старшего возраста. Быстрота чтения зависит от промежутков между словами и строками. Рекомендуется расстояние между строками не менее 2,7 мм, а между словами для 1-2 класса – 4-11 мм. Для детей до 5 класса, которые еще не овладели навыками чтения, для зрения лучше длина строки – 126-130 мм. Для старших классов – 98-113 мм. Двухколонный набор до 7 класса недопустим, так как частые движения глаз утомляют детей и они быстро устают. В учебнике обязательны поля – они должны быть белыми, контрастными к шрифру. Внутренние поля должны составлять 15-20 мм.

Формирование здоровья детей в школе происходит под влиянием большого числа факторов риска. В 2002 г. 70% детского населения составляли школьники, из них только 34% относились к 1 группе здоровья, 52% имели риск развития хронических заболеваний и относились ко 2 группе, 16% относились к 3 группе. Основные заболевания, имеющие место у школьников – болезни крови и кроветворения (32%), заболевания эндокринные (31% - щитовидной железы, ожирение), костно-мышечной системы (26,5%) органов пищеварении и сердечно-сосудистой системы (по 24%). Причем за последние 5 лет по данным профилактических осмотров заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 22%, а 15-17 лет – на 24%. Среди основных причинн, отрицательно сказывающихся на развитие и здоровье детей, отмечаются:

-замена ростомерной мебели (парт) на одномерную (столы), причем в 20% школ ученическая мебель не соответствует ростовозрастным особенностям детей;

- переформирование старших садиковых групп в младшие образовательные группы: в итоге начало образования с 6-летнего возраста «обходится» детям в 2 раза дороже, чем 7-леткам из-за более частых неврозов и увеличения патологии позвоночника и зрения (перед поступлением в школу имеют сниженное зрение 84 ребенка, а перед окончанием -150 на 1000 детей);

- интенсификация учебного процесса с увеличением суммарной учебной нагрузки при снижении физической активности;

- построение современной школы на малоподвижности ребенка: в сидячем положении учащиеся начальной школы проводят до 70%, а старшеклассники – до 85% времени в школе;

- стандартное чтение под секундомер;

- введение скорописи с помощью шариковой ручки;

- снижением энергетической ценности пищи в питании школьников, резким обеднением ее витаминами и микроэлементами, что приводит к заболеваниям органов пищеварения, белково-калорийной недостаточности, снижению массы тела и роста.

Отмеченные данные указывают на важную роль медицинских работников (медицинской сестры, школьного врача и санитарного врача по школьной гигиене) в контроле за здоровьем школьников, за санитарно-техническим состоянием школ, за соблюдением санитарных норм и правил и организацией образовательного процесса в них.

Медицинское обслуживание школьников возлагается на квалифицированные кадры средних медработников и врачей-педиатров – школьных врачей, которыми должны укомплектовываться все образовательные учреждения. При отсутствии медработника руководство школы заключает договор с ближайшей поликлиникой о медицинском обслуживании.

На средних медицинских работников в образовательном учреждении возлагаются следующие основные функциональные обязанности по медицинскому обслуживанию школьников:

Организация медицинского обеспечения детей.

Первичная профилактика.

Контроль за питанием детей.

Контроль за организацией физического воспитания.

Участие во врачебно-профессиональных консультациях.

Гигиеническое воспитание в детском коллективе, санитарное просвещение по формированию здорового образа жизни.

Иммунопрофилактика.

Мероприятия по обеспечению адаптации детей в образовательном учреждении.

Ведение медицинской.документации.

Диспансеризация.

Анализ состояния здоровья детей, разработка медико-профилактических мероприятий по охране их здоровья.

Неблагоприятное влияние обучения в современной школе на состояние здоровье детей и подростков требует дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения школьников, контроля его своевременности и полноты.

Организация питания детей в общеобразовательных учреждениях

4.1. При организации питания учащихся должно быть обеспечено выполнение требований действующих санитарных норм и правил СП 1.1.1058-01, СП 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.3.2.1078-01, СанПиН 2.4.2.1178-02, СанПиН 2.3.2.1324-03, СанПиН 2.3.2.1940-05, СП 1.1.2193-07, других нормативных документов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности питания учащихся в общеобразовательных учреждениях.

4.2. Субъектам хозяйственной деятельности, оказывающим услуги общественного питания и торговли в общеобразовательных учреждениях, рекомендуется прохождение сертификации услуг в аккредитованных органах по сертификации Системы сертификации ГОСТ Р для официального подтверждения соответствия услуг общественного питания (включая услуги по организации рационального, комплексного питания), торговли обязательным требованиям нормативных документов. Пищевые продукты и продовольственное сырье, поставляемые и используемые для питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, подлежит сертификации (подтверждению соответствия требованиям нормативных документов) в порядке, установленном законодательством РФ.

4.3. Во всех общеобразовательных учреждениях (за исключением учреждений дополнительного образования) обязательно предусматривается организованное питание учащихся. При организации питания учащихся на базе общеобразовательного учреждения другим юридическим лицом или предпринимателем, между общеобразовательным учреждением и данным юридическим лицом, предпринимателем заключается договор на срок не менее 3 лет, который определяет обязательства сторон по организации питания учащихся. В договоре должны быть отражены, в том числе, взаимные обязательства сторон по соблюдению требований по обеспечению качества и безопасности питания учащихся, ответственность сторон за нарушения требований законодательных, нормативных актов по питанию учащихся.

4.4. Предприятие общественного питания учреждения должно обеспечивать учащимся завтрак, обед и полдник. При этом учащиеся, занимающиеся в первую смену, должны получать второй завтрак и обед, а при организации учебного процесса во 2-ю смену — обед и полдник. Для детей 6-летнего возраста в образовательном учреждении рекомендуется предусматривать трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед). При наличии в образовательном учреждении групп продленного дня, учащиеся последних обязательно должны получать завтрак и обед, а при длительном пребывании в школе и полдник, в соответствии с режимом группы продленного дня. Следует предусмотреть организацию горячего питания с реализацией готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный расчет или по абонементам.

4.5. В общеобразовательных учреждениях предусмотрена организация бесплатного (льготного) питания части учащихся за счет дотируемых бюджетных средств (или из иных источников финансирования) в пределах выделяемых средств. При организации в общеобразовательных учреждениях бесплатного (льготного) питания учащихся предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся бесплатно получают завтраки (обучающиеся во 2-ю смену - бесплатно получают полдники). При этом с учетом размера выделяемых средств и компенсационных выплат на питание, полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся I - IV классов и дети из малообеспеченных и социально-незащищенных семей.

4.6. Отпуск завтраков и обедов, оплачиваемых из бюджетных средств, осуществляется по индивидуальным талонам с печатью учреждения и подписью ответственного лица. Заявка на количество питающихся предоставляется администрацией учреждения накануне до 15 часов и уточняется в день питания не позднее второго урока.

4.7. В случае отсутствия в учреждении учащихся, питание которых оплачивается за счет бюджетных средств, по уважительной причине (болезни, обучение в учебно-производственном комбинате) по заявлению родителей (законных представителей) или по решению администрации учреждения учащимся выдается набор продуктов школьного питания на сумму стоимости неполученных завтраков и обедов.

4.8. Продолжительность перемен, предназначенных для приема пищи должна составлять не менее 20 минут, а при организации посадки учащихся в две очереди - не менее 30 минут. Работа буфетов организуется в течение всего учебного дня.

4.9. При организации питания во время двух перемен во время второй перемены организуется питание учащихся I - V классов, а во время третьей перемены - учащихся VI -XI классов.

4.10. В распорядке дня учащихся рекомендуется соблюдать примерный режим питания в учреждении:

а) при посещении школы в первую смену:

- завтрак в школе для учеников I - V классов - после второго урока, для учеников VI -XI классов - после третьего урока

-обед в школе для учащихся I - V классов организуется в период с 13 до 14 часов, а для учащихся VI -XI классов - с 14 до 15 часов (после окончания обязательных занятий)

б) при посещении школы во вторую смену:

-обед и полдник после второго урока - для учащихся I - V классов, после второго или третьего уроков - для учащихся VI -XI классов, с соответствующей продолжительностью перемен, предназначенных для приема пищи учащимися

в) для учащихся групп продленного дня:

- завтрак в школе после второго или третьего урока

-обед организуется после пятого урока и прогулки (в 14-1430 часов) -полдник

- при длительном пребывании в школе Длительность промежутков между отдельными приемами пищи в учреждении не должна превышать 3,5 - 4 часов.

4.11. Администрацией учреждения, совместно с руководителями школьных столовых, пищеблоков, составляется график посещения пищеблока, столовой учащимися каждого класса с учетом режима учебных занятий. График вывешивается на видном месте. Классные руководители или учителя (дежурный преподаватель) учреждения сопровождают учащихся в столовую и несут ответственность за отпуск питания обучающимся согласно утвержденному списку.

4.12. По согласованию с органами Роспотребнадзора допускается прием пищи младшими школьниками в классных комнатах. Для этого из числа обслуживающего персонала специально выделяются лица, осуществляющие сервировку столов и уборку их после приема пищи. Специально выделенные лица из числа педагогов или персонала пищеблока должны осуществлять контроль за приемом пищи учащимися младших классов.

4.13. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные столы, а за учащимися класса (группы)- индивидуальные места за столом (в соответствии с их ростовыми данными).

4.14. Не допускается прием пищи стоя при оборудовании обеденного зала мебелью, рассчитанной на прием пищи сидя.

4.15. Организацию обслуживания учащихся начального звена горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов. Накрытие столов осуществляется дежурными учащимися под руководством дежурного преподавателя (воспитателя):

1 — первоначально на столах расставляют столовую посуду, кладут приборы, ставят сладкий напиток, порционированную на одного учащегося холодную закуску, раскладывают хлеб. Одновременно проверяют и пополняют на столах салфетки и соль,

2 — перед началом приема пищи дежурные по столовой под руководством дежурного преподавателя (воспитателя) получают согласно заявке горячие блюда на раздаче и до прихода в столовую класса (группы) расставляют их на столах,

3 — первые блюда рекомендуется подавать в порционных (по количеству обедающих за столом) суповых мисках с крышкой (дольше сохраняющих пищу в горячем состоянии); для порционирования первых блюд на каждом столе должна быть разливательная ложка,

4 — вторые блюда подают на столы после окончания получения первых блюд,

5 — для приема сладких блюд, а младшим школьникам - первых блюд, рекомендуется иметь десертные ложки.

4.16. В установленное по графику время посещения столовой, учащиеся по классам, вместе с преподавателем (воспитателем), организованно, после мытья рук, входят в зал, рассаживаются за закрепленными за классом (группой) столы и места, и принимают пищу.

4.17. После окончания приема пищи учащиеся I - V классов вместе с преподавателем (воспитателем) и дежурными по столовой, а учащиеся VI -XI классов самостоятельно собирают и относят использованную посуду и приборы в моечную, а затем выходят из зала. Дежурные учащиеся наводят порядок в обеденном зале, убирают со столов и вновь накрывают их к приходу следующей группы.

4.18. Горячее питание преподавательского состава и обслуживающего персонала должно осуществляться по свободному графику методом самообслуживания по меню, установленному для учащихся.

4.19. Для преподавательского состава и обслуживающего персонала школ может быть организована продажа полуфабрикатов, кулинарных, мучных и кондитерских изделий за наличный расчет.

4.20. При организации питания учащихся, количество столовой и чайной посуды и столовых приборов должно быть не менее трехкратного количества по числу посадочных мест, и обеспечить потребность в них всех учащихся (с учетом организации приема пищи в несколько очередей), без дополнительной обработки в течение одного приема пищи всеми питающимися учащимися, а также запас в размере однократной потребности в посуде.

4.21. Для приема пищи должна использоваться столовая (тарелки глубокие и мелкие) и чайная (чашки, стаканы, бокалы) посуда из фарфора, фаянса, стекла или металла (нержавеющей стали или мельхиора), а также столовые приборы (лучше всего из нержавеющей стали или мельхиора) - вилки, ложки столовые, ложки десертные или чайные (для приема пищи из индивидуальной упаковки малого объема). Не допускается использовать столовую и чайную посуду с трещинами и отбитыми краями. Использование одноразовой посуды из полимерных материалов допускается по согласованию с органами Роспотребнадзора.

4.22. Общая ответственность за организацию питания в общеобразовательном учреждении возлагается на руководителей учреждений и руководителей предприятий общественного питания, организующих питание учащихся.

4.23. Примерное распределение функций (рекомендуемые полномочия) по организации питания учащихся

Гигиена учебного процесса - в общеобразовательной школе

Средняя общеобразовательная школа в СССР является единой, трудовой, политехнической школой, призванной дать учащимся среднее образование, отвечающее современным требованиям общественного и научно-технического прогресса. В задачи школы входит формирование марксистско-ленинского миро-' воззрения, обеспечивать всестороннее гармоничное развитие учащихся, их эстетическое и физическое воспитание, готовить их к жизни, активной трудовой и общественной деятельности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную работу. В соответствии с действующим законодательством учащимся обеспечиваются все условия для сохранения и укрепления здоровья, гигиенического воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе строится с учетом возрастных морфофункциональных возможностей детей и подростков.

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984) средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В начальной школе (1—4-е классы) обеспечивается обучение детей чтению, письму, счету, а также элементарным трудовым навыкам. В неполной средней школе (5—9-е классы) на протяжении всего периода обучения изучаются основы наук, решаются задачи общетрудовой подготовки и профессиональной ориентации подростков. В средней школе (10—11-е классы) обеспечиваются среднее образование молодежи, ее трудовая и профессиональная подготовка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.