КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура сознания
В структурном отношении сознание включает в себя знание, эмоции, волю. Это наиболее распространенный взгляд на компонентную структуру сознания. Знание — это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знания могут быть обыденными, житейскими и научными. Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Современное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему информационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении доли умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека. Эволюция человека отработала механизмы обеспечения информационного гомеостаза. На современный поток интенсивной информации он не рассчитывался. Отсюда эмоциональные стрессы, мобилизация физических процессов при избытке информации, — все это разрушает адаптационные способности организма. Поэтому сейчас вводится понятие информационного гомеостаза, под которым понимается эволю-ционно отработанный механизм поддержания внутренней упорядоченности системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку важным компонентом выступают эмоции, под которыми понимается класс психических состояний, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значения отраженных предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих к прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся факторов эмоционально окрашены, 16% — безразличны, 4% неопределены (Вейн А.М., Каменецкая Б.М. Память человека. М., 1973. С.9). Эмоции или стимулируют, или затормаживают сознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, лучше и легче запоминается. Необходимо учитывать, что чувство страха мешает человеку в осознании происходящего. В последние годы физиологи и психоневрологи детально изучают мозговые структуры, связанные с эмоциями — с изучением центров приятного и неприятного, взаимосвязи доминантных и условно-рефлекторных связей. Оказалось, что центр приятного и центр неприятного — не автономные образования, а «узловые пункты» единой мозговой системы, назначение которой — оценивать действительность в форме непосредственного переживания и сопутствующих физиологических сдвигов, подготавливающих организм к необходимым действиям. Примерно 40% мозгового вещества крысы обладает этим свойством — при раздражении вызывать реакцию, свидетельствующую о приятных (35%) или неприятных (5%) ощущениях. Остальные 60% приходится на чувственно-нейтральное вещество. Логично предположить, что у человека примерно такая же анатомо-физиологическая основа приятной или неприятной окраски чувств. Разумеется, опытов на людях проводить нельзя. Однако вживление электродов в человеческий мозг практиковалось с целью лечения и диагностики: раздражая током определенные участки, уточняли местоположение болезненного очага для последующего нейрохирургического вмешательства, а опыты проводились попутно, с согласия больных. X. Дельгадо, проводившему такого рода эксперименты, удавалось с помощью слабых электрических импульсов вызывать страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость. Это подробно описано в его книге «Мозг и сознание». Наряду с эмоциями, огромную роль в функционировании сознания играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля необходима, когда человек определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение добиться цели, невзирая на имеющиеся препятствия. Существует точка зрения, что в состав компонентов сознания кроме перечисленных знаний, эмоций и воли входит внимание (благодаря которому определенный круг объектов находится в фокусе сознания), а также самосознание, т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Но самосознание не всесильно, поэтому необходимо иметь в виду наличие бессознательного с его скрытыми мотивациями. 3. Фрейд видел в бессознательном истоки и причины душевных расстройств. Интересна трактовка 3. Фрейдом проблемы сознательного и бессознательного. Первый (верхний) слой — сознание. Этот слой, будучи самой незначительной частью психики, включает лишь то, что мы осознаем в каждый момент. Сознание выступает как нечто текущее, изменяющееся. Второй слой — предсознание (или подсознание). Это обширное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Подсознательное включает все то, что отсутствует в сознании в данный момент, но легко может проникнуть в сферу сознания. Третий слой — бессознательное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, а также воспоминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными. В завершении анализа структуры сознания необходимо заметить, что сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно структурированное целое. Знания, эмоции, воля и другие компоненты сознания в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций. Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание. Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятельности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов. Много интересного в проблему сознания вносит психофармакология. Говорят об огромном и все возрастающем значении «химии настроений». Но при этом не обходится без преувеличений, связанных с непониманием социальной природы сознания. Влиять на психику человека, в том числе на его «настроение», при помощи медикаментозных средств в известных пределах можно. Но любое подобное воздействие не отменяет общественной сущности человека. Возможности направленного воздействия фармакологическими средствами на физиологию высшей нервной деятельности в интересах здоровья человека будут возрастать, но необходимо учитывать, что «таблетками» нельзя заменить или изменить духовный мир человека. Естественнонаучные исследования убедительно доказывают связь сознания и языка. Они свидетельствуют о том, что все 100% времени бодрствования человек «говорит». В данном случае, разумеется, учитывается и так называемая внутренняя речь (т.е. модуляция мышц гортани и т.д.), сопровождающая мышление. Если в буквальном смысле речь означает мысли вслух, то «внутренняя речь» — это мысли про себя. При этом примерно 30% времени бодрствования человек говорит вслух, 45% — слушает, 16% - читает, 9% пишет.
АО»Медицинский университет Астана» Кафедра философии и социологии
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |