Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школы в философии Древней Индии




Философия Древней Индии

Для древнеиндийского мировоззрения характерно богатое развитие форм предфилософии. Такая предфилософия зарождается в древнейшем памятнике индийской литературы — Ведах. В них выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым сочетались философские представления о мире, человеке, нравственности.

Все школы и системы древнеиндийской философии принято разделять на два больших лагеря. В первом сосредоточены ортодоксальные системы, в которых признается авторитет Вед.

К неортодоксальным системам, не признающим авторитета Вед, относятся три основные школы: чарвака, буддизм и джайнизм.

Уясняя особенности каждой из них, подчеркнем, что все системы имели ряд общих черт, характерных для всей древнеиндийской философии:

1. Все системы рассматривают философию как практическую не

обходимость, а не просто удовлетворение интеллектуальной любознательности.

2. Всем системам присуще стремление понять истинную природу Вселенной и смысл человеческой жизни.

3. Для всех систем характерна вера в «вечный нравственный миропорядок», который распространяется на богов, небесные тела и на самого человека. Идея этого закона нашла отражение в общей концепции кармы: то есть все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают соответствующие последствия в его жизни. Карма — это и закон возмездия, и рок, и судьба, строго предопределенный закон причины-следствия. Закон кармы управляет не только жизнью существ, но и устройством физического мира.

4. Во всех системах причиной наших страданий считается незнание реальности, следовательно, необходимо познание реальной природы мира и самого себя.

Наряду с общими чертами индийских школ и систем, у них есть и определенные особенности.

Чарвака («чар» — четыре; «вак» — слово) — материалистическая система. Ее основные положения таковы:

— мир состоит из четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух);

— их комбинация вызывает появление наделенного сознанием живого тела;

— сознание не может существовать вне тела, следовательно, после смерти от человека ничего не остается, значит нет потустороннего мира и жизни после смерти;

— существование бога — не более, чем миф.

Буддийская система выросла из учения Гаутамы Будды и известна под названием «четырех благородных истин»: 1) страдание существует повсеместно; 2) оно причинно обусловлено; 3) есть условия, порождающие страдание; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания, заключающийся в контроле за условиями, причиняющими его. Он состоит из восьми ступеней и завершается достижением нирваны.

Йога («йога» - единение), систематизатором которой считается мудрец Патанджали. Это философско-этическая концепция, требующая исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги — освобождение ума от всего ложного, достижение его ясности путем физических и психических упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний достигается спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние. Это достигается следующими средствами (так называемый восьмиступенчатый путь освобождения): 1) воздержание — преодоление порочных стремлений; 2) культура, то есть развитие положительных привычек: соблюдение моральных и гигиенических правил, выработка хороших чувств (дружелюбие, бодрость), привычка довольствоваться малым, строгое соблюдение религиозных обетов и т.д.; 3) дисциплина тела (асана); 4) контроль ума над чувствами; 5) внимание; 6) контроль за дыханием; 7) созерцание объекта; 8) сосредоточение.

Конечной целью йоги является блаженство самосознания, погружение в себя, освобождение души.

Весьма интересными в йоге являются разработка психологических проблем, психотерапии, аутотренинга, попытки понять связь между психическим и соматическим.

Исторические корни восточной медицины уходят в далекое прошлое ведической культурной эпохи Древней Индии. Эта медицинская ветвь ведической литературы включает 27 наук, собрана в четырех основных произведениях. Наиболее важными письменными источниками являются Аюрведа и Самхитас (сочиненные аюрведическими врачами Каракой и Сушрутой), а также трактат Вабхата.

Универсальность ведического учения, завершенность и полнота аюрведического лечебного метода на протяжении веков привлекали внимание врачей и ученых-медиков. Так, оно оказало сильное влияние на развитие медицинских знаний и врачевания на территории азиатских стран. Гиппократ, наиболее выдающийся представитель древнегреческой медицинской науки и искусства врачевания, вдохновлялся идеями аюрведического учения. Точно так же оно явилось основой целительных искусств в Древнем Египте, Тибете и Китае.

Написанные на санскрите Веды («Совершенное знание») причисляются к наиболее древним свидетельствам индийской культуры и учениям о врачевании. Однако настоящей родиной Вед является не Индия или какая-то другая страна мира. Они, по мнению сторонников этой точки зрения, созданы не людьми, безграничны во времени и являются откровениями самой природы.

 

Литература.

  1. Алексеев П.В. История философии. Издательство «Проспект»Москва. 2005 г.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Издательство «Проспект-Н»Москва. 1997 г.
  3. Введение в философию. Часть 1 и 2. Москва. Издательство политической литературы. 1989 г.
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Москва. Издательство «ИНФРА-М» 1999 г.
  5. Философия. Алматы. Издательство «Раритет», 2004 г.

 

АО»Медицинский университет Астана»

Кафедра философии и социологии

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.