КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Директ-костинг
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление коммерческой деятельностью организации все более зависит от уровня ее информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета "Директ-костинг", в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Исторически маржинальный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и ей на смену пришла новая модель — модель интенсивного развития. Использование этой модели потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические. В 1936 г. американский экономист Джонатан Гаррисон создал систему "Директ-костинг", согласно которой в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 г. в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем "Директ-костинг" стала преобладающей системой учета затрат. Следует иметь в виду, что появление "Директ-костин-га" имело и чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники в то время пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода завышенными. Значительное развитие система "Директ-костинг" получила после Второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. Фактическое внедрение системы "Директ-костинг" в США относится к 1953 г., когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 г. ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему. В настоящее время система "Директ-костинг" широко распространена во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данная система получила наименование "учет частичных затрат", или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции — "маржинальная бухгалтерия", или "маржинальный учет". При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин "учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости". Наиболее приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин "маржинальный метод бухгалтерского учета". Это связано с тем, что основным показателем при системе "Директ-костинг" служит маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин "маржинальный метод" для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем "Директ-костинг". Кроме того, как уже отмечалось, в Великобритании и Франции для характе ристики данной системы также основной упор делается имен но на маржинальную направленность. В отечественную учетную теорию термин "Директ-кос тинг" вошел сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность. На первых этапах практического применения системы "Директ-костинг" в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Об этом говорит и название системы — Direct — Costing — System (система учета прямых затрат). Позднее "Директ-костинг" трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии. Современный "Директ-костинг" имеет два варианта: 1) простой "Директ-костинг", основанный на использовании в учете данных только о переменных (оперативных) затратах; 2) развитой "Директ-костинг" (верибл-костинг), при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты на производство и реализацию продукции. Обобщенно сущность системы "Директ-костинг" состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства, причем себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия. Схема построения отчетов о прибылях и убытках при системе "Директ-костинг" в наиболее общем виде представлена в табл. 7.5. Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что для системы учета "Директ-костинг" характерны такие черты: ♦ постоянная направленность учета в первую очередь на определение промежуточного результата маржинального дохода; ♦ учет продукции только в разрезе переменных затрат и определение ее производственной себестоимости; ♦ учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение операционной прибыли для определения конечного финансового результата; ♦ определение маржинального дохода как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием; ♦ определение взаимосвязи и взаимозависимости между объемом продажи, себестоимостью и прибылью; ♦ установление точки безубыточности, при которой величина выручки от продажи продукции равняется ее полной себестоимости. Основные преимущества системы учета "Директ-костинг" можно свести к следующему: 1. Упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается в части только производственных затрат. 2. Отсутствие процедур по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата. 3. Возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности, порогового объема продаж), запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции или заказа. 4. Возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции. 5. Возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции. 6. Возможность выбора между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне. Директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям: выявить продукцию с I большой рентабельностью, чтобы перейти в основном на ее выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий. Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства i ответ на меняющиеся условия рынка. Она также становится составной частью маркетинга — системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции. Еще одно достоинство системы "Директ-костинг" состоит в том, что ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учета и контроля затрат, так как себестоимость становится более прозрачной, а отдельные затраты — лучше контролируемыми. Кроме того, система учета "Директ-костинг" способству-I и осуществлению оперативного контроля за постоянными затратами, так как в процессе контроля за себестоимостью используются стандартные (нормативные) затраты (т.е. "Директ-костинг" организуется в сочетании со "Стандарт-костом"), или гибкие сметы. Применяя стандарты в системе "Директ-кос-тинг", устанавливают нормы как на переменные, так и на постоянные затраты. При осуществлении же контроля на основе гибких смет руководствуются в первую очередь разделением затрат на постоянные и переменные. Наряду с этим необходимо иметь в виду, что при системе учета полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит от одного периода к другому, поэтому контроль за ними ослабевает. В этих условиях "Директ-костинг" помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов. Вместе с тем теоретические и практические исследования системы "Директ-костинг" позволяют выделить присущие ей недостатки. 1. В случае использования в конкурентной борьбе демпинга — продажи товаров по заведомо заниженным ценам для достижения привилегированного положения на рынке отдельным изделиям возникает опасность, что масса неделимых постоянных затрат не может быть покрыта маржинальным доходом, т.е. предприятие попадает в зону убытков. 2. Противники системы "Директ-костинг" утверждают, что в практической деятельности возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные. Во многом оно зависит от длительности рассматриваемого периода вре мени и от анализируемого диапазона объемов выпуска. Кроме того, утверждается, что постоянные затраты также уча ствуют при производстве продукции и, следовательно, дрц жны быть включены в ее себестоимость. По их мнению, "Директ-костинг" не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт и какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно постоянных затрат, когда необходимо знать полную себесто имость готовой продукции или незавершенного производства. В противном случае их стоимость занижается. 3. Ведение учета в разрезе только производственной себестоимости, т. е. по сокращенной номенклатуре статей, не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимы согласно законодательству. Теперь рассмотрим возможность и целесообразность применения системы "Директ-костинг" в управлении отечественными предприятиями. Традиционным для отечественного учета является калькуляционный вариант, при котором учет направлен на получение данных о полной себестоимости продукции. При этом варианте в себестоимость продукции включаются все расходы предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, производственные и периодические. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, в течение месяца накапливаются на собирательно-распределительных счетах, а затем переносятся на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Однако при этом варианте не учитывается одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажи, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска — себестоимость растет. В этих условиях становится необходимым и целесообразным применение системы "Директ-костинг" на отечественных предприятиях. Тем более что действующий план счетов для этого предоставляет все возможности. Организация учетной практики на отечественных предприятиях по системе "Директ-костинг" — не дань моде, а требование сегодняшнего дня. Ее применение способствовало бы повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции. Система "директ-костинг" является одной из подсистем управленческого учета, в основе которой лежит метод "директ-кост". При изучении данного метода и соответствующей ему информационной подсистемы управленческого учета авторы, как правило, делают акцент на рассмотрении преимуществ и возможных сфер применения этого метода в управленческой и хозяйственной практике. При этом, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется учетным аспектам формирования информации и изучению возможностей, предоставляемых отечественным Планом счетов. Как известно, сущность метода "директ-кост" заключается в исчислении неполной стоимости объектов учета: исторически - на базе прямых затрат, в классическом варианте - как системы переменных затрат. Разновидностями этого метода являются системы: 1) учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей, когда в стоимость включаются все переменные расходы и часть постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности; 2) развитый "директ-костинг", основанный на базе переменных затрат и части постоянных (специфических) затрат, связанных с выпуском данного вида продукции. И в том, и в другом вариантах учитывается не полная, а частичная стоимость продукции. Постоянные расходы (полностью или частично) не включаются в стоимость продукции: они являются периодическими и в конце отчетного периода списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. Периодическими считаются затраты, осуществление которых зависит только от завершения некоторого календарного периода и не связано ни с объемом выпущенной (реализованной) продукции, ни с самим фактом ее наличия. Иначе говоря, эти затраты будут присутствовать у организации каждый месяц, даже при отсутствии производства и продаж. К таким затратам относятся расходы на аренду офиса, оплата коммунальных платежей и др. При применении метода "директ-кост" появляется возможность проводить эффективную ценовую и ассортиментную политику, управлять прибылью предприятия. Отказ от распределения косвенных расходов между изделиями позволяет более достоверно оценить, во что обходится предприятию производство продукции (оказание услуг). Оперативно устанавливая нижний предел цены, можно использовать ценовую политику в конкурентной борьбе в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта и т.д. Данная система позволяет также выявлять изделия с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Таким образом, можно оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции и ориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. При применении системы "директ-костинг" упрощаются планирование (нормирование), учет и контроль, так как существенно уменьшается число статей затрат, включаемых в себестоимость. Система "директ-костинг" расширяет аналитические возможности учета, интегрируя учет, анализ и принятие управленческих решений. Рассмотрим сущность данной системы подробнее. Любая информационная система, в том числе и система "директ-костинг", представляет собой совокупность элементов, которые находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Для системы управленческого учета и всех его подсистем основными системообразующими являются объекты, методы и организационная форма. К объектам учета в данной системе относятся носители затрат в виде готовой продукции (услуг), полуфабрикатов, отдельных операций и т.п., для которых калькулируется ограниченная себестоимость; центры анализа (центры ответственности и места формирования затрат), учет затрат по которым также ведется по неполной стоимости. Особыми объектами учета в данной системе выступают маржа (маржинальный доход) как разница между выручкой и неполной стоимостью и трансфертные цены, формирующиеся также на базе "усеченной" стоимости. Организационная форма, основу которой составляет План счетов, должна обеспечивать эффективность процесса получения необходимой информации. Организация учета по методу "директ-кост" должна основываться на следующих принципах. 1. Выделение и учет переменных затрат по объектам учета на отдельных счетах, субсчетах, аналитических счетах. Например, для учета неполной стоимости проданной продукции - субсчет 90-21 "Себестоимость (неполная) продаж продукции А"; для учета неполной стоимости произведенной продукции - субсчет 43-11 "Готовая продукция (неполная стоимость) типа А". 2. Учет и оценка незавершенного производства, готовой продукции по неполной стоимости. 3. Учет выручки (признание дохода) по объектам учета на отдельных субсчетах и аналитических счетах. Например, субсчет 90-11 "Выручка от продаж продукции А". 4. Выделение периодических затрат и отражение на отдельных счетах. Например, для учета периодических затрат - счет 26 "Общехозяйственные расходы"; периодических расходов, списанных на реализацию, - субсчет 90-5 "Расходы периода". 5. Выделение отдельного счета, субсчета, аналитического счета по счету 90 "Продажи" для учета маржи по объектам учета. Например, субсчет 90-81 "Сальдо доходов и неполной стоимости продукции А". 6. Выявление маржи по переменным расходам объектов учета как разницы между кредитовым оборотом по всем аналитическим счетам субсчета 90-1 "Выручка от продаж" и дебетовым оборотом всех аналитических счетов субсчета 90-2 "Себестоимость продаж". 7. Учет маржи по переменным расходам объектов учета на отдельном аналитическом счете субсчета 90-8 "Сальдо доходов и неполной стоимости" в корреспонденции с субсчетом 90-9 "Прибыль/убыток от продаж". 8. Выявление общего финансового результата по объектам учета как разницы между кредитовым оборотом субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" и дебетовым оборотом субсчета 90-5 "Расходы периода". 9. Учет общего финансового результата корреспонденцией субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" и счета 99 "Прибыли и убытки". Проиллюстрируем данную учетную технологию на примере. Для упрощения НДС не учитывается.
Пример. Неполная стоимость продукции А - 40 руб/ед., продукции В - 50 руб/ед. Цена продукции А - 85 руб/ед., продукции В - 90 руб/ед. Произведено продукции А - 1000 шт., продукции В - 500 шт. Продано продукции А - 800 шт., продукции В - 300 шт. Периодические затраты - 10 000 руб. Определим и отразим на счетах финансовый результат в виде маржи по неполной стоимости по видам продукции, общий финансовый результат в виде прибыли и убытка от продажи всех видов продукции. Используя синтетические, аналитические счета и субсчета, предусмотренные счетным планом, введем аналитические счета для продукции типа А с кодом 01, для продукции типа В - с кодом 02.
Таблица 1
Отражение на счетах операций по учету затрат по методу "директ-кост"
Закрытие счета 90 в конце отчетного периода осуществляется следующим образом: сначала закрывается субсчет 90-8 "Сальдо доходов и неполной стоимости" в корреспонденции с субсчетами 90-1 "Выручка от продаж" и 90-2 "Себестоимость продаж" по объектам учета. Далее по объектам учета закрывается субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" в корреспонденции с субсчетом 90-8 "Сальдо доходов и неполной стоимости". И наконец, закрывается субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" в корреспонденции с субсчетом 90-5 "Расходы периода". Счет 90 и все его субсчета в итоге не должны иметь сальдо. Порядок закрытия субсчетов счета 90 проиллюстрирован в табл. 2.
Таблица 2
Порядок закрытия счета 90 "Продажи"
Приведенный пример показывает, что данная система не только не нарушает принципов финансового учета, но и позволяет осуществлять оценку и учет затрат по полной стоимости посредством введения соответствующих субсчетов и аналитических счетов, если это необходимо для решения управленческих задач и соблюдения требований по составлению финансовой отчетности.
Тема: «Использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления»
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |